Автор: Кудашкина Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№3 пгт Смышляевка Волжского района Самарской области
Населённый пункт:
Наименование материала: конспект урока
Тема: « Звук [ ж], буквы Ж, ж » (с использование проблемно-диалогического обучения)
Раздел: начальное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
с использование проблемно-диалогического обучения
Тема: «
Звук [ ж], буквы Ж, ж »
1. Предмет – обучение грамоте (чтение)
2.Знакомство с новой буквой
3. 1 класс
4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» 2ч.( УМК « Перспектива)
5.Цель урока: познакомить учащихся с согласным звуком [ ж], буквами Ж, ж.
6.Задачи урока:
Образовательные:
1.
Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ж ] из потока речи.
2.
Формировать умение узнавать графический образ буквы Ж,ж..
3.
Формировать умение читать слоги, слова с новой буквой.
4.
Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
1.
Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
2.
Развивать коммуникативную культуру речи, вопросно-ответную форм у речи.
3.
Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
1.
Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
2.
Воспитание познавательного интереса.
7. Тип урока: открытие нового знания
8. Формы работы: фронтальная, коллективная.
9.Методы обучения: словесный( беседа), частично-поисковый, наглядный , диалог.
10.Техническое оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийное приложение, лента букв, предметные картинки, модели
звуков, образцы печатных букв «Ж,ж», схема Звуковичка, карточки – кружочки.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Организационный
момент.
II. Создание
проблемной
ситуации,
формулирование
учебной проблемы
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня,
Рады мы ,конечно, им.
Всё покажем, что умеем,
Может, даже удивим.
1.
побуждающий диалог -
постановка проблемы
На доске неоформленная схема-человечек
!
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем
работать. Как вы думаете, какой у нас
сегодня урок: повторения изученного или
урок «открытия» новых знаний? Почему?
- Что же мы сегодня будем «открывать»?
- Что необычного заметили у схемы-
человечка?
-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет
вас предупредить, что он представляет
особенный, необычный звук, который
отличается от других изученных вами
звуков. Какой у вас возникает вопрос?
-Чем новый звук отличается от других
звуков?
Вот это нам предстоит сегодня открыть?
Оценивают свою готовность, настрой
на работу.
1.диалог с учителем
- Урок «открытия» новых знаний, так
как схема не раскрашена, нет на ней
буквы.
- Новый звук и новую букву.
- Восклицательный знак.
Личностные:
- умения слушать и слышать
собеседника;
- настраиваться на учебную
деятельность
Регулятивные:
- формулировать учебную
задачу с помощью учителя;
- планировать совместно с
учителем предстоящую работу.
Коммуникативные:
- осознавать познавательное
значение умения читать;
- ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя;
- вступать в сотрудничество с
учителем и одноклассниками.
Познавательные: логические:
- анализ объектов с целью
выделения признаков;
III. Выдвижение
версий
IV. Актуализация
имеющихся знаний
V.Составление
плана решения
учебной проблемы
2. проведение звуковой разминки
- Какой звук будем «открывать» узнаете из
языковой разминки.
-Вспомните, какой звук издает жук?
3. подведение к формулированию темы
Сформулируйте тему нашего урока
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы
должны научиться?
(Прикрепляет кружочки разного цвета на
доске на каждую задачу урока)
-В каком районе (гласных или согласных)
будет проживать этот звук?
-Может быть, кто-то из вас уже догадался,
почему же этот звук особенный, чем он
отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему.
1. побуждающий диалог
- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он
согласный, что мы можем про него узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или
глухой?
-Какой он, звонкий или глухой? Как узнали?
Что услышали?
2.проговаривание звуков
- Ж –ж -ж
3.формулирование темы
- Звук [ ж], буква ж
- Узнать всё про новый звук, новую
букву.
- Научиться находить новый звук в
словах.
- Научиться читать слоги и слова с
буквой ж.
- В районе согласных
Выдвигают версии
1.диалог с учителем
- Мягкий он или твёрдый, звонкий
или глухой.
- Он глухой. Закрыли уши,
- подведение под понятие,
выведение следствий;
общеучебные:
- постановка и решение
проблемы;
- осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной форме;
(знаково - символические)
- создавать и преобразовывать
модели.
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
- определять и формулировать
VI. Поиск решения
проблемы -
открытие нового
знания
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или
мягким?
-Сначала определите, какое место занимает
этот звук в словах?
1. Предлагает взять картинки из конверта с
изображением жука, ужи, жирафа.(на
столе учителя , у учеников на партах))
2. руководство парной работой
- Составьте звуковые схемы этих слов.
Обсудите в паре и нарисуйте вместе схему
своего слова на листочке.
- Дайте характеристику нового звука.
- Какое слово повторялось в характеристике
нового звука?
Закрашивает башмачок человечка синим
цветом
3. побуждающий диалог
- Может быть, в других словах этот звук
произносится мягко? Послушайте
стихотворение, самые внимательные
запомнят все слова со звуком [ж] и
послушают, как он произносится, твёрдо
или мягко?
произнесли звук и послушали.
Голос и шум.
- Послушать, как он звучит в словах.
1. определение места звука в словах,
работа в паре
2. работа в парах, индивидуальная
работа
Составляют звуковые схемы
выбранных слов
Один ученик у доски составляет
схему слова « жук» характеризуем
др –« ужи»,
др – « жираф»
Ответственные дети характеризуют
новый звук
-Звук [ ж] – твёрдый
-Твёрдый
3.Прослушивание стихотворения
Слушают стихотворение.
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука!
цель деятельности на уроке;
- выполнять учебные действия
в громкой речевой и
умственной форме,
- выделять и осознавать то, что
нужно еще усвоить;
- учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Предметные:
- характеризовать звуки;
- выделять указанные звуки,
обозначать их буквами;
- проводить звуко-буквенный
анализ слова;
Регулятивные:
- слушать и слышать
собеседника.
- адекватно воспринимать
оценку учителя, сверстника.
-Назовите слова с новым звуком. Какой он?
3. подведение к формулированию вывода
- Сделайте вывод: может ли звук [ж] быть
мягким?
Закрашивает второй башмачок синим
цветом
- Посмотрите на схему нашего звука,
сравните с другими схемами и скажите, чем
же отличается новый звук от других
звуков нашего «города»?
3.знакомство с буквой
- А какой значок нам поможет увидеть звук
[ж] ?
- Что напоминает вам эта буква?
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже.
Азбука (рассматривание буквы)
- На каком этаже мы поселим нашего
нового жителя на ленте букв?
-Решили мы с вами первую задачу?
Убирает один кружок
1.Упражнения в чтении слогов-слияний.
- Скучно жить одной буковке. На день
рождения она пригласила гостей.
Подружилась буковка с гласными, взялись
- Звук [ ж] - всегда твёрдый
Он всегда твердый!
-Буква Ж
Предположения учащихся.
- В районе согласных, на 2 этаже.
С буквами, которые обозначают
глухие звуки.
- Да.
Чтение слогов - слияний детьми.
жа жо жу же ЖИ
Познавательные:
- понимать информацию,
представленную в знаково-
символической форме;
- осуществлять поиск
необходимой информации;
- наблюдать, сравнивать и
делать обобщение о «работе»
букв
- делать выводы.
VII. Выражение
решения проблемы
и применение
нового знания на
практике
VIII . Подведение
итогов.
Рефлексия.
они за ручки и запели свои песенки.
жа жо жу же- это еще не все слоги
По очереди на Дне рождения танцевали
гласные буквы с именинницей. Подошла
очередь буквы Ы, приготовилась она, но
вдруг другая буква - и опередила ее.
Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь
никогда не дружит с буквой Ж.
Приходится вместо буквы Ы всегда
вставать рядом буквае И. ЖИ
Вот такая есть тайна у этой буквы.
(Интерактивная доска)
2.-Упражнение на нахождение звука [ж] в
словах. Хоровое чтение слов.
- Найди слова со звуком [ж] .
Хоровое чтение слов.
Какая вторая задача стояла перед нами?
Решили мы с вами вторую задачу?
Убирает второй кружок, обозначающий
задачу.
-Какая последняя задача стояла перед нами
на уроке?
-Вы справились с этой задачей?
Убирает последний кружок, обозначающий
задачу урока.
2. Работа с доской.
(снежинка, лыжи, моржи, лыжник)
пиджак, жилет , пижама. юбка,
джинцы, пальто)
Научиться находить новый звук в
словах?
Да.
- Научиться читать слоги и слова с
буквой ж.
Да.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия
в громкой речевой и
умственной форме;
- учиться определять степень
успешности своей работы;
-выделять и осознавать то, что
уже усвоено и что нужно еще
усвоить
Личностные:
- оценивать свою деятельность
Молодцы! Вы отлично работали на уроке.
Какое открытие на уроке вы сегодня
сделали? С какой буквой познакомились?
Какой звук она обозначает?
У вас на столе лежат карточки - кружочки.
Покажите, пожалуйста, с каким
настроением вы заканчиваете урок.
- Я справился. Урок понравился. Я доволен
собой.
- Настроение хорошее. Мне было трудно,
но я справился.
- Задания оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь.
С буквой Ж.
[ ж] – согласный .звонкий, твердый.