Напоминание

Содержание работы учителя по устранению ошибок письменной речи у обучающихся на уровне начального общего образования


Автор: Цевелева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБУ АКЦ ППМС-помощи (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия)
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание работы учителя по устранению ошибок письменной речи у обучающихся на уровне начального общего образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание работы учителя по устранению ошибок

письменной речи у обучающихся на уровне начального

общего образования

Ю.В. Цевелева, учитель-логопед ЦПМПК

Алтайского края

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало

учащихся

с

трудностями

овладения

письмом

и

грамотностью,

когда

очевидными

становятся

недостатки

и

упущения

в

речевом

развитии

детей.

Эти

проблемы

обнаруживаются

в

первом

классе

и

отчетливо

проявляются

в

дальнейшем

при

повышении требований к оформлению и содержанию письменной речи.

В понятие

«письменная

речь»

в

качестве

равноправных

составляющих

входят

чтение и письмо. Функциональный базис письменной речи включает невербальные и

вербальные

компоненты.

В

комплекс

невербальных

функций

входят

зрительно-

пространственное

восприятие

и

наглядно-образное

мышление,

сукцессивные

способности, способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Вербальный комплекс включает речевые навыки и функции.

Несформированность функционального базиса к началу систематического обучения

создает различные трудности уже с первых школьных дней. А нарушение формирования

процессов

письма

и

чтения

препятствует

успешному усвоению

школьниками

образовательной программы по русскому языку и чтению.

Обучение

таких

детей

требует

от

учителя

применения

современных

педагогических технологий.

Общими принципами обучения родному языку являются:

Коммуникативная направленность обучения.

Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и когнитивных

процессов.

Мотивация языковой и речевой деятельности детей.

Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности.

Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Соблюдение целесообразного соотношения речи учителя и учащихся на уроке.

Очевидно, что формирование и развитие речевых и когнитивных функций у детей

не

может

сводиться

лишь

к

каким-нибудь

отдельным

приемам

педагогического

воздействия: оно должно быть неразрывно связано с их воспитанием, формированием у

них сознательного интереса к учебе, развитием навыков самостоятельной работы.

Достигается это различными способами. Один из наиболее известных — работа с

раздаточным материалом, в частности выполнение различных заданий по карточкам. В

процессе

этой

работы

ученики

не

только

овладевают

рациональными

приемами

умственной

деятельности,

но

и

приобретают

умение

работать,

не

отвлекаясь,

в

определенном темпе, а также навыки контроля и самостоятельности, учатся преодолевать

встречающиеся в учебной работе трудности.

Кроме

того,

на

уроках

родного

языка

и

математики

следует

как

можно

чаще

использовать в качестве наглядных пособий различные схемы выполнения тех или иных

заданий, а также схемы, содержащие ход рассуждений, последовательность мышления и

практических действий. Так, на уроке математики в виде постоянного пособия следует

использовать

настенные

таблицы,

плакаты,

которые

помогают

усвоить

определенную

последовательность в решении задач:

Прочитай условие и вопрос задачи;

Сделай краткую запись задачи;

Повтори условие и вопрос задачи по краткой записи;

Сравни данные и искомые величины по краткой записи;

Запиши решение задачи с пояснениями и ответ;

Проверь решение задачи.

На уроке русского языка следует использовать таблицы, плакаты, помогающие

закрепить правила правописания, например:

Поставь в слове ударение;

Определи безударную гласную, написание которой надо проверить

Подбери проверочное слово, в котором безударная окажется под ударением.

Использование наглядного материала, широко применяемого в общеобразовательной

школе, в работе с учащимися с нарушениями речи преследует и другие коррекционные

цели, а именно: дать детям опору — план для последующей вербализации произведенных

умственных

действий.

Различные

плакаты,

таблицы,

являясь

зрительной

опорой,

облегчают

детям

продуцирование

развернутых

устных

высказываний.

Эффективны

различного рода творческие задания по картинкам.

Организуя

коррекционную

работу

с

учениками,

педагог

должен

помнить

о

различной степени речевого развития каждого из них и, следовательно, необходимости

индивидуального подхода.

В работе с учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя должно

быть

направлено

на

уточнение

и

обогащение

их

словаря,

активное

использование

имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю

следует

систематически

прорабатывать

с

учениками

читаемый

текст,

предварительно

объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов;

давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения

сложных

синтаксических

конструкций

и

вводить

их

в

устные

высказывания.

Этим

ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее

часто употребляемых на уроках родного языка и математики, предварительно разобрав

значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на

уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности с учетом требований,

предъявляемые к развитию связной речи на уроках:

Создание условий для возникновения у детей потребности говорить.

Работа над логикой высказывания.

Организация языковой основы для высказывания.

Четкая постановка цели высказывания.

Организация самого высказывания.

Тренировка в устных высказываниях с использованием различной тематики.

Д л я исправления

речевых

ошибок

в

письменных

работах

учащихся

младших

классов следует использовать комплекс упражнений

на редактирование текста. Учащимся

предлагается

выполнять

по

одному

упражнению

на

каждом

уроке

русского

языка

следующие типы упражнений:

Упражнения на построение различных типов предложений (простых и

сложных);

Упражнения на устранение повторов в речи;

Упражнения на обнаружение ошибок в образовании

форм слова и в

построении словосочетаний;

Упражнения на устранение различных речевых ошибок.

Кроме того, важной адаптационной мерой в начале обучения считается предъявление

к детям с нарушениями письма и чтения сниженных требований. Контрольные измерения

проводятся

специфически,

с

заменой

письменных

работ

устными

ответами.

Учитель

должен внимательно и осторожно оценивать работу ученика, так как при всем желании и

старании

эти

дети

не

в

состоянии

выполнять

задания,

особенно

письменные,

в

соответствии с нормами, принятыми в школе. При оценивании навыка чтения у детей с

дислексией, необходимо помнить о специфических ошибках, которые также не должны

учитываться.

Для

наиболее

эффективной

реализации

коррекционно-развивающей

работы

необходимо соблюдать следующие условия:

1.

Систематичность – упражнения для корректировки

речевых ошибок проводить на

каждом уроке русского языка.

2.

Очередность

чередование

различных

типов

упражнений

на

редактирование

текста.

3.

Предлагать

детям

не

более

одного

упражнения

на

уроке,

включающего

1-2

предложения или 2-3 словосочетания для разбора.

4.

Специально подбирать упражнения с учетом анализа допущенных ошибок.

Дети, испытывающие трудности обучения письму и чтению также нуждаются в

консультации,

а

при

необходимости,

в

посещении

коррекционных

логопедических

занятий, создании специальной системы выполнения домашних заданий.

Знание причин описанных проблем обучения и своевременная помощь в школе и

дома позволит создать условия для формирования активной познавательной деятельности,

повышения

уровня

психофизического

здоровья,

положительного

эмоционального

самоощущения.

Список литературы

1.

Безруких М.М. Обучение письму: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

2.

Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление речевых ошибок в письменной

речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-метод.

пособие. – М.: РУДН, 2008.

3.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо: Сборник упражнений по

исправлению недостатков письма и чтения». – СПб.: Дельта, 1997.

4.

Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в

играх

и

упражнениях:

Методика

коррекционно-педагогической

работы

в

начальных

классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013.

5.

Елецкая

О.В.

Горбачевская

Н.Ю.

Логопедическая

помощь

школьникам

с

нарушениями письменной речи / Под

ред. О.В. Защиринской. – СПб.: Речь, 2006.

6.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.

– М., Творческий центр «Сфера», 2006.

7.

Емельянова

Е.Н.,

Соболева

А.Е.

Пишу

без

ошибок.

Русский

язык

с

нейропсихологом. – Спб.: Питер, 2008.

8.

Ефименкова

Л.Н.

Коррекция

ошибок,

обусловленных

несформированностью

фонематического восприятия. Вып. 1. – М.: Книголюб, 2003.

9.

Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М.: Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001.

10.

Л о к а л о в а

Н . П .

К а к

п о м о ч ь

с л а б о у с п е в а ю щ е м у

ш к о л ь н и к у.

Психодиагностические

таблицы:

Причины

и

коррекция

трудностей

при

обучении

младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 3-е изд., перераб. и доп. –

М.: «Ось-89», 2005.

11.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение

дисграфии у детей. – СПб., 2004.

12.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с

использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. –

М.:

АРКТИ, 2002.

13.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

школы // Книга для учителя-логопеда. – М.: Просвещение, 1978.



В раздел образования