Автор: Чередова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для домашней работы учащихся
Тема: Сборник этюдов для скрипки. Средние классы.
Раздел: дополнительное образование
МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»
Сборник этюдов для
скрипки
Средние классы
Учебно-методическое пособие
для домашней работы учащихся
Составитель:
преподаватель по классу
фортепианного объединения
Чередова Е.А.
г. Сыктывкар
2020
Содержание
1.Пояснительная записка
3
2.А.Комаровский. Этюд №26 партия скрипки
5
3. А.Комаровский. Этюд №26 Клавир
6
4. А.Комаровский. Этюд №27 партия скрипки
7
5. А.Комаровский. Этюд №27 Клавир
8
6. Ф.Рис. Этюд №10 партия скрипки
10
7. Ф.Рис. Этюд №10 Клавир
11
8. Методические указания
13
9.Заключение
14
10.Список использованной литературы
15
Приложение: Диск (см.Аудиоприложение №3)
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие предназначено для учащихся 3 – 4
классов по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе
«Струнные
инструменты»
(скрипка)
по
предмету
«Специальность». Пособие сопровождается диском с записью фортепианных
аккомпанементов к этюдам в исполнение автора сборника (минусовка). В
составлении данного сборника методическую помощь оказала преподаватель
высшей категории по классу скрипки Дыруль Эмма Александровна.
Автор - составитель в качестве учебного пособия выбрала сольные
этюды для скрипки следующих авторов: А.Комаровского, Ф.Риса. Для того,
чтобы учащимся было легче интонировать, держать верный темп, точный
ритм, автором- составителем учебного пособия сочинены аккомпанементы к
данным этюдам для использования в классной и домашней работе учащегося.
Такая форма работы над этюдами приносит большую эффективность. В
конце учебного пособия прилагаются методические указания для работы с
этюдами. Этюды в сборнике представлены по степени сложности.
Аккомпанементы также записаны на диске, что даёт учащимся
возможность самостоятельно заниматься дома.
На флеш - диске сначала настраивается инструмент с целью
подстройки инструмента в домашних занятиях. Затем звучит этюд на
скрипке соло, после этого – с аккомпанементом. Завершающим этапом
является звучание минусовки фортепиано.
Цель учебного пособия:
Предоставление учащемуся записи аккомпанементов к этюдам для
занятий в классных и домашних условиях.
Задачи:
1.Совершенствование музыкально – технических навыков игры на
скрипке.
2.Выполнение домашнего задания более качественно.
3.Развитие у учащегося заинтересованного отношения к работе над
техническим материалом для дальнейшего применения данных навыков в
музыкальных произведениях.
Методические указания
На примере данных этюдов учащиеся 3 – 4 классов знакомятся с II, III
позициями.
Материал
этюдов
поможет
учащимся
овладеть
техникой
переходов, соединением струн. Немаловажным является то, что на этом
этюде отрабатывается соединение правой и левой руки.
Ф.Рис. Этюд №10
Этюд написан в тональности до мажор в III позиции. Для скрипачей
существует определённая сложность играть в этой тональности, поскольку
расположение пальцев не самое удобное для левой руки. Аккомпанемент
поможет скрипачу справиться с интонационными трудностями.
А.Комаровский. Этюд №26
Этюд написан в тональности ре мажор. Сложность этюда заключается
в чистом интонировании при переходе из I позиции в III позицию и обратно.
Игра с аккомпанементом поможет скрипачам в работе над интонацией.
А.Комаровский. Этюд №27
Этюд написан в тональности до мажор. Сложность этюда заключается
в чистом интонировании при переходе из I позиции в III позицию и обратно.
Тональность до мажор представляет определённую сложность в
интонировании.
Заключение
Представленное учебно-методическое пособие – «Сборник этюдов для
скрипки с аккомпанементом фортепиано» - это важная работа в данном
направлении.
Аккомпанементы
написаны
(сочинены
специально
для
сборника) преподавателем Чередовой Е.А. и записаны на аудиодиск в виде
минусовки.
Благодаря записанным на диск аккомпанементам, учащиеся получат
возможность справляться с интонационными сложностями этюдов в игре на
скрипке в классе и, что особенно важно, в самостоятельных домашних
занятиях.
В
данное
учебное
пособие
включены
инструктивные
этюды
Ф.Вольфарта,
А.Комаровского,
Ш.Данкля.
Эти
этюды
являются
незаменимыми в работе над штрихами и развитием технических приёмов у
учащихся скрипичных классов. Автор надеется, что сборник явится большим
подспорьем в работе преподавателей и учащихся средних классов ДМШ.
Список использованной литературы:
1.Избранные этюды 3-5 классы. /Сост.М.Гарлицкий, К.Родионов,
К.Фортунов. - М., 1990.
2.Пудовочкин
Э.
Техническое
воспитание
скрипача.
-
Спб.:
Композитор , 2016.
3 .Юный скрипач. - СПб: Композитор, 2002.