Напоминание

"Волонтёрское движение в детском саду"


Автор: Сироткина Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №19 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: Проект
Тема: "Волонтёрское движение в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Волонтёрское движение в детском саду»

Сироткина Лариса Викторовна

воспитатель

МАДОУ д/с №19 «Солнышко» г.Кумертау

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском

саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает

огромные возможности для развития духовно-нравственной личности

дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной

социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются

представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре

и

зле,

формируются

духовно

-ценностные

ориентиры,

идеалы.

Современные

дети

живут

и

развиваются

в

совершенно

новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих

семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены

представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и

доброте, милосердии и великодушии.

Занятость родителей, разрыв

поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции

негативно

отражаются

на

социализации

современных

детей.

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни

ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в

частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально -

нравственной

позиции,

связанный

с

различными

сторонами

общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность

дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами

позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном

окружении, выявлению

результатов,

на

основе

которых

у

детей

сформируется

отзывчивость,

внимательность,

коммуникабельность,

милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

-

Ребенок

овладевает

основными

культурными

средствами,

способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных

видах

деятельности:

-

игре,

общении,

познавательно-

исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно

проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается

разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по

разным вопросам.

- Способен сотрудничать

и

выполнять

как

лидерские,

так

и

исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме

функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит

применять инновационные технологии. Одной из таких технологий

является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют

поставленной цели развития личности.

Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек,

несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа

жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия.

Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому,

приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.

В основе

волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя

человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать»

Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью,

которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,

ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в

команде.

Для

волонтера

ценны

такие

качества

как

трудолюбие,

доброжелательность

к

окружающим

людям,

забота

и

бережное

отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом,

побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание

помочь,

проявить

добродушие,

пожалеть

слабого,

маленького,

одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это

уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых

не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни

в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01.09.2022 по 31.05.2023) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе

группы, родители, социальные партнёры.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта:

• По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного

учреждения.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на

основе

свободного

объединения

родителей,

педагогов

и

детей,

деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением,

приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких

качеств

как

милосердие,

ответственность,

коммуникабельность,

самостоятельность;

оптимизации

детско-родительских

отношений;

повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет

осознанно принято единое образовательное пространство «Семья –

детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный

опыт

социального

взросления

и

социальной

ответственности,

почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта:

Внедрение волонтерского движения в деятельность

детского сада, направленного на развитие

духовно-нравственной

личности дошкольников; формирование у воспитанников активной

жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого

патриотического сознания.

Задачи проекта:

1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников,

педагогов, родителей детского сада.

2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки

сотрудничества,

позитивные

установки на

добровольческую

деятельность.

3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства

как представителя своего народа. Способствовать повышению значения

семейных ценностей.

4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам

приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий

потенциал и уверенность в себе.

5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от

культурной среды и этнической принадлежности.

6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность,

заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Новизна проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию

работы

современного

педагога

в

дошкольном

образовательном

учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как

образование является важнейшим факторам нравственного развития. В

соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная

культура складывается из установки на положительное отношение к

миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их

социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных

верований, физических и психических особенностей.

Такая

форма

работы,

как

волонтёрская

деятельность

становится

мощным

средством

нравственного

воспитания,

коммуникации,

необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и

дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ,

старший воспитатель, музыкальный

руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры,

родители.

Информационное:

методическая

и

справочная

литература,

периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое:

наглядные

и

дидактические

пособия,

компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы

(фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для

продуктивной деятельности .

Этапы реализации проекта: (2022-2023 учебный год)

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический

(сентябрь 2022г.)

2 этап - практический, основной

(октябрь 2022– май 2023г.)

3 этап – итоговый (май 2023г.)

План реализации проекта:

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный:

сентябрь 2022 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями,

социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт

работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии

«волонтёрское движение»

-консультация

для

педагогов:

«Что

такое

волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения

«Рука к руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в

центре волонтёрского движения (презентации,

значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское

движение

в

детском

саду»,

«Волонтёры:

история и современность»

Работа с детьми

-кастинг

детей

для

вступления

в

ряды

волонтёрского движения;

-знакомство

детей

с

волонтёрами,

с

волонтёрской деятельностью.

-просмотр

видео-презентации

«Дети

волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о

добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной:

октябрь – май 2022-2023

Октябрь

Работа

с

педагогами

ДОУ/

Работа

с

родителями

- акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии по

созданию волонтёрского движения в детском

саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

- акция «День пожилого человека»

-изготовление

подарков

пожилым

людям

детьми, совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые

дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

-

выпуск

и

распространение

буклетов

«Волонтёр – это актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- оформление фотоальбома в рамках проекта

«Наши добрые дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для

малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые

дела»

- чтение детской художественной литературы о

добре, о внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как

на самом деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение

в

детский

сад

волонтёров-

школьников.

Совместная

деятельность,

презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми

рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной

помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной

помощи больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и

зле

- акция «Книжка заболела»

Март

Работа с педагогами. Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

- игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая

работа:

рисунки

детей к Дню 8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей,

коммуникации

- оформление стенда «Рука к руке» новыми

рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в социальный центр «Семья»

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и

поступков»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и

поступков»

(приглашение

родителей,

социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция

«Георгиевская

ленточка»

-

помощь

ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посади цветок»

-неделя добрых дел

- акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

-

совместный

выход

на

мемориал

со

школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе

волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2023 г.

- Анализ результатов работы по внедрению

волонтёрского движения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка

дальнейшего

плана действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет

–ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной

к школе группы, направленного на развитие духовно-нравственной

личности дошкольников, умение ориентироваться в социуме и высокого

патриотического сознания.

2.

Использование педагогами комплекса воспитательных средств и

методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты,

толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между

воспитателями,

детьми

и

родителями,

привлечение

семьи

к

волонтёрскому движению в детском саду.

3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к

людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у

дошкольников:

готовность

прийти

на

помощь,

милосердие,

внимательность, волевые качества, инициатива.

5.

Развитие

умения

детей

ориентироваться

и

продуктивно

взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в

совместной деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы

их устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный

уровень

заинтересованности

родителями

проектом.

Повышение

мотивации

через

включение

в

волонтёрскую

деятельность

родителей

через

различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации

проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по

внедрению в педагогический процесс волонтёрского движения:

а)

создан

банк

презентаций,

художественной

литературы

по

формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г)

разработаны

и

изготовлены

дидактические

игры,

творческие

задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной

сферы детей, коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне,

выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы,

форумы)

в

качестве

руководства

по

организации

совместной

деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении

в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей,

которое дает огромные возможности для нравственного воспитания.

Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через

публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных

инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада.

Привлекать новых социальных партнёров.

Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России

//Научная

мысль

XXI

века:

результаты

фундаментальных

и

прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. –

Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева

Н..

П.

Анализ

социальных

проблем

дошкольного

воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А.

Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.



В раздел образования