Напоминание

«Экспериментальная деятельность»


Автор: Морозова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 32"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: «Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность»
Тема: «Экспериментальная деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательной активности детей через поисково-

исследовательскую деятельность»

Морозова А. А.

воспитатель

МБОУ «ЦО № 32»

г. Тула

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно

дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы –

ему

помогают

педагоги.

Считаю,

что

через

познавательно-

исследовательскую

деятельность

дошкольники

смогут

получить

возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность,

упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать

элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно

быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а

использование исследовательских методов обучения на занятии поможет

педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом

ребенке.

Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая,

какое

значение

имеет

детское

экспериментирование

в

развитии

интеллектуальных

способностей,

стремясь

создать

условия

для

исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы:

развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-

исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой

природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

выводы, через опытно-экспериментальную деятельность.

2.

Развивать

у

детей

бережное,

ответственное,

эмоционально-

доброжелательное отношение к миру природы, любовь к родному краю в

ходе

проведения

совместных

экспериментальных

действий.

3.

Разработать

систему

познавательных

занятий,

игр,

наблюдений.

4. Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для

исследовательской

деятельности

детей.

5. Привлечь родителей к активному участию в работе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей

работы.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все

виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и

пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные

способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в

трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках

педагогического процесса:

1.

Специально

организованные

занятия

по

познавательной

деятельности с включенными опытами по заданной теме.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3.

Свободная

самостоятельная

деятельность

детей.

Организацию экспериментальной работы в подготовительной группе я

осуществляю по трем направлениям:

- Живая природа (характерные особенности времен года, животные и

их приспособление к окружающей среде);

- Неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес);

- Человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства,

преобразования предметов).

Я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей,

подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей

сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на

них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли

полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого

возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных

связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».

Наряду

с

традиционными

методами

и

приёмами,

использовала

инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В

процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные

средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах

или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью

презентации.

(«Кто

живёт

в

воде»,

«Как

звери

меняют

шубки»,

«Разноцветная радуга»)

Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В

любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты

превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое

выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям

казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с

учётом закономерностей детского экспериментирования

Занятия проводятся во второй половине дня и на прогулках 2 раза в

месяц. Продолжительность каждого занятия - 30 минут.

Блок

Живая природа

Сентябрь

1. «Здравствуйте, насекомые». Программное содержание: расширять и

закреплять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, муравей,

гусеница). Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их

необходимости.

2. «Комнатные растения». Программное содержание: Совершенствовать

навыки ухода за растениями. «Рассматривание насекомых»

Опыты: «Почему они летают», «Листья шуршат».

Октябрь

3. «Дыхание растений» Программное содержание: дать детям понятие, что

растение – живое существо, оно дышит, растет, пьет.

4. «Знакомство с ежиком». Программное содержание: расширить знания о

ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Упражнять в

звукоподражании. Опыт «Растение дышит»

Ноябрь

5. «Посадим лук»

6. «Знакомимся с жизнью птиц» Программное содержание: углубить и

расширить знания детей о птицах. Объяснить причину перелетов птиц

(перелетные, зимующие, кочующие). Учить различать птиц от других

животных. «Угадай, какая это птица» «Кормушка для птиц»

Неживая природа

Декабрь

7. «Знакомство со свойствами воздуха» Программное содержание: дать

представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со

свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами

дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на

здоровье человека

8. «Различные жидкости» Программное содержание: Познакомить с

различными жидкостями: водой, молоком, соком, растительным маслом.

Выявить различия в процессах замерзания жидкостей. Познакомить со

свойствами воды.

Опыты: «Надувание мыльных пузырей»

«Сухой из воды»

«Цветные льдинки»

«Вода – растворитель»

Январь

9. «Песок, его свойства. Песочные часы»

10. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой.

Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить

несложные опыты «Что можно сделать за минуту»

«Песчаный конус»

Февраль

11. «Зеркало»

12. «Свет и тень» Программное содержание: Расширять представления об

окружающем мире через знакомство со свойствами зеркал. Познакомить с

историей возникновения зеркал, его оптическими свойствами.

Познакомить с образованием тени от предметов, у становить сходство тени и

объекта, создать с помощью теней образы. «Был один – стало много»

«Волшебные слова»

Опыт «Теневой театр»

Человек и рукотворный мир

Март

13. «Наши помощники» Программное содержание: дать детям

представление об органе слуха – ухо.

Познакомить со строением уха человека и животного. Сформировать вместе

с детьми рекомендации по уходу за ушами.

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа,

органами позволяющего определить все запахи

14. «Термометр и температура». Программное содержание:

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении

температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с

понятием «температура»; формировать представление о приборе для

измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров

«Слушай во все уши»

Опыты

«Измерим температуру тела»

«Какая погода на улице»

Апрель

15.«Почему горит фонарик» Программное содержание: Уточнить

представления детей о значении электричества для людей; познакомить с

батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона

в качестве батарейки.

16. «Измеряем и взвешиваем» Программное содержание: Познакомить детей

с ростомером и весами. Объяснить, что для точного определения

используется специальный прибор. Познакомить с линейкой, весами,

рулеткой, кантором. «Найди предмет с помощью фонарика»

«Горит – не горит»

Май

17. «Магнит – фокусник» Программное содержание: Познакомить с

магнитом, выявить их его свойства, взаимодействие магнита с разными

материалами и веществами.

18. «Хитрости инерции» Программное содержание: познакомить детей с

физическим явлением – инерцией, показать возможность практического

использования инерции в повседневной жизни. «Магнитные силы»

«Мы – фокусники»

«Притягиваются – не притягиваются»

Опыты «Инерция яйца», «Чья машина быстрее»

Организация взаимодействия с родителями

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-

дошкольника имеет семейное воспитание. На группе проводились вечера

вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная

информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы

родителям.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при

условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Например, что

рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную

экскурсию, организовать опыт и т. д.

Для

повышения

родительской

компетентности

проводились

родительские собрания «Мы – будущие исследователи», «Значение детского

экспериментирования

в

жизни

ребёнка»;

консультации

«Игра

или

эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», «Организация опытов в

домашних условиях.

На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская

деятельность

способствует

развитию

активизации

познавательной

и

творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и

активности

личности.

Изучение

познавательно-исследовательской

деятельности, как целостного образования личности нам позволило выявить

интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида

деятельности:

-

во-первых, наши дети стали любознательными, активными. Они

проявляют

сильные

эмоции

удивления,

радость

познания,

восторг,

удовлетворенность деятельностью;

- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила

поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит

к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к

развитию такого интегративного качества, как владение универсальными

предпосылками учебной деятельности.

- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как

эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной

стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и

родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.

Таким образом, интеграция познавательно – исследовательской деятельности

в образовательном процессе нашего детского сада положительно отразилась

на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что

является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для

достижения

равных

стартовых

возможностей

к

обучению

в

школе.

Список

использованной

литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство

«Учитель»,

Воронеж,

2002г.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизвестное рядом» Творческий центр, -

М.

2005г.

3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с

природными объектами», Педагогическое общество России. – М., 2006г.

4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов

в

детском

саду»

5. Иванова А.И. «Детское экспериментирование - как метод обучения»

6.

И.

Э.

Куликовская

«Детское

экспериментирование»

7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М., 1998г.

воспитание»

№6

за

2006г.)

8.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Под

редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.



В раздел образования