Автор: Булыгина Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование устойчивых музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста на занятии по ритмике
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого занятия по теме:
«Формирование устойчивых музыкально-ритмических навыков у детей
дошкольного возраста на занятии по ритмике»
Дата:
Возраст обучающихся: 6 лет;
Продолжительность занятия: 30 минут;
Форма: открытое занятие;
Тип занятия: демонстрация знаний и умений;
Тема: Формирование устойчивых музыкально-ритмических навыков у детей
дошкольного возраста на занятии по ритмике.
Цель: Создание условий для формирования устойчивых музыкально-
ритмических навыков.
Задачи:
Обучающая:
- учить творчески использовать и выразительно выполнять в танцевальных
этюдах знакомые движения;
- передавать в движении простейший ритмический рисунок;
- выразительно передавать в движении характер музыки.
Развивающие:
- развивать умение детей выразительно передавать танцевальные образы;
- развивать органы чувств (зрительный, слуховой, вестибулярный аппарат) и
сенсорные умения;
- развивать в движении навык правильной осанки.
Воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;
- воспитывать настойчивость, трудолюбие;
- развивать самостоятельность творческого мышления обучающихся.
Методы и приёмы:
- метод мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность,
положительная оценка, установка на успех.
- методы организации практической деятельности:
- художественное слово;
- практический;
- приёмы выразительности (ассоциативный);
- наглядно-образный показ;
- выразительный и эмоциональный показ педагогом движений;
- образное сравнение, используемое педагогом при объяснении того или
иного движения;
- метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога,
самоконтроль, рефлексия.
План занятия
1. Организационный этап:
- приглашение обучающихся в зал;
- представление обучающихся;
2. Мотивационный этап:
- Рефлексия (ситуативная) – мотивировка деятельности;
- Психологический настрой обучающихся: « Какого цвета настроение?»;
- Поклон.
3. Практический этап:
- Образная разминка;
Тема занятия: «Формирование устойчивых музыкально-ритмических
навыков у детей дошкольного возраста на хореографическом занятии».
- Игра «Самолётики»;
- Станция «Марш деревянных солдатиков»;
- Игра «Автомобили»;
- Станция «Зарядка»;
- Игра «Паровозик»;
- Станция «Прогулка»
- Танец «Бабочки»
4. Итог занятия:
- Игра «Одуванчики»;
- Рефлексия (ретроспективная) педагога – анализ и оценка выполненной
деятельности;
- Поклон
Ход занятия:
1.Организационный этап:
- Построение:
Дети выходят в зал маршем и строятся в колонны.
- Представление обучающихся.
Перкличка по журналу.
2.Мотивационный этап:
- Приветствие педагога:
- Здравствуйте, сегодня у нас гости, и мы покажем, чему научились! А нам
есть что показать, ведь мы уже умеем петь и танцевать! Вы молодцы, никто
не опоздал, все красивые, аккуратные, подтянутые, с хорошим настроением,
все на своих местах! Сегодня мы будем играть, танцевать и веселиться! А
сейчас «Обнимашки», поприветствуем друг друга объятиями! (все дети и
педагог обнимаются) Теперь можно начинать занятие!
- Психологический настрой обучающихся: «Какого цвета настроение?»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог:
- Скажите, пожалуйста, какого цвета у вас сейчас настроение? (ответы детей).
Обращается внимание на детей, назвавших тёмные цвета. В процессе
занятия рекомендуется чаще хвалить этих детей, создавая ситуацию
успеха.
- Исполнение поклона.
3. Практический этап:
- Разминка, состоящая из образных упражнений на середине зала: :
Цель: научить выразительно передавать игровые образы в соответствии
с характером музыки, реагировать сменой движений на начало новой
музыкальной фразы.
(обращается внимание на передачу точного четкого ритма)
- «незнайка» - поднимание плеч, руки вытянуты, развернуты ладонями на
зрителя;
- «ножницы» - руки имитируют движения ножниц вправо-влево по 4 раза в
каждую сторону;
- «тарелочки» - размашистые движения ( с большой амплитудой) прямых
рук перед собой, ударяя ладонями;
- «часики» - удар прямыми руками по бедрам на «раз», на «два-три» развести
в стороны, на «четыре» хлопнуть над головой и то же в обратном
направлении;
- «кукла деревянная-тряпочная» - на «раз-два» прыжок вразножку, вытянуть
ноги, руки, напрячся, на « три-четыре» прыжок ноги вместе, сброс рук,
голову опустить, колени полусогнуты;
- «буратино» - вынести правую ногу на пятку, палец большой правой руки к
носу, большой палец левой руки к мизинцу правой руки, корпус наклонить
вперед на «раз-два», на « три-четыре» притоп;
- «чебурашка» - руки на затылке, приседания и наклон впрво на «раз-два»,
«хлопаем ушами», соединяем локти на «три-четыре», то же в другую
сторону;
- «дровосеки» - правая нога на пятке, руки в «замке» над головой ,наклоны
корпуса к ноге, достать руками до носка, ударить по колену, по плечу,
притоп, вытянув руки вверх и громко крикнуть «Ура!», то же к другой ноге;
- в конце крикнуть «Все!»
Тема занятия: «Формирование устойчивых музыкально-ритмических
навыков у детей дошкольного возраста на занятии по ритмике»
(прослеживается в исполнении этюдов «станции»)
1.Игра «Самолётики»
Цель: научить держать равнение и интервалы при построении в линии
- Заводим мотор и полетели! Вытягиваем руки – это крылья самолета,
стараемся не сбить друг друга крыльями, чтобы не случилась авария!
Планируем, наклоняемся под крыльями других самолётиков!
Педагог:
- Вот мы и прилетели на нашу первую станцию, которая называется
«военная», потому что будем исполнять движения под маршевую музыку!
Поднимаем колени высоко и тянем носочек, острый, как иголочка!
- Будем выполнять марш и превратимся в деревянных солдатиков с ровной
спинкой и поднятым подбородком!
- Какие марши вы ещё знаете? (военный, спортивный)
2. Станция «Военная» (этюд «Марш деревянных солдатиков»)
Цель: передавать в движении простейший ритмический рисунок, точно
и чётко выполнять движения.
- резкие повороты головы вправо-влево с остановкой в первой точке (4 раза);
- подъем и опускание
колена с подъемоми и опусканием
руки на
противоходе, то же с другой ноги (4 раза);
- 2 приставных шага вправо, 2 – влево (руки опущены вдоль корпуса);
- «отдаем честь»: правая рука открывается в сторону на 1-2, сгибается к
козырьку на 1-2, открывается в сторону на 1-2 и опускается вдоль корпуса на
1-2 (одновременно сесть на колено).
3.
Игра «Автомобили»
Цель: научить аккуратно передвигаться в пространстве, держать
равнение и интервалы при построении в линии со сменой образа.
- Теперь мы автомобилисты! Взяли в руки руль и поехали! Аккуратно, без
аварий – не сталкиваемся друг с другом! По окончанию музыки приезжаем в
свои гаражи, проверив правильную осанку!
Педагог:
- Ура! Приехали на станцию «спортивная»! На зарядку становись! А вы по
утрам делаете зарядку? В здоровом теле – здоровый дух!
Спинки «растут», плечи расправили! Молодцы!Приступаем!
4.Станция «Спортивная» (этюд «Зарядка»)
Цель: научить согласовывать движения с текстом песни, эмоционально
выполнять движения.
- рывки руками, наклоны корпуса в сторону, наклоны к ногам, бег
«козликом», прыжки «скакалочка» с показом педагога. Исполняется бодро и
весело.
5.Игра «Паровозик»
Цель: научить аккуратно передвигаться в пространстве, держать
равнение и интервалы при построении в линии со сменой образа.
-Теперь мы вагончики, которые построились в паровозик (руки на пояс друг
другу), руки вытянуты в локтях, двигаемся змейкой, ту-ту, поехали!
- Куда мы поехали? (ответы детей: в Африку, в Москву, к бабушке, на море и
т.д.)
- Не забудьте вовремя приехать на нашу следующую станцию!
6.Станция «Прогулочная» (этюд «Прогулка»)
Цель:
научить
эмоционально
передавать
танцевальный
образ,
в
соответствии с музыкой выполнять движения.
Вначале повторение этюда без музыки.
- Мы вышли на улицу, ах! Солнышко светит, небо голубое, так и хочется
погулять и поделиться своей улыбкой с прохожими!
- Сейчас мы перенесемся в другое время, когда были леди и джентльмены,
дамы и господа. Мужчины ходили с тросточками во фраках и цилиндрах, а
женщины в шляпах и красивых длинных платьях с зонтиками. Какие у них
были походки?(дети показываю)Правильно, важные и степенные… В руки
возьмем гимнастические палки и представим, что это тросточки и зонтики.
Этюд с гимнастической палкой«Прогулка»
1 такт: вправо друг за другом 3 танцевальных шага (палка перед собой,
корпус слегка раскачивается вправо-влево), на «4» притоп;
2 такт: на «1-2» назад возвращаемся семенящим шагом на полуприседании
в наклоне вперед (палка на уровне плеч);
3-4 такт: то же, что и в 1-2 тактах, но влево, остаться лицом, палку
поставить вертикально на счет «8»;
5-6 такты: танцевальный (характер – важный) шаг вокруг палки, на «8»
притоп;
7-8 такт: работа стоп с поочередным подъемом на полупальцы, на «7-8»
образно снять шляпу;
- А во время прогулки мы встретили бабочек: «Что за чудная пора, порхала
бабочка с утра, крылышками всё махала, польку славно танцевала!»
7. Этюд «Бабочки»
Цель: снятие эмоционального напряжения (дети одевают элемент
костюма бабочки – «крылышки») – свободно двигаются в пространстве,
изображая бабочек, присаживаются на колено («на цветок», скрестив руки,
покачиваясь) со сменой характера музыки; с новой музыкальной фразой
танцуют в парах и улетают.
4.Итог занятия:
- Игра «Ромашки-одуванчики»;
Цель игры: воспитывать здоровый дух соперничества в игре.
Дети встают тройками, взявшись за руки, стоя спинами в центр кружка,
это – «одуванчики». Под музыку исполняется семенящий шаг по кругу. Через
4 такта педагог дует на ладошку, показывая «парашутики одуванчиков
разлетаются» в воздухе. Для детей это – сигнал
разбегаться в разные
стороны и кружиться по одному. Как только музыка останавливается, все
сбегаются в «одуванчики». Чей «одуванчик» построился последним, тот и
выходит из игры. Оставшейся победившей паре все дарят громкие
аплодисменты.
Педагог (рефлексия):
Все строятся на свои места.
Педагог:
- Вы – большие молодцы! Я очень вами довольна! Все очень старались!
- На каких же мы станциях сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось выполнять на занятии?
- Какого же цвета у вас сейчас настроение?
- Прекрасный цвет у всех, просто букет цветов!
- Аплодисменты нашим маленьким артистам!
- Жду вас с нетерпением на следующем занятии!
- А сейчас «обнимашки» и поклон.