Автор: Морозова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 32"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: «Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность»
Тема: «Экспериментальная деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной активности детей через поисково-
исследовательскую деятельность»
Морозова А. А.
воспитатель
МБОУ «ЦО № 32»
г. Тула
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно
дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы –
ему
помогают
педагоги.
Считаю,
что
через
познавательно-
исследовательскую
деятельность
дошкольники
смогут
получить
возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность,
упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать
элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно
быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а
использование исследовательских методов обучения на занятии поможет
педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом
ребенке.
Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая,
какое
значение
имеет
детское
экспериментирование
в
развитии
интеллектуальных
способностей,
стремясь
создать
условия
для
исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы:
развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-
исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой
природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать
выводы, через опытно-экспериментальную деятельность.
2.
Развивать
у
детей
бережное,
ответственное,
эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, любовь к родному краю в
ходе
проведения
совместных
экспериментальных
действий.
3.
Разработать
систему
познавательных
занятий,
игр,
наблюдений.
4. Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для
исследовательской
деятельности
детей.
5. Привлечь родителей к активному участию в работе.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей
работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все
виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные
способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в
трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках
педагогического процесса:
1.
Специально
организованные
занятия
по
познавательной
деятельности с включенными опытами по заданной теме.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3.
Свободная
самостоятельная
деятельность
детей.
Организацию экспериментальной работы в подготовительной группе я
осуществляю по трем направлениям:
- Живая природа (характерные особенности времен года, животные и
их приспособление к окружающей среде);
- Неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес);
- Человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства,
преобразования предметов).
Я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей,
подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей
сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на
них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли
полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого
возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных
связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».
Наряду
с
традиционными
методами
и
приёмами,
использовала
инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В
процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные
средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах
или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью
презентации.
(«Кто
живёт
в
воде»,
«Как
звери
меняют
шубки»,
«Разноцветная радуга»)
Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В
любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты
превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое
выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям
казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с
учётом закономерностей детского экспериментирования
Занятия проводятся во второй половине дня и на прогулках 2 раза в
месяц. Продолжительность каждого занятия - 30 минут.
Блок
Живая природа
Сентябрь
1. «Здравствуйте, насекомые». Программное содержание: расширять и
закреплять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, муравей,
гусеница). Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их
необходимости.
2. «Комнатные растения». Программное содержание: Совершенствовать
навыки ухода за растениями. «Рассматривание насекомых»
Опыты: «Почему они летают», «Листья шуршат».
Октябрь
3. «Дыхание растений» Программное содержание: дать детям понятие, что
растение – живое существо, оно дышит, растет, пьет.
4. «Знакомство с ежиком». Программное содержание: расширить знания о
ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Упражнять в
звукоподражании. Опыт «Растение дышит»
Ноябрь
5. «Посадим лук»
6. «Знакомимся с жизнью птиц» Программное содержание: углубить и
расширить знания детей о птицах. Объяснить причину перелетов птиц
(перелетные, зимующие, кочующие). Учить различать птиц от других
животных. «Угадай, какая это птица» «Кормушка для птиц»
Неживая природа
Декабрь
7. «Знакомство со свойствами воздуха» Программное содержание: дать
представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со
свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами
дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на
здоровье человека
8. «Различные жидкости» Программное содержание: Познакомить с
различными жидкостями: водой, молоком, соком, растительным маслом.
Выявить различия в процессах замерзания жидкостей. Познакомить со
свойствами воды.
Опыты: «Надувание мыльных пузырей»
«Сухой из воды»
«Цветные льдинки»
«Вода – растворитель»
Январь
9. «Песок, его свойства. Песочные часы»
10. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой.
Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить
несложные опыты «Что можно сделать за минуту»
«Песчаный конус»
Февраль
11. «Зеркало»
12. «Свет и тень» Программное содержание: Расширять представления об
окружающем мире через знакомство со свойствами зеркал. Познакомить с
историей возникновения зеркал, его оптическими свойствами.
Познакомить с образованием тени от предметов, у становить сходство тени и
объекта, создать с помощью теней образы. «Был один – стало много»
«Волшебные слова»
Опыт «Теневой театр»
Человек и рукотворный мир
Март
13. «Наши помощники» Программное содержание: дать детям
представление об органе слуха – ухо.
Познакомить со строением уха человека и животного. Сформировать вместе
с детьми рекомендации по уходу за ушами.
Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа,
органами позволяющего определить все запахи
14. «Термометр и температура». Программное содержание:
Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении
температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с
понятием «температура»; формировать представление о приборе для
измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров
«Слушай во все уши»
Опыты
«Измерим температуру тела»
«Какая погода на улице»
Апрель
15.«Почему горит фонарик» Программное содержание: Уточнить
представления детей о значении электричества для людей; познакомить с
батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона
в качестве батарейки.
16. «Измеряем и взвешиваем» Программное содержание: Познакомить детей
с ростомером и весами. Объяснить, что для точного определения
используется специальный прибор. Познакомить с линейкой, весами,
рулеткой, кантором. «Найди предмет с помощью фонарика»
«Горит – не горит»
Май
17. «Магнит – фокусник» Программное содержание: Познакомить с
магнитом, выявить их его свойства, взаимодействие магнита с разными
материалами и веществами.
18. «Хитрости инерции» Программное содержание: познакомить детей с
физическим явлением – инерцией, показать возможность практического
использования инерции в повседневной жизни. «Магнитные силы»
«Мы – фокусники»
«Притягиваются – не притягиваются»
Опыты «Инерция яйца», «Чья машина быстрее»
Организация взаимодействия с родителями
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-
дошкольника имеет семейное воспитание. На группе проводились вечера
вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная
информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы
родителям.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при
условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Например, что
рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную
экскурсию, организовать опыт и т. д.
Для
повышения
родительской
компетентности
проводились
родительские собрания «Мы – будущие исследователи», «Значение детского
экспериментирования
в
жизни
ребёнка»;
консультации
«Игра
или
эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», «Организация опытов в
домашних условиях.
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская
деятельность
способствует
развитию
активизации
познавательной
и
творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и
активности
личности.
Изучение
познавательно-исследовательской
деятельности, как целостного образования личности нам позволило выявить
интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида
деятельности:
-
во-первых, наши дети стали любознательными, активными. Они
проявляют
сильные
эмоции
удивления,
радость
познания,
восторг,
удовлетворенность деятельностью;
- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила
поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит
к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к
развитию такого интегративного качества, как владение универсальными
предпосылками учебной деятельности.
- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как
эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной
стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и
родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Таким образом, интеграция познавательно – исследовательской деятельности
в образовательном процессе нашего детского сада положительно отразилась
на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что
является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для
достижения
равных
стартовых
возможностей
к
обучению
в
школе.
Список
использованной
литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство
«Учитель»,
Воронеж,
2002г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизвестное рядом» Творческий центр, -
М.
2005г.
3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с
природными объектами», Педагогическое общество России. – М., 2006г.
4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов
в
детском
саду»
5. Иванова А.И. «Детское экспериментирование - как метод обучения»
6.
И.
Э.
Куликовская
«Детское
экспериментирование»
7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М., 1998г.
воспитание»
№6
за
2006г.)
8.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
Под
редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.