Автор: Денисова Светлана Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел: среднее образование
ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учитель математики
МБОУ СОШ №18
Денисова С.В.
Для решения многих проблем в образовательном процессе учителя всё чаще стали использо-
вать в своей практике применение различных психологических эффектов. Психологические эф-
фекты позволяют учащимся легче и прочнее усвоить изучаемый материал.
Например:
- эффект ассоциации применяется для рассмотрения задач с применением в практике;
-эффект контраста позволяет поддерживать интерес, создаёт непохожее на прежнее, не став-
шие привычными, а неожиданное, парадоксальное, отступающее от привычного, то, что создаёт
контраст с уже встречавшимся в образовательном процессе;
-эффект ошибки – один из эффективных источников верных знаний, если вовремя
разобраться в этой ошибке, и т.д.
Таким образом, эффекты, в научных трудах называемые психологическими, при использо-
вании их педагогами образовательных учреждений в практической деятельности, приобретают ха-
рактер психолого-педагогических.
Знание психолого-педагогических эффектов и умение их применение помогает учителям
успешно справляться с возникающими профессиональными задачами. Так, одна из важнейших
современных проблем - дифференциация образовательного процесса – без психолог –педагоги-
ческих средств решена, не может.
Например, в каждом классе можно выделить группы учащихся: могут и хотят учиться; мо-
гут, но не хотят учиться; не могут, но хотят; не могут и не хотят учиться. Каждой группе можно
помочь реализовать себя с помощью применения именно психологических эффектов. Практика
показывает, что применение психологических эффектов даёт положительные результаты. Так в
группе «не могут и не хотят» очень часто сталкиваешься с проблемой большого препятствия, зако-
номерности функционирования психики личности после неудачного опыта в прошлом. Этот эф-
фект служит гарантом для недопущения подобного в будущем, при выполнения сложной работы
учитель настаивает, снимает напряжение, анализируя, рассматривая работу, настаивая на выпол-
нении.
Учителю важно так же организовать учебный процесс так, чтобы не нанести ущерб здоро-
вью учеников. В связи с этим учителю полезно пользоваться различными эффектами. Применение
психологических эффектов позволит педагогам сохранить необходимое душевное равновесие,
уверенное спокойствие, психологический комфорт в сложных обстоятельствах образовательного
процесса.
Знание и умелое применение в своей профессиональной практике психологических эффек-
тов позволяет педагогам решать не только глубокие проблемы, но и сиюминутные проблемы, воз-
никающие в образовательном процессе. Например, на уроке бывает, что учащиеся даже простые
формулы не могут запомнить, отсюда неуверенность в своих силах, что сможет решить, понять.
Когда учеников просишь написать на листочке 5-8 раз одну и ту же формулу, тогда усваивают, и
уже легче решают задач, эффект «я умею» позволяет поверить в свои силы, открыть новые воз-
можности.
Таким образом, владение, т. е. осознанное применение психологических эффектов, придаст
педагогу профессиональную силу, гарантированное получение намеченного результата. Их ис-
пользование даёт возможность как для творческого расти самого педагога, так и для развития жиз-
ненных компетенций учащегося.