Напоминание

Работа губного аппарата при игре на духовых инструментах


Автор: Халзанова Арюна Баировна
Должность: преподаватель по классу кларнет
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина г. Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Работа губного аппарата при игре на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа губного аппарата при игре на духовых инструментах

Халзанова Арюна Баировна

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу кларнет

В процессе игры на кларнете, как и на других

духовых инструментах,

наиболее

сложные и тонкие действия выполняет губной аппарат исполнителя. Сложность работы губ

заключается

в

их

приспособлении

к

колебательным

движениям

возбудителей

звука.

У

исполнителей на различных духовых инструментах функции губ не являются одинаковыми:

они определяются конструктивными особенностями духового инструмента.

При игре на флейте играющий губами регулирует движение выдыхаемой струи

воздуха, придавая ей необходимое направление и нужную форму. По — иному используются

губы у исполнителей на язычковых инструментах. При игре на инструментах с одинарным

язычком

(кларнете,

саксофоне)

колебательный процесс

трости

регулируется в

основном

нижней губой. Верхняя же губа с язычком непосредственно не связана, и её задачей является

плотное

смыкание

с

верхним

срезом

мундштука

для

предотвращения

просачивания

выдыхаемой

струи воздуха

наружу.

Исполнители

на

инструментах с

двойным

язычком

(гобое, английском рожке, фаготе) регулирует двойную трость прямым воздействием обеих

губ. Еще более специфичным функции губ у играющих на медных духовых инструментах.

Здесь

центральные

участки

губ,

охваченные

мундштуком,

являются

своеобразными

язычками, колебания которых способствует образованию звука.

Регулирующие функции губ являются результатом сложного взаимодействия их с

целой системой лицевых мышц. Именно работа лицевой мускулатуры придает губам при

игре нужную форму и заставляет колебаться их с большей или меньшей интенсивностью.

В процессе звукоизвлечения на кларнете специфическая работа губного аппарата

протекает

в

неразрывном

контакте

с

мундштуком

и

тростью.

Поэтому,

правильная

постановка

мундштука

на

губах,

рациональное

взаимоположение

губ

и

трости

имеют

большое практическое значение для исполнителей.

Способ постановки губного аппарата на кларнете — слегка подвернутая нижняя

губа образует пружинистую мускульную подушку, ну которой удобно располагается трость,

а

верхняя

плотно

прилегает

к

мундштуку.

Верхние

зубы

слегка

опираются

на

срез

мундштука, поэтому при игровом контакте центральных участков нижней губы с тростью

последняя не испытывает напряженной хватки губ. Губы играющего ни в коей мере не

должны

растягиваться

в

стороны

углов

рта,

произносится

как

бы

буква «О»

сохраняя

естественное

положение.

Эта

постановка

помогает

кларнетистам

избежать

излишнего

напряжения и утомления губ в процессе игры.

Наибольшей сложностью работа губ отличается на медных духовых инструментах,

поэтому взаимоположению губ и мундштука здесь придается особое значение. Принято

считать рациональным такое размещение мундштука на губах, когда последний своими

полями охватывает центр губ и несколько большей частью опирается на верхнюю губу.

Верхняя губа обладает большей силой и прилегает к неподвижной верхней челюсти. Поэтому

упор на эту губу придает мундштуку при игре большую устойчивость, а губному аппарату —

необходимую силу и выдержку. Вместе с тем нижняя губа, являющаяся более подвижной,

при

таком

положении

мундштука

получает

свободу

для

осуществления

двигательных

функций.

Этот

способ

не

является

единственно

правильным

зависимости

от

индивидуальных особенностей музыканта) мундштук может занимать на губах и другое

положение: например, опираться на нижнюю губу, смещаться от центра губ в сторону и т.п.

Работа губного аппарата при игре на медных на медных духовых инструментах

отличается

сложностью

и

своеобразием.

Часть

губ,

которая

не

охвачена

мундштуком,

выполняет

в

основном

функцию натяжения

или

растягивания

углов

рта

в

стороны.

В

центральной

же

части

губ,

охваченной

полями

мундштука,

мышечные

усилия

концентрируются в обратном направлении: губы здесь как бы «собираются» к центру, для

того, чтобы придать губной щели округлую форму и тем самым способствовать движению

полной струи воздуха в мундштук инструмента. Кроме того, при игре на медных духовых

инструментах губы испытывают значительное давление со стороны мундштука (особенно

при игре высоких звуков), а это требует от них достаточного запаса силы и энергии.

Функции губ при игре на духовых инструментах.

При игре на духовых инструментах наиболее сложные и тонкие действия выполняют

губы. Сложность работы губ заключается в их приспособлении и регулирующей роли по

отношению к колебательным движениям возбудителя звука. У исполнителей на различных

духовых

инструментах

функции

губ

не

являются

одинаковыми:

они

определяются

конструктивными особенностями духового инструмента.

Регулирующие функции губ являются результатом сложного взаимодействия их с

целой системой лицевых мышц.

Структура

мышечной

системы

такова,

что

мышечные

силы

действуют

в

двух

направлениях: одни мышцы способствуют смыканию губ, другие — растягиванию их в

стороны.

Контроль

за

работой

мышц

основывается

на

особом

«мышечном

чувстве»

исполнителя, которое тесно связанно с музыкально

— слуховыми представлениями. На

основе этих представлений исполнитель вырабатывает способность ощущать положение губ,

степень их напряжения, которые необходимы для воспроизведения звука.

Развитие

губной

техники

в

значительной

степени

связано

с

правильным

местоположением мундштука на губах. Способ постановки мундштука на губах зависит от

двух основных моментов:

1. от рода инструмента.

2. от анатомо — физиологических особенностей.

Развитие губного аппарата.

Поскольку работа губ лежит в основе звукоизвлечения на духовых инструментах, то

систематическая тренировка губного аппарата приобретает для исполнителя первостепенное

значение. Тренировка губного аппарата включает в себя два основных момента:

а) развитие силы губ

б) развитие подвижности губ

Для развития силы и выдержки губного аппарата могут быть применены различные

упражнения,

однако

наибольший

эффект

дает

систематическое

исполнение

продолжительных звуков. Использование их в качестве упражнений полезно по тому, что они

укрепляют мускулатуру губ и лица, развивают плавный и равномерный выдох и в конечном

итоге способствуют достижению полноценного звука.

Наряду

с

игрой

продолжительных

звуков

отличным

средством

укрепления

и

развития губ

является

исполнение

музыки в

медленном

движении.

Ценность подобных

упражнений заключается в том, что задача укрепления и развития губного аппарата здесь

органически сочетается с развитием художественно — исполнительских навыков.

Для

развития

гибкости

и

подвижности

губ

рекомендуется

систематическое

исполнение различных интервалов. Эти упражнения развивают у исполнителя навык быстрой

и точной смены напряжения губ при переходах с одного звука на другой. Они применяются

исполнителями на всех духовых инструментах.

Отличным

средством

для

развития

силы

и

подвижности

губ

является

также

исполнение гамм, этюдов и художественных произведений.

Техника языка при игре на духовых инструментах.

При иге на духовых инструментах функциональная деятельность языка имеет не менее

важное значение, чем работа губного аппарата или дыхательной мускулатуры. Играя роль

своеобразного клапана, язык формирует и регулирует движение в инструмент выдыхаемой

струи

воздуха

и

тем

самым

оказывает

существенное

влияние

на

весь

процесс

звукоизвлечения.

Разнообразие

действий

языка

объясняется

результатом

сокращения

отдельных

языковых мышц, которые в целом, совместно с работой амбушюра, дыхательного аппарата и

при постоянном слуховом контроле обеспечивают возможность выполнения разнообразных

приемов атаки звука и исполнения различных штрихов.

Основой

для

развития

техники

языка

и

овладения

различными

приемами

извлечения звука должно стать умелое выполнения играющим обычной атаки (на слог ту).

При этом главное внимание необходимо обращать на то, чтобы толчок языка и начала выдоха

происходили

строго

одновременно.

Быстроту,

четкость

и

легкость

движений

языка

необходимо

развивать

постепенно,

следя

за

точной

координацией

этих

движений

с

действиями пальцев, губ и дыхания. Для развития техники языка и овладения различными

штрихами

целесообразно

играть

гаммы

и

этюды.

Окончательное

закрепление

этот

исполнительский навык должен найти в работе над художественными произведениями.

Список используемой литературы:

1. Б.А. Диков «Методика обучения игре на кларнете» Москва 1983 г.

2. А. А. Федотов «Методика обучения игры на кларнете» Москва. Музыка 1975 г.

3. В. Н. Гержев «Методика обучения игре на духовых инструментах»



В раздел образования