Автор: Казанцева Алина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДШТИ "Пилигрим"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Клоун ли я"
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО ДШТИ «Пилигрим» г. Пермь
Мастер-класс по клоунаде
«Клоун ли я?»
Казанцева Алина Александровна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ДШТИ «Пилигрим»
г. Пермь
Для многих из нас само понятие «клоунада» дискредитировано дешёвым
аниматорством, часто довольно низкого уровня. В то время как настоящая
клоунада — огромный мир. Настоящий клоун — это Вселенная. Уникальная,
наивная, беззащитная, мир в мире. Настоящий клоун — это философия.
Характер. Судьба.
Мы приглашаем молодых, талантливых, неспокойных, ищущих людей
вместе с нами поискать Клоуна в себе.
За основу мастер-класса взят видиоматериал от Павла Михайлова-
Заворатинского — выпускника Студии и артиста Театра «Лицедеи»,
преподавателя мастер-классов Театра «Матапест» (Франция, Ниор), одного
из основных педагогов школы клоунов в благотворительной организации
«Доктор-клоун». В настоящее время — актёр Клоун-Мим Театра «МиМеланж».
Знания и опыт от неоднократного посещение спектаклей Санкт-
Петербургского клоун-мим-театра «Лицедеи» и участия в II, III, IV
Международный фестивале уличных театров «Елагин парк», в качестве зрителя
и участника лабораторий, также отразятся в мастер-классе в виде упражнений,
будоражащих эмоциональное состояние участника.
Мастер-класс проводится в формате практического тренинга. Все
участники — активные действующие лица, а не пассивные наблюдатели.
Мы пойдём не по привычному в глазах обывателя «клоунскому» пути, а как раз
в обратном направлении — от собственного внутреннего мира к внешнему.
Мы постараемся почувствовать в себе клоун-персонажа и попробуем сделать
его видимым. При этом дадим ответ на вопрос клоун ли я? Ответ, на который
получит каждый, если не побоится быть искренним, глупым, смешным,
нелепым, избавится от страха обсуждения и осуждения.
От участников мы просим принести с собой любые попавшиеся
им на глаза вещи, которые, по их мнению, могут пригодиться их Клоуну —
от галстуков и поношенных платьев до стоптанных домашних тапочек
и шапочек для душа — главное, чтоб это была не бутафория, а вещи,
напитанные живым человеком и историей. В процессе мастер-класса ни одна
вещь не пострадает и останется у участника.
Возраст участников: взрослая, детская, смешанная группа
Продолжительность: 1ч. 15 мин
Мастер-классу необходимо музыкальное сопровождение.
«В каждом человеке заложен клоун, нужно суметь его найти…»
Федерико Феллини
На мастер-классе мы попытаемся путём игр и упражнений разбудить и
найти в себе клоуна.
На первоначальном ознакомительном этапе подготавливаем мышцы лица.
Упражнение «Маска эмоции»
Участники встают в круг и на лице создают маску эмоции (удивление,
страх, обида, радость, расстройство и т. д). Ведущий по своему желанию
одевает и показывает на лице любую маску эмоции, затем рукой снимает её и
передаёт любому, стоящему в круге, тот в свою очередь повторяет её и рукой
одевает на своё лицо. Затем снимает, придумывает свою и передаёт
следующему, упражнение заканчивается каждый участник выполнит задание.
(Усложнится упражнение может добавлением к маске звука)
Комизм возникает на контрасте. На контрасте большого и маленького,
белого и чёрного, узкого и широкого, весёлого и грустного.
Упражнение «Смех и плач»
Находясь в том же круге участникам предлагается по хлопку резко
засмеяться, по второму хлопку заплакать. Обязательное условие упражнение
максимально затратить звук и чувства для передачи смеха и плача. Ведущий то
чередует эти эмоции интенсивно, то затягивает, давая полностью выплеснуть ту
или иную эмоцию.
Следующий этап – подготовка тела, ведь оно выразительное средство
клоуна!
Упражнение «Части тела»
Включим в нашу игру тело, сделаем артистами части тела, только они
будут двигаться, и рассказывать свою историю. Включаем музыку и предлагаем
участникам только головой рассказать в танце любую историю, остальные
части тела не подключаем. Затем включаем следующую мелодию и предлагаем
другую историю рассказать плечами. Далее кисти, локти, бёдра, колени, стопы
и т. д. Участники не стоят они двигаются по всей аудитории. (Усложнится,
упражнение может, добавлением партнёра, история – диалог коленей, локтей,
кистей…)
Попробуем найти в себе клоуна, придумав ему походку.
Упражнение «Точка движения»
Теперь части тела становятся точками движения. Мы их отягощаем и
делаем центром тяжести в теле. Участникам предлагается перемещаться и
существовать в аудитории с центром тяжести или точкой движения – НОС. Нос
становится центром в теле, задаёт характер движения, потом правое плечо, уши
и т. д. Главное всё время зрительно меняться на центры походку и спрашивать
ведущему, что меняется, если мы меняем точку движения.
Внешнее рождает внутреннее. Участники выбирают более
понравившуюся им точку движения, пластически её преувеличивают. Это
походка их будущего клоуна. Под музыку они продолжают в ней существовать.
Следующий этап – партнёрские взаимоотношения.
Игра «Обмен походкой»
Под музыку каждый участник двигается по аудитории со своей
придуманной, накрученной походкой, затем по хлопку встречается с партнёром,
изучает его и по второму хлопку меняется с ним походкой и продолжает
двигаться дальше. Когда все обменялись походками, игра останавливается и
последний партнёр становится парой на следующее упражнение.
Упражнение «Парный этюд - встреча».
Участники в парах надевают вещи, принесённые с собой, и в паре
разыгрывают этюд «Встреча», используя походку, костюм, музыку и заранее
придуманные обстоятельства. Импровизация не больше минуты. Могут
показывать выходя в центр круга, можно разделить площадку на сцену и
зрительный зал, с обсуждением ситуации и характерами.
Когда все показали свои этюды, спрашиваем у участников, как они поняли
кто такой клоун, какими качествами он обладает, смогли ли они найти в себе
клоуна. После дискуссии, объясняем, что главное качество клоуна это то, что он
не боится быть «дураком». Ключевое слово не боится. Не боится ошибиться. У
него нет страха критики. Главное, что вырабатывает клоунада – это умение
проигрывать и не бояться пробовать и искать!