Автор: Бояринцева Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 5 г.Туймазы
Населённый пункт: г. Туймазы
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Звук [т]. Буква Т. Лексическая тема: "Транспорт""
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности.
Автор:
Бояринцева
Людмила
Анатольевна,
учитель-логопед
МАДОУ
детский сад № 5 г.Туймазы.
Тема: «Звук [т]. Буква Т. Лексическая тема «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать умение детей четко произносить звук [т] изолированно, в
слогах, словах, уточнить артикуляцию звука [т], воспроизводить слоговой
ряд, отгадывать загадки, образовывать относительные прилагательные;
- расширять словарь по теме: «Транспорт», уточнить виды транспорта;
-совершенствовать умение согласования существительного с числительным;
-закреплять умения составлять схему предложения;
-создавать условия для пробуждения речевой активности детей на ООД.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, восприятие, зрительное и слуховое
внимание, память, логическое мышление, дыхание, силу голоса, мелкую
моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, умение слышать и слушать других,
чувство взаимопомощи.
Структурная единица: «Речевое развитие».
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие».
Методические приемы: анализ, синтез, вопросы, сравнение, обобщение,
классификация, систематизация.
Средства
реализации:
зеркала,
профиль
звука,
звуковые
дорожки,
предметные картинки, счетные палочки, мяч, раздаточный материал по
подготовке к обучению грамоте (символы звуков, схемы предложений).
Ход ООД:
I.Вводная часть. Организационный момент.
Упражнение на дыхание
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже,
А потом –
Шаг на месте,
Не спеша.
II.Основная часть. Сообщение темы ООД.
-Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы узнаете из отгадок
-Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит (самолет)
-Дом по улице бежит,
Дом колесами шуршит.
Подбегает к остановке,
Всех желающих берет –
И опять бежит вперед (автобус)
-Не летает, жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два веселых огонька.
Это дал завод ему:
И огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор,
Мчался чтоб, во весь опор (автомобиль)
-Скажите, как можно одним словом назвать самолет, автобус, автомобиль?
(Транспорт).
-Какой первый и последний звук в слове ТранспорТ? ( звук [т]).
-Сегодня мы познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука [т] по артикуляционным и акустическим
признакам.
-Возьмите зеркала.
-Чтобы правильно произнести звук [т]:
-губы в свободном положении;
-зубы сближены, но не сомкнуты;
-кончик языка стучит за верхними зубами;
-горлышко «молчит»;
-закроем уши, произнесем звук [т], что слышим? (шум), значит звук [т] –
глухой.
-Произнесите звук [т]:
-есть преграда для прохождения воздушной струи? (язык мешает)
-Вспоминаем ПРАВИЛО! Если воздушная струя встречает преграду, то
это звук какой? (согласный).
Звук [т]:
-согласный;
-твердый;
-глухой.
Обозначение: синий круг.
IV. Развитие фонематического восприятия.
-Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы, если услышите звук [т] –
хлопайте в ладоши. Будьте внимательны.
-
м, т, у, д, т, и, т, а, у, т…
-та, ту, ма, то, мо, ты …
Будьте внимательны, я буду произносить слова:
-троллейбус, метро, самокат, машина, самолет, парашют…
V. Работа над звуком [т] в слогах.
-На кого я посмотрю глазками, тот и повторит слоговую цепочку:
то-то-ту то-ты-то
та- ту -та, ты-та-ты
Повторяем громко, тише, шепотом, про себя: та-то-ту-ты, ат-от-ут-ыт
VI. Работа над звуком [т] в словах.
а). Дидактическое упражнение «Договори последний звук [т] и назови
слово целиком»
вин…, бин…, зон…, кус…, мос…, лис…, сала…, жаке…, паке…
б). Дидактическое упражнение «Договори последний слог –та- и назови
слово целиком»
лопа… газе…
конфе… воро…
моне… котле…
пала… раке…
в). Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове»
-самолет, троллейбус, автобус, самокат, метро, автомобиль, такси, вертолет,
трамвай…
г). Дидактическое упражнение «Посчитай 1-5»со словами:
-самолет, трамвай, такси, автобус
VII. Физкультминутка.
Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
Самолеты полетели,
На полянку дружно сели.
VIII. Работа над звуком [т] в предложении.
-У вас на столах картинки, надо придумать предложение и составить к нему
схему.
Например, Автомобиль едет по шоссе.
Трамвай ездит по рельсам.
IX. Знакомство с буквой Т.
-Звуки мы слышим (уши) и произносим (рот), а буквы мы видим (бинокль) и
пишем (рука), благодаря этому люди могут читать и писать.
Показ буквы Т.
-Т трудилась целый день,
Забивала гвозди в пень
О.Гофман.
-На что похожа буква Т?
-Покажем букву Т в воздухе.
-Покажем букву Т пальцами.
X. Самостоятельная деятельность обучающихся.
-Выложите из счетных палочек букву Т.
XI.Заключительная часть. Итог ООД.
1.С каким звуком познакомились?
2.Дайте характеристику звука [т].
3. Игра в мяч. Назовите транспорт со звуком [т].
4.Что понравилось, что было трудным?