Напоминание

Подготовка руки к письму


Автор: Морозова Марина Федоровна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Ставропольский край, г Невинномысск
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: Подготовка руки к письму
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42 «Материнская школа» г. Невинномысска

Родительское собрание

Тема «Подготовка руки к письму»

в подготовительной к школе группе

Подготовила: Морозова М.Ф..

Задачи:

1.

Раскрыть значение подготовки руки дошкольника к письму у детей.

2.

Познакомить с признаками неправильного навыка использования карандаша

или ручки ребенком – дошкольником

3.

Познакомить с приемами, способствующими развитию рук и ручной

умелости.

4.

Дать рекомендации по их использованию.

Ход:

Уважаемые родители!

Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям

дается легко. Наверное, первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных

движений руки.

Письмо — это сложный процесс, который требует слаженной совместной работы мышц

кисти, всей руки, координации движений всего тела.

Техника письма также требует хорошо развитого зрительного восприятия и

произвольного влияния; требует способности к сосредоточению, способности управлять

своей деятельностью.

Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые

месяцы пребывания детей в школе. Год от года увеличивается количество

первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом:

быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв.

Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Однако и в дошкольные годы в

семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому

процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить

ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму. Это две

совершенно разные задачи!

Подготовка к письму — один из сложных этапов подготовки ребенка к школе.

Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с

самим процессом письма. У детей этого возраста:

недостаточно развиты мелкие мышцы руки,

координация движений — несовершенна,

недостаточно сформирована способность к оценке пространственных

различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и

воспроизведения форм букв, т.е. зависит качество написанного.

Дети плохо ориентируются в таких необходимых при письме пространственных

характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над,

около — внутри и т.д.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой

(тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их

движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как

ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист,

не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти,

значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существуют упражнения, которые помогают определить, достаточно ли хорошо

развита у ребенка мелкая моторика и готова ли его рука к письму. (вы также

найдете их в памятке)

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько

направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в

которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести

начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в

определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических

работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги:

справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)

Обязательно при выполнении письменных и графических заданий нужно:

Обращать внимание на формирование правильной позы: учить детей правильно

сидеть, располагать необходимые предметы на столе.

Учить ребенка правильно держать ручку и карандаш

Я подготовила для вас памятки, в которых описаны признаки неправильного навыка

использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Чтобы исправить эти ошибки, можно выполнять с ребенком игровое пальчиковое

упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке

ручку (описано в памятке)

Учить правильному положению кисти руки при письме или выполнении

графических заданий (Верхний край карандаша или ручки должен быть

направлен к плечу пишущего). Неправильно: кисть вывернута, верхний

конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и

локоть свисают над столом.

Как вы думаете, какие занятия способствуют развитию рук и ручной умелости.

Высказывания родителей.

Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и

ручной умелости.

Пальчиковая гимнастика.

Занятия с пластилином.

Шнуровки. Застёжки.

Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

Игры с мозаикой. Пазлы.

Вырезание ножницами.

Работа с бумагой: Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным

материалом.

Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными

карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Графические упражнения. Штриховка.

Остановимся более подробно на некоторых приёмах:

1.

Пальчиковая гимнастика.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр»,

чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических

упражнений.

При ее выполнении: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность движений.

Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям

ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Я приготовила для вас рекомендации «Комплекс пальчиковых упражнений»

2.

Вырезывание ножницами.

Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы

(прямоугольные, овальные, круглые). Умение уверенно пользоваться ножницами играет

особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует

скоординированности движений.

Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток,

журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

3.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос,

складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

4.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.

Детям можно предложить:

— сортировать,

— угадывать с закрытыми глазами,

— катать между большим и указательным пальцем.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или

камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян,

пуговиц, веточек и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим

контролем взрослых!

5.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных

предметов, равномерно нанося нужный цвет. Эти занятия способствуют развитию

согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления

двигательного аппарата пишущей руки.

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с

написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя

его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом)

требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего

предмета.

6.

Штриховка - одно из важнейших упражнений.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу

вверх важно при формировании почерка.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Выполняются на нелинованной бумаге.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

1.

Графические диктанты

Эти упражнения ребенок выполняет на бумаге в клетку. Взрослый диктует ребенку

инструкцию, а ребенок, следуя инструкции чертит силуэт животного или какого-либо

предмета. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка

формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать

по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей

деятельности в виде определенного рисунка.

А теперь, я предлагаю и вам попробовать выполнить графический диктант. Положите

перед собой лист в клетку и возьмите простой карандаш.

2.

Графические упражнения

Существует большое количество примеров графических упражнений для детей. Давайте

посмотрим на экран.

Данные примеры графических упражнений способствуют развитию у ребенка не только

мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи,

образного и логического мышления.

А сейчас, я предлагаю вам выполнить графические упражнения на листах, которые вы

можете предлагать детям.

Важно помнить: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с

детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в

этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для

проведения линии.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее

систематичности и регулярности.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Всем спасибо за внимание, собрание считаем законченным.



В раздел образования