Автор: Ольга Ивановна Хапугина
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №96 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание двигательной среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №96
«Детский сад комбинированного вида»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Создание двигательной среды и соблюдение
режимов двигательной активности детей
дошкольного возраста»
Составила: инструктор по физической культуре
Хапугина Ольга Ивановна
Кемерово 2022
Введение
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма
ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой
частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из
важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности
детей в движении.
Недостаточная
двигательная
активность
детей
ведет
к
дефициту
познавательной
активности,
к
мышечной
пассивности
и
снижению
работоспособности организма.
Очень важно отметить, что современные городские дети не имеют
возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной
активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:
- перенасыщенным пространством групп и квартир;
- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых
площадок, большое количество транспорта);
- требованиями, запретами взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься,
упадешь и т.п.);
- преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телепередач,
компьютерные
и
настольные
игры,
игры
с
конструктором,
занятия
изобразительной деятельностью и т.д.).
Организованная
двигательная
активность
–
незаменимое
средство
профилактики
различных
заболеваний.
Особенно
это
относится
к
заболеваниям
сердечно
–
сосудистой
системы,
опорно-двигательного
аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.
Двигательная
деятельность
может
помочь
решить
проблемы
по
раскрепощению
ребенка,
пробуждению
эмоциональной
отзывчивости,
общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I. Планирование двигательной деятельности.
II. Создание специальной для двигательной деятельности предметно –
пространственной развивающей среды.
III. Обеспечение
взаимодействия
со
всеми
специалистами
ДОУ
–
в
специально
организованной
деятельности,
т.е.
на
занятиях,
и
в
самостоятельной деятельности детей.
IV.
Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по
возможности основываясь на сюжетном построении.
V. Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности
ребенка, вера в его способности и возможности.
Двигательная активность
Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между
показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а
также
характером
их
двигательной
деятельности.
Были
определены
следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-12 тысяч
движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7 лет.
Достижение ДА ребенка во многом зависит от создания рационального
двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную
двигательную деятельность.
К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика,
физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и физические
упражнения на воздухе и в помещении,
Необходимым элементом регулирования двигательной активности является
физкультминутка. В какой форме можно проводить физкультминутку?
(традиционная со словами сидя, на одном месте, подражательная, под
музыку,
танцевальные
движения,
движения
с
пением,
игра
малой
подвижности,
хоровод).
Следующим
моментом
при
организации
образовательной деятельности с детьми будет смена видов деятельности и
места расположения детей в период непосредственной образовательной
деятельности.
Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому
воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную
двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В
группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч
или прыгать через скакалку. То же самое в квартире, где места зачастую еще
меньше.Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение
интересным и доступным для детей.
Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:
- взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее
участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры,
- использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению
двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку
здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река,
дорога в магазин и т.п.)
- создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных –
разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по
кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и
т.п.)
- вводить новую игру через рассказ воспитателя и родителей (когда родители
и воспитатели обсуждают, как они играли, например, в «Путаницу»,
выкладывая веревку (скакалку) на полу, а потом двигаясь по ней.)
Варианты могут быть разными, но одно надо помнить, чем больше
возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления
агрессии, непослушания, конфликтов и криков.
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её
особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с
дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения
ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без
ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в
природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели:
физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется
оздоровительное
влияние
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической
культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры
дидактической
направленности
становятся
эффективным
средством
закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте,
математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится
стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников,
познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные
процессы,
предоставляет
каждому
ребёнку
возможность
личностного
выражения.
Большое значение имеет создание физкультурно-игровой среды. Правильный
подбор
и
рациональное
использование
физкультурного
оборудования
способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно
удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и
навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.
Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на
самокате,
велосипеде
значительно
увеличивают
амплитуду
движений,
улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом,
обручем,
скакалкой,
метание
предметов
в
цель
(серсо,
кольцеброс)
способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на
крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру,
палке и т.д. развивают координацию и ловкость.
Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество
двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной
жизни.
В
теории
и
методике
физического
воспитания
выделяют
регламентированную,
частично
-
регламентированную
и
нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная
двигательная
активность
представляет
собой
суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих
на
организм
дошкольников
физических
упражнений
и
двигательных
действий.
Частично-регламентированная
двигательная
активность
–
это
объем
двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач
(например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно
выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим,
необходимый для полноценного
физического развития
и укрепления
здоровья детей.
Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ
Вид двигательной деятельности
Возрастная группа
Время (в часах,
минутах)
1.
Самостоятельная
двигательная деятельность,
подвижные игры во время
утреннего приема детей
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
5 мин
8-10 мин
10-15 мин
15 мин
20 мин
2.
Утренняя гимнастика
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
4-5 мин
5-6 мин
6-8 мин
8-10 мин
10 мин
3.
Физкультурные
и
музыкальные занятия, 1 и 2
половина дня
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
10 мин
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
4.
Физкультминутки во время
занятий
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
1 мин х2р
1-2 мин х2р
1-2 мин х2р
2-3 мин х2р
2-3 мин х2р
5.
Физкультпаузы между
занятиями
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
6.
Подвижные игры (на
воздухе)
утро, вечер
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
4-6 мин
6-8 мин
8-10 мин
10-12 мин
15 мин
7.
Гимнастика пробуждения
после дневного сна
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
3-5 мин
5-7 мин
5-7мин
8-10 мин
8-10 мин
8.
Двигательная деятельность в
течение дня
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
1ч.10 мин
3ч.12 мин
4ч.28 мин
6ч.24 мин
7ч.48 мин
Динамические паузы
1.
Медвежата в чаще жили,
Жили-были, не тужили.
Любопытней медвежат
Не видал ни стар, ни млад.
(ходьба на месте)
Головой они крутили
Вот так, вот так.
(повороты головой)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
(наклоны в стороны)
Вперевалочку ходили
Вот так, вот так.
(«медвежья» ходьба)
Чай с малиной дружно пили
Вот так, вот так
(наклоны вперед)
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так.
(подскоки на месте)
2.Прыгают кузнечики, чиги-бок, чиги-бок.
(прыжки на месте)
Поднимают плечики, чиги-бок, чиги-бок
(поочередное поднимание плеч)
Ох, устали плечики, замерли кузнечики!
Травушку покушали,
Тишину послушали.
(присесть, ладонями постучать по коленям)
Прыгайте кузнечики, отдохнули плечики!
(прыжки с подниманием рук)
3.Вот река, ну река!
Широка и глубока.
(ходьба, руки разводить в стороны)
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(галоп)
Ах водица, ах, вода –
И искриста, и чиста!
(наклоны в стороны)
Мы спешим напиться чистой той водицы.
Напились водицы, лошадки-озорницы!
(наклоны вперед-назад)
А теперь все за мной, дружно скачем мы домой.
(галоп)
4.«Подсолнухи на нашем огороде»
Посадили семечко в землю
(дети приседают)
Было семечко, у него появился хвостик – росточек
(плавно приподнимают руки вверх).
Начал росточек расти, и вырос подсолнух
(медленно встают, протягивая руки вверх).
Радуется подсолнух солнцу, раскачивается из стороны в сторону
(покачивание вправо-влево всем туловищем, 5-6 раз).
Вдруг подул сильный ветер.
Подсолнух начал гнуться под его ударами.
(наклоны вперед-назад, тело напряжено)
Стих ветер, подсолнух облегченно вздохнул, успокоился.
(глубокий вдох, медленный выдох, тело расслаблено).
5.«Важный пес»
Жил на свете пес мохнатый, очень важный был.
Каждым утром спозаранку прогуляться выходил.
(ходьба на месте; изображать характер пса в ритме стиха).
Шел он парком, шел он важно, в стороны глядел,
Так же важно, деловито хвостиком вертел.
(ходьба с поворотом головы влево, вправо; ходьба вразвалочку).
(Далее на каждый счет поворот головы):
Раз, два, три, четыре – в стороны глядел,
Раз, два, три, четыре – вверх и вниз глядел.
Вдруг на дереве ветвистом белку он узрел.
(ходьба продолжается, голова вверх, вниз; остановиться с поднятой
головой, с удивлением посмотреть, раскрыв рот).
Организация подвижных игр на занятиях
физкультуры на улице
В зимнее время года в воздухе практически отсутствует пыль, поэтому зима –
наилучшее время для занятий спортом и проведения подвижных игр.
Кто дальше?
Играющие становятся в шеренгу. В каждой руке у них по снежку. По указанию
взрослого: «Бросай правой (левой)!» — все одновременно стараются бросить снежок
как можно дальше по направлению к забору, елке или другому ориентиру. Чей снежок
пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
Мороз - Красный нос.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них
располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий -
Мороз - Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет и
старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том
месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает,
сколько играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие,
выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются
замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце
игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Снежная карусель.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки.
По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов
бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает
им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в
другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают
двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом
все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки
спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети
останавливаются и отпускают руки.
После небольшого отдыха игра возобновляется.
Метелица.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он
метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами,
санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать
цепочку и не натыкаться на предметы.
«Царь горы»
Старинная игра, так любимая детворой в зимние месяцы. Задача проста – как можно
быстрее покорить вершину снежного холма и устоять на ней, не подпуская
соперников.
Зимние забавы – «Снежок – мой дружок»
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Материалы. Еловые шишки-мишени, 3 обруча, 2 стойки с веревкой, снежки, веревка,
привязанная между стульями.
Ход.
Педагог. Какое сейчас время года? Я приглашаю вас в зимний лес на прогулку, но для
этого нам необходимо превратится в медвежат.
1.Идут медвежата по лесу, и вдруг на снегу чьи-то следы. Первый раз медвежата такое
чудо увидели, внимательно разглядывают следы на снегу, удивленно в разные стороны
смотрят.
И.п. – стоя на четвереньках. 1 – опустить голову, 2 – повернуть голову вправо, 3 –
повернуть голову влево, 4 – вернуться в И.п.
2.Стукнули они по следу ладошкой, решили испугать его, подняли лапу, а к ней снег
прилип. Стукнули они другой лапой, посмотрели на нее, а ней тоже снег.
Понравилось медвежатам со снегом играть, и стали они по снегу то одной, то другой
лапой стучать.
Стоя на четвереньках, попеременно постукивать по полу, то одной, то другой
ладонью.
3. Играли, играли и вдруг увидели, что новые следы на снегу появились – от их лап.
Стали они вокруг себя топтаться, свои следы на полянке оставлять.
Переступание ладонями вправо-влево, колени стоят на месте.
4.А снег такой пушистый, на мягкую перину похож, так и хочется на нем поваляться.
Согнули медвежата лапки и упали в снег на спины.
И.П. – встать на четвереньки в низкую позицию. 1 – перевернуться на спину.
Потом опять на лапы встали.
2 – вернуться в И.П.
Валялись, валялись, но что-то им стало холодно, ведь снег – не перина.
5. Вспомнили медвежата, что хотели узнать, кто же это следы оставил на снегу, и
отправились в путь.
Ползание на четвереньках друг за другом.
6. Ой, а следы под колючими еловыми ветками пропали! Придется под ветки
подлезать.
Подползание под веревку, привязанную к стойкам.
7. Наконец-то следы на тропинку вывели, можно теперь в полный рост идти.
Ходьба на четвереньках с высокой позиции.
8. Привели следы медвежат к дереву, поднялись они на задние лапы, посмотрели вверх
и увидели рыжего зверька, который орешками лакомится. Кто же это? Конечно, белка.
Стала белка по веткам прыгать, а на медвежат с веток снег посыпался. Посмотрели
медвежата, а под деревом целый сугроб снега искрится на солнце.
Дети подходят к сугробу, сложенному из сшитых мячей.
9. Очень захотелось медвежатам со снегом поиграть. Сделали они снежки и стали
вверх подкидывать и ловить.
Подбросить мяч вверх и поймать его.
10. Устроили они соревнование, кто самый меткий, - решили шишку с дерева сбить.
Метание мяча в цель (еловую шишку, подвешенную на стойке на высоте 1,5м),
расстояние до стойки – 1,5 – 2 м
11. Посмотрим, чей снежок дальше улетит.
Метание через препятствие – веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка,
который стоит на расстоянии 2 м.
Потом устроили соревнование, кто перекинет снежок через ветки деревьев.
Метание снежков-мячей через веревку, привязанную к стульям.
12. Солнышко уже стало садиться, пора домой, но не брать же снежки с собой.
Давайте оставим их под деревом.
Дети складывают снежки-мячи в кучку.
13. И пошли медвежата в обратный путь.
Ходьба друг за другом.
Уставшие, но довольные возвратились они в берлогу.
Педагог. Что же интересного узнали мы в зимнем лесу? Как выглядит снег, какой он
на ощупь? Почему нельзя есть снег? А как вы думаете, в кого и во что нельзя бросать
снежки.
Подвижная игра «Снежная карусель». Дети – снежинки бегают и кружатся под
музыку. После остановки музыки дети приседают на корточки (снежинки опускаются
на землю). Игра повторяется 3-4 раза.