Автор: Вершинникова Людмила Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Туймазы, Республики Башкортостан
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: «Что такое тревожность»
Раздел: дошкольное образование
«Что такое тревожность»
СЛ.1. "Что такое тревожность"
СЛ.2. Тревожность от слова тревога.
Тревога- это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка.
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая
особенность,
которая
состоит
в
повышенной
склонности
человека
испытывать беспокойство по самым разным поводам, порой и вовсе без них.
СЛ.3. Различаются такие виды тревожности:
- личностная;
- ситуативная.
- Личностная тревожность, как качество конкретной личности, часто
перенимается от родителей, особенно, когда родители сами склонны к
пессимизму, меланхолии. Ребенок, как зеркало, отражает родительские
тревоги.
- Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, а у
детей со страхами.
СЛ.4. У детей вызывают страхи:
•
огонь и пожар;
•
болезнь и операция;
•
природные стихии;
•
смерть близких родственников;
•
страшные сны;
•
Зловещие
существа
(ведьма,
призраки,
и
др.);Поэтому
родителям
необходимо
контролировать, какие герои ребенка интересуют,
по возможности ограничивать просмотр различных
сказок и мультфильмов, особенно перед сном.
•
Тревожного ребенка пугает предстоящая учеба в
школе;
•
Следующая
причина
потеря
любви
родителей,
особенно любви матери, расположения сверстников,
страх потеряться самому.Все это вызывает у
ребенка
чувство
одиночества,
чувство
вины,
которые характеризуются чувствами досады на
себя, как недостойного.
•
Также ребенок боится, быть несостоятельным, не
соответствовать
образу«хорошего»
ребенка,
особенно если к нему предъявляются завышенные
требования;
•
Отсутствие
у
детей
физической
безопасности
вызывают
физическое
насилие,
неблагоприятные
микросоциальные
и
бытовые условия, неспособность овладеть средой.
•
Тревожные дети часто болеют, у них низкая самооценка, редко
проявляют инициативу зачастую они очень дисциплинированные,
так они защищают себя или наоборот чрезмерно обеспокоенные,
такие дети боятся не самого события, а его предчувствия.
Тревожный ребенок раздражителен, у него нарушен сон, он
проявляет постоянное беспокойство.
СЛ.6. Выделяют две основные формы тревожности:
открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и
деятельности в виде состояния треворги;
скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в
чрезмерном
спокойствии,
нечувствительности
к
реальному
неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через
специфические способы поведения.
СЛ.7. Критерии определения тревожности у ребенка
Постоянное
беспокойство.
Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-
либо.
Мышечное
напряжение
(например,
в
области
лица,
шеи).
Раздражительность.
Нарушение
сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из
критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
СЛ.8 . Работа с тревожными детьми организуется в трех направлениях:
1.Повышение самооценки ребенка.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального
напряжений.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих
ребенка.
СЛ.9.Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку
используйте
следующие
методы:
-
как можно чаще называйте ребенка по имени
хвалите
его в
присутствии
других
детей
и
взрослых.
- избегайте
таких заданий, которые выполняются за определенное
фиксированное
время.
- установите с ребенком визуальный контакт, такое прямое общение
«глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
запастись терпением.
СЛ.10. Обучайте ребенка и учитесь сами способам снятия мышечного и
эмоционального напряжений.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в
мышечных зажимах в области лица и шеи.
-выполняйте с ребенком релаксационные упражнения.
- установите телесный контакт с ребенком и используйте элементы
массажа. Простое растирание тела способствует снятию мышечного
напряжения.
СЛ11,12. В отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих
ребенка очень полезными являются
игры с песком, глиной, с водой,
различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
СЛ.13
Помогает обыгрывание с ребенком, как уже происходивших ситуаций,
так
и
возможных
в
будущем.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и
конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до
абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны
(иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя
роли
сильных
героев,
ребенок
приобретает
чувство
уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с
трудностями.
СЛ.14.
Уважаемые
родители,
давайте
поможем
нашим
детям
преодолеть страхи и снять тревожность. А для этого:
•
Необходимо понимать и принимать тревогу ребенка, он имеет на
нее полное право.
•
Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при
свете. Таким образом, вы показываете ему пример поведения, как
можно решать тревожащие его ситуации.
•
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем
времени .Боялся, но потом удалось сделать то - то и то - то.Надо
готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
•
Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его
что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся
солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
•
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением
своего лица. Улыбайтесь чаще.
•
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой
ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
•
Помогать ребенку в преодолении тревоги — значит создавать
условия, в которых
ему будет не так страшно.
СЛ.15.
Всё в ваших руках!
СЛ.16. Спасибо за внимание!