Автор: Цевелева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБУ АКЦ ППМС-помощи (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия)
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание работы учителя по устранению ошибок письменной речи у обучающихся на уровне начального общего образования
Раздел: дополнительное образование
Содержание работы учителя по устранению ошибок
письменной речи у обучающихся на уровне начального
общего образования
Ю.В. Цевелева, учитель-логопед ЦПМПК
Алтайского края
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало
учащихся
с
трудностями
овладения
письмом
и
грамотностью,
когда
очевидными
становятся
недостатки
и
упущения
в
речевом
развитии
детей.
Эти
проблемы
обнаруживаются
в
первом
классе
и
отчетливо
проявляются
в
дальнейшем
при
повышении требований к оформлению и содержанию письменной речи.
В понятие
«письменная
речь»
в
качестве
равноправных
составляющих
входят
чтение и письмо. Функциональный базис письменной речи включает невербальные и
вербальные
компоненты.
В
комплекс
невербальных
функций
входят
зрительно-
пространственное
восприятие
и
наглядно-образное
мышление,
сукцессивные
способности, способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Вербальный комплекс включает речевые навыки и функции.
Несформированность функционального базиса к началу систематического обучения
создает различные трудности уже с первых школьных дней. А нарушение формирования
процессов
письма
и
чтения
препятствует
успешному усвоению
школьниками
образовательной программы по русскому языку и чтению.
Обучение
таких
детей
требует
от
учителя
применения
современных
педагогических технологий.
Общими принципами обучения родному языку являются:
Коммуникативная направленность обучения.
Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и когнитивных
процессов.
Мотивация языковой и речевой деятельности детей.
Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности.
Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Соблюдение целесообразного соотношения речи учителя и учащихся на уроке.
Очевидно, что формирование и развитие речевых и когнитивных функций у детей
не
может
сводиться
лишь
к
каким-нибудь
отдельным
приемам
педагогического
воздействия: оно должно быть неразрывно связано с их воспитанием, формированием у
них сознательного интереса к учебе, развитием навыков самостоятельной работы.
Достигается это различными способами. Один из наиболее известных — работа с
раздаточным материалом, в частности выполнение различных заданий по карточкам. В
процессе
этой
работы
ученики
не
только
овладевают
рациональными
приемами
умственной
деятельности,
но
и
приобретают
умение
работать,
не
отвлекаясь,
в
определенном темпе, а также навыки контроля и самостоятельности, учатся преодолевать
встречающиеся в учебной работе трудности.
Кроме
того,
на
уроках
родного
языка
и
математики
следует
как
можно
чаще
использовать в качестве наглядных пособий различные схемы выполнения тех или иных
заданий, а также схемы, содержащие ход рассуждений, последовательность мышления и
практических действий. Так, на уроке математики в виде постоянного пособия следует
использовать
настенные
таблицы,
плакаты,
которые
помогают
усвоить
определенную
последовательность в решении задач:
Прочитай условие и вопрос задачи;
Сделай краткую запись задачи;
Повтори условие и вопрос задачи по краткой записи;
Сравни данные и искомые величины по краткой записи;
Запиши решение задачи с пояснениями и ответ;
Проверь решение задачи.
На уроке русского языка следует использовать таблицы, плакаты, помогающие
закрепить правила правописания, например:
Поставь в слове ударение;
Определи безударную гласную, написание которой надо проверить
Подбери проверочное слово, в котором безударная окажется под ударением.
Использование наглядного материала, широко применяемого в общеобразовательной
школе, в работе с учащимися с нарушениями речи преследует и другие коррекционные
цели, а именно: дать детям опору — план для последующей вербализации произведенных
умственных
действий.
Различные
плакаты,
таблицы,
являясь
зрительной
опорой,
облегчают
детям
продуцирование
развернутых
устных
высказываний.
Эффективны
различного рода творческие задания по картинкам.
Организуя
коррекционную
работу
с
учениками,
педагог
должен
помнить
о
различной степени речевого развития каждого из них и, следовательно, необходимости
индивидуального подхода.
В работе с учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя должно
быть
направлено
на
уточнение
и
обогащение
их
словаря,
активное
использование
имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю
следует
систематически
прорабатывать
с
учениками
читаемый
текст,
предварительно
объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов;
давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения
сложных
синтаксических
конструкций
и
вводить
их
в
устные
высказывания.
Этим
ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее
часто употребляемых на уроках родного языка и математики, предварительно разобрав
значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на
уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности с учетом требований,
предъявляемые к развитию связной речи на уроках:
Создание условий для возникновения у детей потребности говорить.
Работа над логикой высказывания.
Организация языковой основы для высказывания.
Четкая постановка цели высказывания.
Организация самого высказывания.
Тренировка в устных высказываниях с использованием различной тематики.
Д л я исправления
речевых
ошибок
в
письменных
работах
учащихся
младших
классов следует использовать комплекс упражнений
на редактирование текста. Учащимся
предлагается
выполнять
по
одному
упражнению
на
каждом
уроке
русского
языка
следующие типы упражнений:
Упражнения на построение различных типов предложений (простых и
сложных);
Упражнения на устранение повторов в речи;
Упражнения на обнаружение ошибок в образовании
форм слова и в
построении словосочетаний;
Упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Кроме того, важной адаптационной мерой в начале обучения считается предъявление
к детям с нарушениями письма и чтения сниженных требований. Контрольные измерения
проводятся
специфически,
с
заменой
письменных
работ
устными
ответами.
Учитель
должен внимательно и осторожно оценивать работу ученика, так как при всем желании и
старании
эти
дети
не
в
состоянии
выполнять
задания,
особенно
письменные,
в
соответствии с нормами, принятыми в школе. При оценивании навыка чтения у детей с
дислексией, необходимо помнить о специфических ошибках, которые также не должны
учитываться.
Для
наиболее
эффективной
реализации
коррекционно-развивающей
работы
необходимо соблюдать следующие условия:
1.
Систематичность – упражнения для корректировки
речевых ошибок проводить на
каждом уроке русского языка.
2.
Очередность
–
чередование
различных
типов
упражнений
на
редактирование
текста.
3.
Предлагать
детям
не
более
одного
упражнения
на
уроке,
включающего
1-2
предложения или 2-3 словосочетания для разбора.
4.
Специально подбирать упражнения с учетом анализа допущенных ошибок.
Дети, испытывающие трудности обучения письму и чтению также нуждаются в
консультации,
а
при
необходимости,
в
посещении
коррекционных
логопедических
занятий, создании специальной системы выполнения домашних заданий.
Знание причин описанных проблем обучения и своевременная помощь в школе и
дома позволит создать условия для формирования активной познавательной деятельности,
повышения
уровня
психофизического
здоровья,
положительного
эмоционального
самоощущения.
Список литературы
1.
Безруких М.М. Обучение письму: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
2.
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление речевых ошибок в письменной
речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-метод.
пособие. – М.: РУДН, 2008.
3.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо: Сборник упражнений по
исправлению недостатков письма и чтения». – СПб.: Дельта, 1997.
4.
Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в
играх
и
упражнениях:
Методика
коррекционно-педагогической
работы
в
начальных
классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013.
5.
Елецкая
О.В.
Горбачевская
Н.Ю.
Логопедическая
помощь
школьникам
с
нарушениями письменной речи / Под
ред. О.В. Защиринской. – СПб.: Речь, 2006.
6.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.
– М., Творческий центр «Сфера», 2006.
7.
Емельянова
Е.Н.,
Соболева
А.Е.
Пишу
без
ошибок.
Русский
язык
с
нейропсихологом. – Спб.: Питер, 2008.
8.
Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического восприятия. Вып. 1. – М.: Книголюб, 2003.
9.
Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М.: Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001.
10.
Л о к а л о в а
Н . П .
К а к
п о м о ч ь
с л а б о у с п е в а ю щ е м у
ш к о л ь н и к у.
Психодиагностические
таблицы:
Причины
и
коррекция
трудностей
при
обучении
младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: «Ось-89», 2005.
11.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение
дисграфии у детей. – СПб., 2004.
12.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. –
М.:
АРКТИ, 2002.
13.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы // Книга для учителя-логопеда. – М.: Просвещение, 1978.