Напоминание

"Память физических действий - взгляд К.С. Станиславского"


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Память физических действий - взгляд К.С. Станиславского"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Память физических действий - взгляд К.С. Станиславского.

Акцент в данных упражнениях ставится на достоверность. Всё внимание актёра должно

быть направленно на воображаемый предмет и сопутствующее взаимодействие с ним. Все

мускульные напряжения в теле должны соответствовать той же работе тела, что и при

работе с настоящим предметом.

ПФД

основное

упражнение

Метода

действенного

анализа,

созданного

К.

С.

Станиславским, и входит в обязательный актёрский тренинг.

Такие упражнения помогают актёру постичь природу простейших физических действий,

восстановить

их

логику

и

последовательность.

Развивают

внимание,

воображение

и

улучшают

концентрацию.

Помогают

актёру

добиться

органичности

в

проявлении

актёрской выразительности.

Искусство актера считается высоким искусством только тогда, когда актер вкладывает в

свое искусство подлинную страстность и живой темперамент, то есть подлинные чувства.

И вот К.С. Станиславский, благодаря своему учению, своей системе (подобной которой не

было

создано

ничего

за

всю

историю

мирового

театра)

указал

самый

верный

и

единственный путь к раскрытию подлинных человеческих чувств, освободил актера от

мучительной заботы об этих подлинных чувствахи устранил саму возможность актерского

любования своими чувствами. А именно:перевод актерского внимания от поисков чувств

внутри себя на выполнение сценической задачи это одно из величайших открытий К.С.

Станиславского, которое решает большую проблемунашей артистической техники.

К.С.

Станиславский

утверждал,

что

главным

элементом

искусства

актера

является

действие органическое, целесообразное, продуктивное, подлинное.К.С. Станиславский

говорил, что для решения того или иного сценического момента у ремесла имеется два,

три, максимум десять приемов, а у природы неисчислимое количество. И действовать

надо

согласно

ее

законам.

Он

считал,

что

это

единственно

правильный

путь

и

что

привести актера к согласию с природой может только высшая артистическая техника. А

овладеть этой техникой можно только через упорную работу над собой путем усиленной

ежедневной

тренировки.

Утверждая

органическую

природу

как

решающую

силу

в

творчестве актера, Станиславский создал систему для подступов к ней.Вывод, к которому

пришел великий реформатор театра, заключается в том, что только физическая реакция

актера, то есть цепь его физических действий на сцене может вызвать те эмоции и

чувства, ради которых и существует театр.

Физические действия не только направляют актера на верный путь в процессе его работы

над ролью, но и являются главным средством актерской выразительности. Ведь ничто так

ярко не передает душевногосостояния человека, как физическое его поведение. Поэтому

отделение физической стороны поведения человека от его психической стороны вещь,

конечно, условная и является педагогическим приемом, изобретенным Станиславским,

так как физические действия в зависимости от тех или иных предлагаемых обстоятельств

обязательно переходят в психофизическиедействия.И еще, может не по теме, один штрих

к портрету. К.С. Станиславский говорил, что систему знают многие, но применять систему

могут еще единицы. «Я, Станиславский, систему знаю, но еще не умею, или вернее, только

начинаю уметь ее применять. Чтобы овладеть разработанной мною системой, мне надо

родиться во второй раз и, дожив до шестнадцати лет, начать сначала свое актерство»[4].И

еще

он

говорил,

что

система

нужна

лишь

для

того,

чтобы

открывать

полный

ход

творчеству органической природы артиста. Она нужна в тех случаях, когда не получается

роль.Вот такой он был К.С. Станиславский.

Как делать упражнения на память физических действий? Прежде всего надо действия,

которые вы хотите воспроизвести, вспоминать не головой, а всем своим телом. Для того

чтобы мыть пол, стирать, шить, строгать и т. д., следует тщательно проверить все «по

жизни»,

с

настоящими

предметами,

а

уж

потом

переходить

на

«пустышку»,

на

беспредметные действия. Но это еще не все. Упражнения на память физических действий

требуют от исполнителя еще и умения загрузить себя какой-нибудь мыслью: пусть это

будет план вашей работы на завтрашний день или вопрос, который вас волнует сегодня,

сейчас, и т. д. Это важно для того, чтобы у исполнителя появился «свой мир». Жизнь в

упражнении должна на что-то опираться — на мысли, на мечты. Ведь так происходит и в

жизни: я то сосредоточиваюсь на каком-либо предмете, то ухожу от него, и в голову

приходят какие-либо новые соображения. И если такого же процесса не возникает у

исполнителя, то его природа никогда не заживет на сцене верно. Конечно, при этом

нельзя уходить в психологизирование, прерывать действие для обдумывания. Необходимо

мыслить

и совершать физические действия параллельно. Для

этого

все

физические

действия заранее должны быть точно и подробно отработаны. Чтобы мыслить, необходима

полная свобода рук и тела.

Источники:

1.Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. Москва: Искусство, 1978.

2. А. Д. Попов «Замечания по этюдам начального периода работы. Память физических

действий».

3Симонов П. В. Что такое эмоция? М., 1966.



В раздел образования