Автор: Сироткина Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №19 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: Проект
Тема: "Волонтёрское движение в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Волонтёрское движение в детском саду»
Сироткина Лариса Викторовна
воспитатель
МАДОУ д/с №19 «Солнышко» г.Кумертау
Аннотация проекта
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском
саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает
огромные возможности для развития духовно-нравственной личности
дошкольников.
Основная проблема:
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной
социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются
представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре
и
зле,
формируются
духовно
-ценностные
ориентиры,
идеалы.
Современные
дети
живут
и
развиваются
в
совершенно
новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих
семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены
представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и
доброте, милосердии и великодушии.
Занятость родителей, разрыв
поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции
негативно
отражаются
на
социализации
современных
детей.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни
ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в
частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально -
нравственной
позиции,
связанный
с
различными
сторонами
общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность
дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами
позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном
окружении, выявлению
результатов,
на
основе
которых
у
детей
сформируется
отзывчивость,
внимательность,
коммуникабельность,
милосердие.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
-
Ребенок
овладевает
основными
культурными
средствами,
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных
видах
деятельности:
-
игре,
общении,
познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по
разным вопросам.
- Способен сотрудничать
и
выполнять
как
лидерские,
так
и
исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме
функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит
применять инновационные технологии. Одной из таких технологий
является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют
поставленной цели развития личности.
Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек,
несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа
жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия.
Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому,
приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.
В основе
волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя
человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать»
Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью,
которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,
ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в
команде.
Для
волонтера
ценны
такие
качества
как
трудолюбие,
доброжелательность
к
окружающим
людям,
забота
и
бережное
отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом,
побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание
помочь,
проявить
добродушие,
пожалеть
слабого,
маленького,
одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это
уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых
не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни
в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта:
1 год (с 01.09.2022 по 31.05.2023) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе
группы, родители, социальные партнёры.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта:
• По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного
учреждения.
Практическая значимость:
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на
основе
свободного
объединения
родителей,
педагогов
и
детей,
деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением,
приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких
качеств
как
милосердие,
ответственность,
коммуникабельность,
самостоятельность;
оптимизации
детско-родительских
отношений;
повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет
осознанно принято единое образовательное пространство «Семья –
детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный
опыт
социального
взросления
и
социальной
ответственности,
почувствовать себя взрослыми и нужными.
Цель проекта:
Внедрение волонтерского движения в деятельность
детского сада, направленного на развитие
духовно-нравственной
личности дошкольников; формирование у воспитанников активной
жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого
патриотического сознания.
Задачи проекта:
1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников,
педагогов, родителей детского сада.
2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки
сотрудничества,
позитивные
установки на
добровольческую
деятельность.
3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства
как представителя своего народа. Способствовать повышению значения
семейных ценностей.
4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам
приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий
потенциал и уверенность в себе.
5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от
культурной среды и этнической принадлежности.
6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность,
заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Новизна проекта
Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию
работы
современного
педагога
в
дошкольном
образовательном
учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как
образование является важнейшим факторам нравственного развития. В
соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная
культура складывается из установки на положительное отношение к
миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их
социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных
верований, физических и психических особенностей.
Такая
форма
работы,
как
волонтёрская
деятельность
становится
мощным
средством
нравственного
воспитания,
коммуникации,
необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и
дошкольников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: Заведующая ДОУ,
старший воспитатель, музыкальный
руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры,
родители.
Информационное:
методическая
и
справочная
литература,
периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.
Материально-техническое:
наглядные
и
дидактические
пособия,
компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы
(фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для
продуктивной деятельности .
Этапы реализации проекта: (2022-2023 учебный год)
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный, планово-прогностический
(сентябрь 2022г.)
2 этап - практический, основной
(октябрь 2022– май 2023г.)
3 этап – итоговый (май 2023г.)
План реализации проекта:
Этап
Содержание этапа
I этап
подготовительный:
сентябрь 2022 года.
-определение цели и задач проекта;
-планирование работы с детьми, родителями,
социальными партнерами;
-предварительная работа по сбору информации;
- анкетирование родителей;
-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт
работы других ДОУ
Работа с педагогами ДОУ
-разработка механизма внедрения технологии
«волонтёрское движение»
-консультация
для
педагогов:
«Что
такое
волонтёрство?»
-организация центра волонтёрского движения
«Рука к руке»
-подготовка различных атрибутов для работы в
центре волонтёрского движения (презентации,
значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)
Работа с родителями
-консультации для родителей: «Волонтёрское
движение
в
детском
саду»,
«Волонтёры:
история и современность»
Работа с детьми
-кастинг
детей
для
вступления
в
ряды
волонтёрского движения;
-знакомство
детей
с
волонтёрами,
с
волонтёрской деятельностью.
-просмотр
видео-презентации
«Дети
–
волонтеры».
- чтение детской художественной литературы о
добрых делах, о взаимопомощи.
II этап
Практический, основной:
октябрь – май 2022-2023
Октябрь
Работа
с
педагогами
ДОУ/
Работа
с
родителями
- акция «День пожилого человека»
- размещение на сайте ДОУ информаии по
созданию волонтёрского движения в детском
саду
Работа с детьми
- торжественное мероприятие «Рука к руке»
(принятие в ряды волонтерского движения)
- оформление стенда «Рука к руке»
- акция «День пожилого человека»
-изготовление
подарков
пожилым
людям
детьми, совместно с родителями и педагогами
- неделя помощи «Спешите делать добрые
дела»
- трудовой десант «Убираем листья»
Ноябрь
Работа с педагогами и родителями
-
выпуск
и
распространение
буклетов
«Волонтёр – это актуально»
- акция «День матери»
- благотворительная акция «Твори добро»
Работа с детьми
- акция «День матери»
- изготовление подарков для мам
- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома
- выставка рисунков «Как я помогаю маме»
-неделя добра – помогаем малышам
- благотворительная акция «Твори добро»
Декабрь
Работа с педагогами
Работа с родителями
- оформление фотоальбома в рамках проекта
«Наши добрые дела»
Работа с детьми
- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для
малышей
- неделя помощи «Спешите делать добрые
дела»
- чтение детской художественной литературы о
добре, о внимании и заботе о близких
- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как
на самом деле помогаю)
Работа с социальными партнёрами
Приглашение
в
детский
сад
волонтёров-
школьников.
Совместная
деятельность,
презентации.
Январь
Работа с педагогами
Работа с родителями
- творческий марафон «Мы – волонтёры!»
- акция «Покормите птиц зимой!»
Работа с детьми
- помогаем малышам
- неделя добрых дел
- акция «Покормите птиц зимой!»
- оформление стенда «Рука к руке» новыми
рубриками
Февраль
Работа с педагогами
Работа с родителями
- неделя добрых дел
-акция «Доброе сердце» - оказание посильной
помощи больным и нуждающимся
Работа с детьми
-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»
-неделя добрых дел
- акция «Доброе сердце» - оказание посильной
помощи больным и нуждающимся
- чтение художественной литературы о добре и
зле
- акция «Книжка заболела»
Март
Работа с педагогами. Работа с родителями
-Неделя волонтёрства в ДОУ
- акция «Женщины планеты»
Работа с детьми
- игровая и театрализованная деятельность:
«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»
-художественно-творческая
работа:
рисунки
детей к Дню 8 марта
-игры по развитию эмоциональной сферы детей,
коммуникации
- оформление стенда «Рука к руке» новыми
рубриками
- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»
- неделя добрых дел
Работа с социальными партнёрами
Экскурсия в социальный центр «Семья»
Апрель
Работа с педагогами
Работа с родителями
- акция «День Земли»
- акция «Подари книгу детскому саду»
Работа с детьми
- акция «День Земли»
- трудовой десант «Убираем мусор»
- неделя добрых дел
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и
поступков»
- акция «Подари книгу детскому саду»
Работа с социальными партнёрами
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и
поступков»
(приглашение
родителей,
социальных партнёров)
Май
Работа с педагогами
Работа с родителями
- акция «Георгиевская ленточка»
Работа с детьми
-акция
«Георгиевская
ленточка»
-
помощь
ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал
- акция «Посади цветок»
-неделя добрых дел
- акция «Игрушка на память»
- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт
Работа с социальными партнёрами
-
совместный
выход
на
мемориал
со
школьниками
- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе
волонтёрского движения в рамках проекта
III этап
аналитический:
май 2023 г.
- Анализ результатов работы по внедрению
волонтёрского движения в ДОУ
- На основе данных анализа разработка
дальнейшего
плана действий.
- Распространение опыта через СМИ, Интернет
–ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной
к школе группы, направленного на развитие духовно-нравственной
личности дошкольников, умение ориентироваться в социуме и высокого
патриотического сознания.
2.
Использование педагогами комплекса воспитательных средств и
методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты,
толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между
воспитателями,
детьми
и
родителями,
привлечение
семьи
к
волонтёрскому движению в детском саду.
3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к
людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у
дошкольников:
готовность
прийти
на
помощь,
милосердие,
внимательность, волевые качества, инициатива.
5.
Развитие
умения
детей
ориентироваться
и
продуктивно
взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в
совместной деятельности в рамках проекта.
Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы
их устранения.
Риски
Механизмы устранения
Недостаточный
уровень
заинтересованности
родителями
проектом.
Повышение
мотивации
через
включение
в
волонтёрскую
деятельность
родителей
через
различные мероприятия.
Предполагаемые продукты:
1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации
проекта:
а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»
2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по
внедрению в педагогический процесс волонтёрского движения:
а)
создан
банк
презентаций,
художественной
литературы
по
формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;
б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;
г)
разработаны
и
изготовлены
дидактические
игры,
творческие
задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной
сферы детей, коммуникации.
Перспективы распространения Проекта:
В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне,
выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы,
форумы)
–
в
качестве
руководства
по
организации
совместной
деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении
в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей,
которое дает огромные возможности для нравственного воспитания.
Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через
публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных
инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада.
Привлекать новых социальных партнёров.
Список литературы:
1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России
//Научная
мысль
XXI
века:
результаты
фундаментальных
и
прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. –
Самара, 2017. –С. 80-81
2.Гришаева
Н..
П.
Анализ
социальных
проблем
дошкольного
воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А.
Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.