Напоминание

"Приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка"


Автор: Мельникова Галина Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Янгельская СОШ им. Филатова А.К."
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс "Секреты успешной

подготовки к ГИА"

Мастер-класс для начинающих педагогов

«Секреты подготовки обучающихся к государственной итоговой

аттестации»

Притча

Учитель часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно

научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик

хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить,

что является и что не является необходимым, а наставник никогда не

объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит.

Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно

напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр

погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты,

разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел

спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр

ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву

приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика,

рассмеялся и сказал: - Вот ты и научился отбрасывать все, что не

является необходимым для достижения цели и это спасло тебя. -

Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и

даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так

случилось? - Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так

как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует

научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то

отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.

В чем смысл этой притчи? Начиться правильно выбирать цель, а потом

уже выбирать способы и методы ее достижения. Иными словами

человек всегда оказывается перед выбором.

Слайд 2

Какие могут возникнуть проблемы, с которыми сталкиваются педагоги,

готовя выпускников к ГИА ? Конечно же, это обучающиеся, которые не

хотят учиться, не делают домашние задания, нарушают дисциплину,

пропускают, опаздывают…

Учитель сталкивается с проблемой и только от него зависит ее решение.

Цель каждого из нас – подготовить выпускника к успешной сдаче ГИА.

Слайд 3

На слайде вы видите общие принципы работы при подготовке к ОГЭ и

ЕГЭ по предмету:

-чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и

начинаться как можно раньше. «Все начинается с азов», т.е. с

преемственности начальной школы и средних классов.

Очень важной является организация систематического повторения

пройденного

- при изучении правил, формул, теорем, параграфов необходимо

нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение

материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в

КИМах.

-для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень

полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала

включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса

приближена к ОГЭ и ЕГЭ.

Использование КИМов позволяет начать системную подготовку уже с 5

класса.

- грамотная и систематическая организация контроля позволяет

заранее прогнозировать результаты, корректировать в дальнейшем

план подготовки к экзаменам . Кроме этого, ученик видит результаты

своего труда, оценивает уровень своих возможностей и знаний.

Слайд 4

- в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который

помогает построить урок в формате ЕГЭ.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных

сторон, а значит обучать читательской грамотности. Ведь именно ее не

хватает иногда нашим ученикам, чтобы правильно выбрать ответ: не

дочитывают до конца, читают бегло, пропуская ключевые слова и

фразы, не понимают суть вопроса…

Слайд 5

Виды работы с текстом могут быть разнообразными, на слайде

отмечены те, которые проводятся на уроках русского языка.

Наибольшую сложность для учащихся, родителей и нас, учителей, я

считаю, представляют орфоэпические нормы. Доказательством

является текст у вас на столах. Давайте попробуем верно прочитать его

вслух.

Слайд 6

(чтение по группам)

Сложно? Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке

для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также

пеленок для новорожденной дочери, которую он видел

только мельком. Вероисповедание агента, которого не

компроме(н)тировала принадлежность к аристократии

(свой гербовый знак

он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло

ему менять гражданство, испытывать катарсис

от пребывания

в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На

его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств

о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса.

Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и

видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Слайд 7 проверим себя

Как же помочь педагогу избежать подобных ошибок?

Слайд 8

2. В словах со второй частью -провод, которые имеют значение «приспособление для

транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вОд-:

водопровод, газопровод.

Исключения: электропровод, электропривод.

3. В словах, оканчивающихся на -лОг, ударение падает, если существительное

неодушевлённое, на последний слог. На середину – если одушевлённое: каталог, но

археолог.

Исключения: аналог, полог, пролог (церковная книга), минералог.

Существуют правила, с которыми я ознакомлю, они помогут сделать из

вас Бога ударений.

Слайд 9

2. В словах со второй частью -провод, которые имеют значение «приспособление для

транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вОд-:

водопровод, газопровод.

Исключения: электропровод, электропривод.

3. В словах, оканчивающихся на -лОг, ударение падает, если существительное

неодушевлённое, на последний слог. На середину – если одушевлённое: каталог, но

археолог.

Исключения: аналог, полог, пролог (церковная книга), минералог.

Слайд 10

4. В слове баловень ударение падает на корень. Однако во всех словах, образованных от

этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балованный, баловать, балуясь, избалованный.

5. У глаголов класть, красть, слать, стлать ударение в форме женского рода

прошедшего времени остаётся на основе: послала, украла, стлала, клала.

У многих других – падает на окончание: начать – начала.

Кто-то из великих сказал, что Учитель - это ученик, навсегда

вызванный к доске, поэтому приходится учиться, учиться и учиться.

И в помощь нам различные сайты, но я хочу показать сайт, который мне

помогает в работе и в частности в подготовке детей к экзаменам, а их у меня

много: итоговое сочинение в 11 и итоговое собеседование в 9, ОГЭ и ЕГЭ.

Это МЭО – мобильное электронное образование. Вход через Цифровой

образовательный контент….

Всем огромное спасибо за работу.

1. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на

последний слог (то есть, на –мЕтр): километр, сантиметр.

В словах, обозначающих измерительные приборы – на «о» перед –метр: барометр,

гальванометр, хронометр.

Исключения: амперметр, вольтметр.



В раздел образования