Напоминание

« Звук [ ж], буквы Ж, ж » (с использование проблемно-диалогического обучения)


Автор: Кудашкина Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№3 пгт Смышляевка Волжского района Самарской области
Населённый пункт:
Наименование материала: конспект урока
Тема: « Звук [ ж], буквы Ж, ж » (с использование проблемно-диалогического обучения)
Раздел: начальное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

с использование проблемно-диалогического обучения

Тема: «

Звук [ ж], буквы Ж, ж »

1. Предмет – обучение грамоте (чтение)

2.Знакомство с новой буквой

3. 1 класс

4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» 2ч.( УМК « Перспектива)

5.Цель урока: познакомить учащихся с согласным звуком [ ж], буквами Ж, ж.

6.Задачи урока:

Образовательные:

1.

Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ж ] из потока речи.

2.

Формировать умение узнавать графический образ буквы Ж,ж..

3.

Формировать умение читать слоги, слова с новой буквой.

4.

Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

Развивающие:

1.

Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

2.

Развивать коммуникативную культуру речи, вопросно-ответную форм у речи.

3.

Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

Воспитывающие:

1.

Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

2.

Воспитание познавательного интереса.

7. Тип урока: открытие нового знания

8. Формы работы: фронтальная, коллективная.

9.Методы обучения: словесный( беседа), частично-поисковый, наглядный , диалог.

10.Техническое оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийное приложение, лента букв, предметные картинки, модели

звуков, образцы печатных букв «Ж,ж», схема Звуковичка, карточки – кружочки.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный

момент.

II. Создание

проблемной

ситуации,

формулирование

учебной проблемы

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Гости в класс пришли сегодня,

Рады мы ,конечно, им.

Всё покажем, что умеем,

Может, даже удивим.

1.

побуждающий диалог -

постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек

!

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем

работать. Как вы думаете, какой у нас

сегодня урок: повторения изученного или

урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Что необычного заметили у схемы-

человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет

вас предупредить, что он представляет

особенный, необычный звук, который

отличается от других изученных вами

звуков. Какой у вас возникает вопрос?

-Чем новый звук отличается от других

звуков?

Вот это нам предстоит сегодня открыть?

Оценивают свою готовность, настрой

на работу.

1.диалог с учителем

- Урок «открытия» новых знаний, так

как схема не раскрашена, нет на ней

буквы.

- Новый звук и новую букву.

- Восклицательный знак.

Личностные:

- умения слушать и слышать

собеседника;

- настраиваться на учебную

деятельность

Регулятивные:

- формулировать учебную

задачу с помощью учителя;

- планировать совместно с

учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное

значение умения читать;

- ориентироваться в своей

системе знаний: отличать новое

от уже известного с помощью

учителя;

- вступать в сотрудничество с

учителем и одноклассниками.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью

выделения признаков;

III. Выдвижение

версий

IV. Актуализация

имеющихся знаний

V.Составление

плана решения

учебной проблемы

2. проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из

языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издает жук?

3. подведение к формулированию темы

Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы

должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на

доске на каждую задачу урока)

-В каком районе (гласных или согласных)

будет проживать этот звук?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался,

почему же этот звук особенный, чем он

отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему.

1. побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он

согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или

глухой?

-Какой он, звонкий или глухой? Как узнали?

Что услышали?

2.проговаривание звуков

- Ж –ж -ж

3.формулирование темы

- Звук [ ж], буква ж

- Узнать всё про новый звук, новую

букву.

- Научиться находить новый звук в

словах.

- Научиться читать слоги и слова с

буквой ж.

- В районе согласных

Выдвигают версии

1.диалог с учителем

- Мягкий он или твёрдый, звонкий

или глухой.

- Он глухой. Закрыли уши,

- подведение под понятие,

выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение

проблемы;

- осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать

модели.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

-планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Регулятивные:

- определять и формулировать

VI. Поиск решения

проблемы -

открытие нового

знания

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или

мягким?

-Сначала определите, какое место занимает

этот звук в словах?

1. Предлагает взять картинки из конверта с

изображением жука, ужи, жирафа.(на

столе учителя , у учеников на партах))

2. руководство парной работой

- Составьте звуковые схемы этих слов.

Обсудите в паре и нарисуйте вместе схему

своего слова на листочке.

- Дайте характеристику нового звука.

- Какое слово повторялось в характеристике

нового звука?

Закрашивает башмачок человечка синим

цветом

3. побуждающий диалог

- Может быть, в других словах этот звук

произносится мягко? Послушайте

стихотворение, самые внимательные

запомнят все слова со звуком [ж] и

послушают, как он произносится, твёрдо

или мягко?

произнесли звук и послушали.

Голос и шум.

- Послушать, как он звучит в словах.

1. определение места звука в словах,

работа в паре

2. работа в парах, индивидуальная

работа

Составляют звуковые схемы

выбранных слов

Один ученик у доски составляет

схему слова « жук» характеризуем

др –« ужи»,

др – « жираф»

Ответственные дети характеризуют

новый звук

-Звук [ ж] – твёрдый

-Твёрдый

3.Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение.

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька,

Жалко бедного жука!

цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия

в громкой речевой и

умственной форме,

- выделять и осознавать то, что

нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно

выполненное задание от

неверного.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки,

обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный

анализ слова;

Регулятивные:

- слушать и слышать

собеседника.

- адекватно воспринимать

оценку учителя, сверстника.

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?

3. подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ж] быть

мягким?

Закрашивает второй башмачок синим

цветом

- Посмотрите на схему нашего звука,

сравните с другими схемами и скажите, чем

же отличается новый звук от других

звуков нашего «города»?

3.знакомство с буквой

- А какой значок нам поможет увидеть звук

[ж] ?

- Что напоминает вам эта буква?

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце ее не растопит уже.

Азбука (рассматривание буквы)

- На каком этаже мы поселим нашего

нового жителя на ленте букв?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок

1.Упражнения в чтении слогов-слияний.

- Скучно жить одной буковке. На день

рождения она пригласила гостей.

Подружилась буковка с гласными, взялись

- Звук [ ж] - всегда твёрдый

Он всегда твердый!

-Буква Ж

Предположения учащихся.

- В районе согласных, на 2 этаже.

С буквами, которые обозначают

глухие звуки.

- Да.

Чтение слогов - слияний детьми.

жа жо жу же ЖИ

Познавательные:

- понимать информацию,

представленную в знаково-

символической форме;

- осуществлять поиск

необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и

делать обобщение о «работе»

букв

- делать выводы.

VII. Выражение

решения проблемы

и применение

нового знания на

практике

VIII . Подведение

итогов.

Рефлексия.

они за ручки и запели свои песенки.

жа жо жу же- это еще не все слоги

По очереди на Дне рождения танцевали

гласные буквы с именинницей. Подошла

очередь буквы Ы, приготовилась она, но

вдруг другая буква - и опередила ее.

Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь

никогда не дружит с буквой Ж.

Приходится вместо буквы Ы всегда

вставать рядом буквае И. ЖИ

Вот такая есть тайна у этой буквы.

(Интерактивная доска)

2.-Упражнение на нахождение звука [ж] в

словах. Хоровое чтение слов.

- Найди слова со звуком [ж] .

Хоровое чтение слов.

Какая вторая задача стояла перед нами?

Решили мы с вами вторую задачу?

Убирает второй кружок, обозначающий

задачу.

-Какая последняя задача стояла перед нами

на уроке?

-Вы справились с этой задачей?

Убирает последний кружок, обозначающий

задачу урока.

2. Работа с доской.

(снежинка, лыжи, моржи, лыжник)

пиджак, жилет , пижама. юбка,

джинцы, пальто)

Научиться находить новый звук в

словах?

Да.

- Научиться читать слоги и слова с

буквой ж.

Да.

Регулятивные:

- выполнять учебные действия

в громкой речевой и

умственной форме;

- учиться определять степень

успешности своей работы;

-выделять и осознавать то, что

уже усвоено и что нужно еще

усвоить

Личностные:

- оценивать свою деятельность

Молодцы! Вы отлично работали на уроке.

Какое открытие на уроке вы сегодня

сделали? С какой буквой познакомились?

Какой звук она обозначает?

У вас на столе лежат карточки - кружочки.

Покажите, пожалуйста, с каким

настроением вы заканчиваете урок.

- Я справился. Урок понравился. Я доволен

собой.

- Настроение хорошее. Мне было трудно,

но я справился.

- Задания оказались слишком трудными.

Мне нужна помощь.

С буквой Ж.

[ ж] – согласный .звонкий, твердый.



В раздел образования