Автор: Терешкина Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский, Ростовская облость
Наименование материала: «Приключения на поляне сказок»
Тема: Логопедический досуг
Раздел: дошкольное образование
Логопедический досуг «Приключения на поляне сказок» в группе
подготовительного к школе возраста компенсирующей направленности
Цель: закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.
Задачи:
Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.
Закреплять навыки и представления, полученные на занятиях на материале
сказочного сюжета.
Формировать грамматический строй речи: упражнять детей в образовании
различных падежных форм существительных (Р.п., В.п.);
упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;
формировать связную речь детей: упражнять в составлении
распространенных предложений;
Развивать фонематические представления, навыки чтения.
Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие, общую
и мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, целостное
восприятие предметов.
Воспитывать дружественные отношения между детьми, прививать любовь к
литературе.
Создавать положительный эмоциональный фон и благоприятный
микроклимат на досуге.
Оборудование, мультимедийная установка, коврограф, сундучок с книгами,
золотой ключик, два конверта с письмами, предметные картинки,
иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», схемы звукового
анализа, цветик-семицветик.
раздаточный материал: «Денежки» (картонные кружки, на каждом кружке
написана одна согласная буква), яблоки, игрушки, муляжи, листки с
изображениями сказочных героев, краски, кисти, акварельные краски,
баночки с водой, тряпочки, клеёнки.
Ход занятия.
Звучит сказочная мелодия. Дети заходят в зал. Зал похож на «поляну сказок»
Слайд изображающий поляну сказок. Звучит музыка
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Сегодня мы оказались на поляне сказок. Здесь живут сказки. А вы
любите слушать сказки?
Дети: Да, любим.
Логопед: смотрите, ребята, какой сундучок здесь есть. А в нем должно быть
лежат книги со сказками. Давайте заглянем в него и почитаем с вами вместе
какую-нибудь сказку.
Дети: Давайте.
Логопед открывает сундучок, а он пуст.
Логопед: Ой, ребята, а где же наши сказки? Сундучок пустой. Куда же все
пропало? Как вы думаете?
Дети дают разные ответы.
В это время в зал влетает Карлсон (педагог в роли), крутя руками, как
пропеллером. Останавливается около ребят и рассказывает им, что он знает.
Карлсон: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Карлсон.
Карлсон: Я знаю, что у вас приключилась беда. Все сказки куда-то исчезли.
И я прилетел вам сказать, что они все пропали из-за того, что перестали дети
и взрослые читать книжки. Вот я по вечерам летаю, в окна заглядываю –
друзей ищу и часто наблюдаю такую картину – ребенок сидит то перед
телевизором, то за компьютером, по два, три телефона в руках…Ужас…
Книжки читать перестали. Вот и ушли сказки. Обиделись на вас. А чтобы их
найти и вернуть, нужно выполнить задания, которые вам оставили
персонажи этих сказок. Выполните?
Дети: постараемся.
Логопед: Вместе мы их обязательно найдем.
Карлсон: Я не сомневаюсь, но сначала поиграйте со мной в игру «Как
живешь».
Ритмопластические упражнения. Дети отвечают «Вот так» и показывают
соответствующие движения жестами.
Как живешь?
Как плывёшь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?
А молчишь?
Карлсон: молодцы, ребята, зарядили вы меня.
Карлсон обращает внимание на экран. Слайд с изображение Буратино
- Ребята, смотрите... Кто это? Узнали?
Дети: Буратино
Логопед: ребята, смотрите, пропал наш Буратино. Слайд со знаками вопроса
Карлсон. Он оставил нам голосовое сообщение. Слушаем внимательно.
Буратино с экрана:
«Здравствуйте ребята, помогите найти сказку. Я приготовил для вас монеты.
Монеты не простые, на них написаны буквы. Слушайте задание: «Надо
отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в названии,
которого есть буква с вашей монеты».
Логопед: Он оставил для нас денежки. Денежки не простые. На них написана
буква. А вот и задание.
«Надо отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в
названии которого есть ваш звук и буква, обозначающая этот звук»
Игра «Покупаем в магазине»
Дети по очереди подходят игрушечной витрине магазина и выбирают
продукты – муляжи с заданным звуком, дают полный ответ: «Я купил в
магазине морковь, потому что на моей монете нарисована буква Р»
Логопед: Карлсон, мы дарим тебе эту корзину.
(на экране исправленная картинка из сказки) Слайд с изображением
Буратино.
Карлсон: Молодцы. Мы вернули сказку. Первое задание выполнено.
У Карлсона начинает барахлить моторчик.
Логопед: Карлсон, что с тобой случилось?
Карлсон: Ребята, помогите, что-то моторчик мой не заводится. Что же
делать?
Дети: вареньем заправиться.
Карлсон: правильно, ребята, угадали. Я люблю варенье. Оно такое….
помогите мне, какое?
Дети: вкусное, ароматное, сладкое…
Карлсон: а как вы думаете, ребята, какое я люблю варенье
Дети: грушевое, яблочное, персиковое и т.д.
Карлсон пытается завести моторчик, у него не получается.
Логопед: я, кажется, знаю, как нам тебе помочь, Карлсон, как звучит
моторчик, ребята?
Дети: р-р-р-р-р.
Логопед: а давайте мы проговорим чистоговорки со звуком Р и заведем
моторчик.
Дети по очереди проговаривают чистоговорки:
Ра-ра-ра – в сказку нам идти нам пора
Ра-ра-ра- всем поможет детвора
Ро-ро-ро- будем делать мы добро
Ры-ры-ры – лучше нету детворы
Ры-ры-ры- будем мы всегда добры
Ру-ру-ру-сказки в сундучок верну
Карлсон: а дайте-ка я тоже попробую – ра-ра-ра – ух какая детвора! Ура!
(у Карлсона заводится моторчик)
Карлсон: Ой, спасибо, ребята. Все вы правильно сделали. И моторчик
починили.
Логопед: А нам пора познакомиться с другими героями сказок. Ребята, вы
узнали из какой сказки эти персонажи. Слайд показывает Аленушку и братца
Иванушку.
Дети: Гуси-лебеди.
Сказка пропала Слайд со знаками вопроса
Карлсон: Ребята, смотрите, опять сказка пропала.
(запись)Аленушка с экрана: «Ребята, помогите нам, найдите яблоньку.
Сорвите по яблочку. Прочитайте слово и назовите слово с противоположным
значением. Тогда сказка вернется.
Дети находят яблоню с яблочками, на которых написаны слова, выполняют
задания (слова: добрый – злой, хорошо – плохо, далеко – близко, молчать –
говорить, заснуть – проснуться, короткий – длинный)
Логопед: вот это да!! Вы и с этим справились. (На экране появляется
картинка из сказки) Смотрите, сказка к нам вернулась!!! Какие молодцы.
Карлсон: Ну, что ребята, отдохнули? Посмотрите, кто перед нами?
Слайд - картинка из сказки «Цветик-семицветик»
Логопед: ребята, опять сказка пропала. Слайд со знаками вопроса.
Давайте послушаем.
Девочка Женя с экрана. «Я растеряла волшебные лепестки. Найдите их,
пожалуйста, и соберите вместе! Для этого вы должны определить из какой
сказки эти слова»
Карлсон вместе с детьми находят лепестки, на обратной стороне, которых
фрагменты текста различных сказок.
Случилось у меня горюшко!
Заболел Иванушка.
Испил водицы.
Из козьего копытца.
Определите из какой сказки отрывок?
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра.
« По щучьему веленью».
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
«Колобок»
Красная девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнышке тяжко, слезы льет бедняжка.
«Снегурочка»
Видит девочка – стоит яблонька.
-Яблоня – матушка, спрячь нас.
- Съешь моего яблочка, тогда спрячу.
«Гуси –лебеди».
А дорога далека, а корзина не легка.
- Сяду на пенек, съем пирожок. « Маша и медведь»
- Тепло ли тебе, девица?
- Тепло ли тебе, красная?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!
«Морозко».
Логопед: Вот мы и собрали цветик-семицветик.
Слайд (На экране появляется исправленная картинка из сказки).
Карлсон: Вернули сказку. УРА!!! Слайд с изображением Мальвины
Нас ждет новое испытание. Кто перед нами?
Дети: Мальвина.
Логопед: послушаем задание Мальвины. Слайд -Мальвина с экрана: «Ребята,
я оставила для вас конверт с заданием на болоте у черепахи Тортилы.
Найдите его и узнайте задание»
Дети отправляются искать конверт.
Логопед: А вот вам и задание от него. «Слушайте внимательно слова, Если в
слове услышите звук К – вы хлопаете в ладоши, и Карлсон закрывает клетку
цветным квадратом. Если звука К нет, клетка остается не закрытой. В конце
вас ждет сюрприз»
Воспитатель произносит слова: коробка, юбка, кулак, сапоги, стол, лампа,
журнал, школа, апельсин, волшебник, телевизор, книга, роза, птенец, луна,
кошка, сумка, ваза, самокат, пижама, жук, капуста, кольцо, василек,
пиджак, снеговик, кабачок, ежевика, бочка, чайник, ножницы, зима, игла,
глобус, глаза, малина.
Логопед: Ребята, что же у нас получилось?
Дети: Ключик. Слайд (На экране появляется ключик, звучит музыка)
Снова звучит сказочная мелодия и появляется сундучок.
Логопед: Ребята, смотрите!!. Давайте теперь попробуем открыть его и
посмотреть, что внутри.
Дети: Давайте.
В это время звучит волшебная музыка, Карлсон заглядывает в сундучок. –
Карлсон: Ребята, смотрите, в сундучке появились книжки.
Карлсон и логопед благодарят детей за выполненные задания, за помощь
персонажам.
Логопед: ребята, какие же сказки мы вернули?
Дети рассматривают книги и дают ответы.
Давайте поблагодарим Карлсона за помощь.
Карлсон: ну что, ребята поняли, что нужно делать, чтобы книжки больше не
пропадали?
Дети: да, читать и бережно относиться к ним.
Карлсон: до свидания, ребята, до новых встреч!