Напоминание

«Что такое тревожность»


Автор: Вершинникова Людмила Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Туймазы, Республики Башкортостан
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: «Что такое тревожность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Что такое тревожность»

СЛ.1. "Что такое тревожность"

СЛ.2. Тревожность от слова тревога.

Тревога- это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая

особенность,

которая

состоит

в

повышенной

склонности

человека

испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них.

СЛ.3. Различаются такие виды тревожности:

- личностная;

- ситуативная.

- Личностная тревожность, как качество конкретной личности, часто

перенимается от родителей, особенно, когда родители сами склонны к

пессимизму, меланхолии. Ребенок, как зеркало, отражает родительские

тревоги.

- Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, а у

детей со страхами.

СЛ.4. У детей вызывают страхи:

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

смерть близких родственников;

страшные сны;

Зловещие

существа

(ведьма,

призраки,

и

др.);Поэтому

родителям

необходимо

контролировать, какие герои ребенка интересуют,

по возможности ограничивать просмотр различных

сказок и мультфильмов, особенно перед сном.

Тревожного ребенка пугает предстоящая учеба в

школе;

Следующая

причина

потеря

любви

родителей,

особенно любви матери, расположения сверстников,

страх потеряться самому.Все это вызывает у

ребенка

чувство

одиночества,

чувство

вины,

которые характеризуются чувствами досады на

себя, как недостойного.

Также ребенок боится, быть несостоятельным, не

соответствовать

образу«хорошего»

ребенка,

особенно если к нему предъявляются завышенные

требования;

Отсутствие

у

детей

физической

безопасности

вызывают

физическое

насилие,

неблагоприятные

микросоциальные

и

бытовые условия, неспособность овладеть средой.

Тревожные дети часто болеют, у них низкая самооценка, редко

проявляют инициативу зачастую они очень дисциплинированные,

так они защищают себя или наоборот чрезмерно обеспокоенные,

такие дети боятся не самого события, а его предчувствия.

Тревожный ребенок раздражителен, у него нарушен сон, он

проявляет постоянное беспокойство.

СЛ.6. Выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и

деятельности в виде состояния треворги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в

чрезмерном

спокойствии,

нечувствительности

к

реальному

неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через

специфические способы поведения.

СЛ.7. Критерии определения тревожности у ребенка

Постоянное

беспокойство.

Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-

либо.

Мышечное

напряжение

(например,

в

области

лица,

шеи).

Раздражительность.

Нарушение

сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из

критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

СЛ.8 . Работа с тревожными детьми организуется в трех направлениях:

1.Повышение самооценки ребенка.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального

напряжений.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих

ребенка.

СЛ.9.Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку

используйте

следующие

методы:

-

как можно чаще называйте ребенка по имени

хвалите

его в

присутствии

других

детей

и

взрослых.

- избегайте

таких заданий, которые выполняются за определенное

фиксированное

время.

- установите с ребенком визуальный контакт, такое прямое общение

«глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

запастись терпением.

СЛ.10. Обучайте ребенка и учитесь сами способам снятия мышечного и

эмоционального напряжений.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в

мышечных зажимах в области лица и шеи.

-выполняйте с ребенком релаксационные упражнения.

- установите телесный контакт с ребенком и используйте элементы

массажа. Простое растирание тела способствует снятию мышечного

напряжения.

СЛ11,12. В отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих

ребенка очень полезными являются

игры с песком, глиной, с водой,

различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

СЛ.13

Помогает обыгрывание с ребенком, как уже происходивших ситуаций,

так

и

возможных

в

будущем.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и

конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до

абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны

(иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя

роли

сильных

героев,

ребенок

приобретает

чувство

уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с

трудностями.

СЛ.14.

Уважаемые

родители,

давайте

поможем

нашим

детям

преодолеть страхи и снять тревожность. А для этого:

Необходимо понимать и принимать тревогу ребенка, он имеет на

нее полное право.

Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при

свете. Таким образом, вы показываете ему пример поведения, как

можно решать тревожащие его ситуации.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем

времени .Боялся, но потом удалось сделать то - то и то - то.Надо

готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.

Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его

что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся

солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением

своего лица. Улыбайтесь чаще.

Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой

ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».

Помогать ребенку в преодолении тревоги — значит создавать

условия, в которых

ему будет не так страшно.

СЛ.15.

Всё в ваших руках!

СЛ.16. Спасибо за внимание!



В раздел образования