Напоминание

"Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?"


Автор: Семыкина Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с Красногорск Томаринского района Сахалинской области
Населённый пункт: село Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красногорск

МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области

Семыкина Любовь Сергеевна

Статья «Какие орфографические умения следует формировать у учащихся

начальных классов?»

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у

младшего школьника, работу над которыми надо начинать на ранних этапах:

1) обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом;

3) применять правило;

4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий

"звук" и "буква";

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм;

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, поскольку

нахождение орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции

звуков.

Ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать

звучащее слово. В чем оно заключается:

- выделять отдельные звуки и определять их характер;

- устанавливать последовательность звуков;

ориентироваться в звуках - соседях;

проводить полный звуковой анализ слов.

Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда

ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается

фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Задание "Сильный - слабый".

1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок

Гласные буквы одинаковые.

3. Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

Гласные звуки разные.

4. Поможем слабому!

в слове кОт гласный О под ударением - сильный

в слове кОтенок гласный О – безударный - слабый

5. Ударная буква О с слове "кОт" по ударением помогает правильно написать безударную

букву в слове "кОтенок".

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он усваивает сильную и

слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит

слабую позицию в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

"Найди опасное место".

Учитель произносит слово, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук,

которому при письме нельзя доверять, но прежде они вспоминают, как его найти. Надо

определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и "опасное

место".

"Светофор".

Ученики должны показать красный сигнал светофора, или зажечь красный огонек, как

только найдут "опасные места".

"Зажги маячок".

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные

места".

Приемы по выработке орфографической зоркости.

В практической работе использую следующие приемы и виды упражнений,

способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1) Списывание. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В

этот период главная задача - научить правильному начертанию букв и их соединений, не

допускать пропусков, и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

Поэтому уже на начальных этапах надо соблюдать алгоритм списывания.

Алгоритм списывания.

1. Прочитай слово (предложение).

2. Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом слове (предложении).

4. Прочитай слово (предложение) так, как оно записано.

5. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последний раз.

6. Проверь написанное:

а) читай то, что записал, по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (предложением).

Если обучение списыванию организуется по алгоритму, то происходит развитие не только

интуитивно, но и осознанно.

Игра "Как птичка зернышки клюет?"

Учитель задает этот вопрос классу перед списыванием, дети показывают движение головы

"вверх-вниз". А на вопрос: "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" хором отвечают: "В

книгу-тетрадь, в книгу - в тетрадь".

Особое внимание уделяется выборочному списыванию, что является подготовительной

работой к обучению выборочным диктантам.

Письмо с проговариванием - фонемное письмо.

Комментирование (Объяснение написания)

Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Нахождение и объяснение

опасных мест.

Письмо с пропуском орфограмм.

Звуковой анализ слов (звуковые транскрипции).

Письмо с простукиванием. Ударяют карандашом, где присутствует "опасное место".

Использование словарей.

Работа над ошибками.

Даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово

с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД - встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ,

САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ЛЕСОВИК,

ПОСАДКА, ПЕРЕЛЕСОК.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости, этот

процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается

более высокой грамотностью учащихся. Всем известна ситуация, когда дети наизусть

заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в

письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических

ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные

ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими

навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от

неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит

рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Но орфографическая зоркость -

это не только умение обнаружить орфограмму в написанном слове, но и в первую очередь

умение обнаружить орфограмму в слове, воспринятом на слух. Одной из целей изучения

русского языка в начальной школе является овладение умениями правильно писать и

читать. Поэтому так важно уделять внимание развитию техники чтения, учить читать

осознанно, вдумчиво, выразительно.



В раздел образования