Автор: Ануфриенко Анна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/c № 92
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Выступление дефектолога
Тема: "Использование ИКТ в развитии познавательных процессов у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников
Применение ИКТ в развитии познавательных процессов( сайт Мерсибо)
Подготовила учитель-дефектолог Ануфриенко А.А
Выступление:
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе
представить мир без информационных ресурсов. На сегодня информационные
технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и
специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования
современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать
развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка
большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно
приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде
текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной
скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей
новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые
требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного
образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал
обогащенного развития личности ребенка.
Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять
информационные технологии.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к
занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем
более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает
развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают
личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют
увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у
дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться
многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно
использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими
сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития
психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности:
восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм
практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом,
впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов
действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного
уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта
способность является главнейшей психологической базой для введения в игру
дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными
средствами возникают психические новообразования (теоретическое
мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата
действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому
повышению творческих способностей детей.
Обращение
Уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось вас познакомить с сайтом
«Мерсибо» , игры которого я успешно применяю в своей практике . А так же,
поиграв с вами услышать ваше мнение понравились ли вам эти игры, будете ли
применять их со своими детьми. Итак немного об играх.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно
классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания,
использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и
явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и
повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране
монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к
абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр
создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить
которые ребенок может самостоятельно.
На этом же сайте, хочу обратить ваше внимание на игры, которые развивают
психические процессы( внимание, память, мышление, речь слуховое и
зрительное восприятие ) Так как у детей именно нашей группы страдают эти
процессы.
(несколько игр проигрывается вместе с родителями)
Понравилось вам играть? Как вы думаете для ваших детей это актуально?
Надо помнить! Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о
сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по
времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-
15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за
компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается
70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за
компьютером не актуален.
Я готова ответить на все ваши вопросы! Спасибо что пришли! До
свидания!