Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Автор: Денисова Светлана Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Учитель математики

МБОУ СОШ №18

Денисова С.В.

Для решения многих проблем в образовательном процессе учителя всё чаще стали использо-

вать в своей практике применение различных психологических эффектов. Психологические эф-

фекты позволяют учащимся легче и прочнее усвоить изучаемый материал.

Например:

- эффект ассоциации применяется для рассмотрения задач с применением в практике;

-эффект контраста позволяет поддерживать интерес, создаёт непохожее на прежнее, не став-

шие привычными, а неожиданное, парадоксальное, отступающее от привычного, то, что создаёт

контраст с уже встречавшимся в образовательном процессе;

-эффект ошибки – один из эффективных источников верных знаний, если вовремя

разобраться в этой ошибке, и т.д.

Таким образом, эффекты, в научных трудах называемые психологическими, при использо-

вании их педагогами образовательных учреждений в практической деятельности, приобретают ха-

рактер психолого-педагогических.

Знание психолого-педагогических эффектов и умение их применение помогает учителям

успешно справляться с возникающими профессиональными задачами. Так, одна из важнейших

современных проблем - дифференциация образовательного процесса – без психолог –педагоги-

ческих средств решена, не может.

Например, в каждом классе можно выделить группы учащихся: могут и хотят учиться; мо-

гут, но не хотят учиться; не могут, но хотят; не могут и не хотят учиться. Каждой группе можно

помочь реализовать себя с помощью применения именно психологических эффектов. Практика

показывает, что применение психологических эффектов даёт положительные результаты. Так в

группе «не могут и не хотят» очень часто сталкиваешься с проблемой большого препятствия, зако-

номерности функционирования психики личности после неудачного опыта в прошлом. Этот эф-

фект служит гарантом для недопущения подобного в будущем, при выполнения сложной работы

учитель настаивает, снимает напряжение, анализируя, рассматривая работу, настаивая на выпол-

нении.

Учителю важно так же организовать учебный процесс так, чтобы не нанести ущерб здоро-

вью учеников. В связи с этим учителю полезно пользоваться различными эффектами. Применение

психологических эффектов позволит педагогам сохранить необходимое душевное равновесие,

уверенное спокойствие, психологический комфорт в сложных обстоятельствах образовательного

процесса.

Знание и умелое применение в своей профессиональной практике психологических эффек-

тов позволяет педагогам решать не только глубокие проблемы, но и сиюминутные проблемы, воз-

никающие в образовательном процессе. Например, на уроке бывает, что учащиеся даже простые

формулы не могут запомнить, отсюда неуверенность в своих силах, что сможет решить, понять.

Когда учеников просишь написать на листочке 5-8 раз одну и ту же формулу, тогда усваивают, и

уже легче решают задач, эффект «я умею» позволяет поверить в свои силы, открыть новые воз-

можности.

Таким образом, владение, т. е. осознанное применение психологических эффектов, придаст

педагогу профессиональную силу, гарантированное получение намеченного результата. Их ис-

пользование даёт возможность как для творческого расти самого педагога, так и для развития жиз-

ненных компетенций учащегося.



В раздел образования