Напоминание

"Роль куклы в эмоциональной сфере ребёнка раннего школьного возраста.Куклотерапия.


Автор: Серченко Людмила Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 "Ручеёк"
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль куклы в эмоциональной сфере ребёнка раннего школьного возраста.Куклотерапия.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила воспитатель: Серченко Людмила Владимировна.

В настоящее время многие дети отличаются моторной неловкостью, эмоциональной

незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой

способностью к подражательной деятельности. Некоторые дети имеют диагноз

ранний детский аутизм. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а

следовательно и выполнять задания. Поэтому, для успешного взаимодействия с

детьми требуется посредник. Таким посредником может стать КУКЛА.

Куклотерапи

́

я

— это метод психологической помощи детям, заключающийся в

коррекции поведения и эмоционального состояния

Разработан детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Цель куклотерапии

– помочь ликвидировать болезненные переживания,

укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить

самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой

деятельности. А также корректировать речь, снижать уровень тревожности и

агрессивности.

Функции куклотерапии

Коммуникативная

— формирование эмоционального контакта детей в

коллективе;

Релаксационная

— снятие эмоционального перенапряжения;

Воспитательная

— психокоррекция проявлений личности в игровых моделях

жизненных ситуаций;

Развивающа

я — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия

и т. д.), моторики;

Обучающая

— обогащение информацией об окружающем мире

.

Формы куклотерапии

Индивидуальная Групповая

ВАРИАНТЫ КУКОЛ

Куклы марионетки

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в

управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла

может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать

различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в

каком настроении находится герой куклы)

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых

нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы

могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров,

размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из

черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются

преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом

театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим.

Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в

кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей

составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет,

вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого

театра и теневых кукол.

Верёвочные куклы

Веревочные куклы являются

многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей

проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост

ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы

пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы.

Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона

или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и

являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с

детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа

«Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые

соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров,

различных инсценировок, изображений сказок.

Ростовые куклы

Ростовые куклы Объемные куклы традиционно используются для проигрывания

ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклы из проволоки

Вывод

:

Куклотерапия

– это увлекательная и доступная форма работы с детьми,

оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с

проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.

*психокоррекционную работу с детьми с использованием метода куклотерапии

необходимо проводить совместно с родителями. Специфические особенности

куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть

новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего

воспитания.

Таинство взаимодействия

Играя с куклой, проникая в сказку, мы приближаем к себе наш внутренний мир,

чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с

воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места,

увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию, мы

получаем опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим

миром.



В раздел образования