Автор: Вилисова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гамовская средняя школа"
Населённый пункт: с. Гамово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правописание слов с парными согласными по глухости – звонкости в корне"
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 3
Тема: «Правописание слов с парными согласными по глухости –
звонкости в корне»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Улыбкой приветствуем гостей.
- Зачем нужен русский язык? Зачем нужно знать правила русского
языка? (грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли,
давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и
своих товарищей)
- Вспомним, что вы уже знаете.
Работа на карточке № 1.
Фронтальная проверка.
Карточка 1
1.От данных слов образуйте однокоренные
слова, которые отвечают на вопрос что
делать?
Образец: встр
е
´ча – встреча´ть
Воз –
Ход –
Скрип –
Хватка –
Крик –
2. От данных слов образуйте однокоренные
слова, которые отвечают на вопрос какой?
Образец: море – морской
Почта –
Холод –
Гриб –
Дождь –
Зима –
а) Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске буквы: с г н о е и к в
- Составьте слово из слов. Запишите получившееся слово. (снеговик)
- Когда и где делают снеговиков? (На улице зимой)
- Сегодня я предлагаю на уроке русского языка попробовать слепить
снеговика. Каждый раз, когда у нас будет получаться выполнить задание, тоя
буду прикреплять одну часть снеговика на доску. Проверим, получится ли у
нас это!
2. Постановка темы и целей урока.
- Возьмите карточку № 2. Вставьте пропущенные буквы в словах.
- Какие орфограммы встретились в этом тексте? (непроверяемые и
проверяемые безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости
согласные)
- С одной темой мы уже работали. Значит, делаем вывод, какая будет
тема урока? (Правописание слов с парными по глухости – звонкости
согласными звуками в корне)
- Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные
согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в
корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить
слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать
проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова).
- Могу прикрепить основание – самый большой ком от снеговика. Ведь
мы поняли, что нужно делать нам на уроке.
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы.
Ночью грянул мор.. . На сн..гу образовалась
кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах
по л..сной
доро..ке. А вот ро..кий зв..рёк в
белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это
за..ц!
3.Работа по теме урока
- В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-
Запишите
согласные
парами:
в
верхней
строчке
–
буквы,
обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
На экране презентация. Слайд 2.
- Отгадайте загадку
( читает ученик)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной
!
(Мороз.)
- К какой части речи относится? (имя сущ.)
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)
- Где в слове находится парный согласный? (В корне слова и на конце
слова)
- Как проверить написание?
- Обратимся к учебнику. Прочитаем правило и узнаем способы
проверки парного согласного. Откройте учебник на стр. 112 и прочитайте
правила (сведения о языке).
- Назовите способы проверки.
1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].
- Правило узнали, теперь прикрепляю на доску второй снежный ком
снеговика.
- Назовите проверочные слова к отгадке «мороз» (морозец, морозный,
морозильник, заморозить, морозище, морозно, морозить, отморозить и
т.д.)
- Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и
разберём по составу (1 ученик у доски)
Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный
- Выделите орфограмму
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне
слова)
- Обозначьте ударную и безударную гласные.
- Подберите синоним к слову мороз. (холод).
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова.
Безударная гласная в корне слова)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете
применять правило проверки парной согласной в корне слова.
Карточки № 3
Нужно обвести верную парную согласную букву,
подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий,
варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т,
д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
Слайд 3. Самопроверка.
- Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.
1 вариант з д б д з ж в г ш б
2 вариант ж б в в д в з ж г г
(Выборочно спросить проверочные слова)
- Теперь прикрепляю еще один снежный ком для снеговика.
б) Работа в парах
- Ребята, на столах у вас листочки. Работаем теперь в парах, вам нужно
доказать, в каком ряду все слова пишутся с одинаковой парной согласной
буквой. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка № 4:
1.
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
2.
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
3.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4.
-Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( ф ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( в )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит,
в
каком
ряду
во
всех
словах
пишется
одинаковая
буква? (третьем)
-Встаньте пары, которые выполнили работу верно.
- Вот уже у снеговика на доске появились ручки.
5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
6. Закрепление
а) Слайд 5. (7 слов)
-Прочитайте текст (читает ученик).
Выпал первый сне.. . Он мя..кий, белый, пушистый. Ребята играют в
сне...ки. Красивый зимний наря.. земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными
в корне, подобрав устно проверочное слово.
Проверка (называют слово с парной согласной и устно проверочное
слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку?
-В написании каких слов ошиблись?
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте?
(Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красивый, земли)
- На лице у снеговика появляются глаза и улыбка.
б) Групповая работа.
Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами
и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).
А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение
задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто
ответственный за временем выполнения работы, секретарь - пишет
задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и
только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете
объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, ответственный
за временем показывает сигнал - поднять руку.
Ребята, после того, как вы послушаете группу будут заданы вопросы. Будьте
внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)
Задания для групп
1 группа
Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:
Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.
Вопрос группе - Сколько раз встречается звук [ п ]?
2
группа
Допишите предложения словами с противоположным значением.
В скобках напишите проверочные слова
Тополь высокий, а шиповник……………( ).
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
Вопрос группе - Как называются слова с противоположным
значением?
3
группа
К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос
ЧТО? Подчеркните парную согласную.
Загадать - …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………....
Вопрос группе -
К какой части речи относятся подобранные
слова? Почему?
4
группа
Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным.
Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.
Частый - …………………...
Широкий - ……………………
Жёсткий - ……………...
Густой - …………………….
Далёкий - …………………..
Вопрос группе -
К какой части речи относятся подобранные
слова? Почему?
5 группа
Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте
пропущенную парную согласную.
Кругом, сне., зимой, лежит.
На, лё., пруду, сколь.кий.
По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.
Вопрос группе - Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Теперь прикрепляю снеговику нос – морковку. Кажется, наш снеговик
готов.
Дополнительное задание, если останется время!
- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Тест.
1.
Подчеркни парные согласные.
з, б, р, к, н, с, ж, ч.
2.
Подчеркни слова с орфограммой парный согласный по глухости -
звонкости.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос.
3.
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Слайд На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
У кого допущены ошибки?
7. Рефлексия.
- Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по
теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в
корне».
- Какую цель ставили на урок?
- Выполнили ли мы задачи?
Если будет время!
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
- Завершая урок, я хочу добавить снеговику последний элемент – это
ведро на голову! Это ведро наполненное вашими знаниями. Теперь,
можно сказать точно, наш снеговик получился замечательно! Спасибо
Вам за работу на уроке!
8. Домашнее задание по выбору = рефлексия.
У снеговика есть целым мешок со снежинками. Выберите Белую
снежинку – если вы сегодня всё поняли, а также сможете выполнить без
помощи домашнее задание. Возьмите голубую снежинку – если вам
сегодня было трудно, вы не всё поняли, не сможете выполнить задание
по сегодняшней теме. Синяя снежинка – эта снежинка для тех, кому
ничего не понятно сегодня, кому ещё нужно будет разбираться, работать
с правилом.
1. Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным
в корне слова.