Автор: Сысоева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 32"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Тема: "Патриотическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Сысоева Е. В.
воспитатель
МБОУ «ЦО № 32»
г. Тула
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сейчас в мире и стране происходят изменения в жизни общества и
одним из направлений работы с подрастающим поколением становится
патриотическое воспитание.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой
фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям,
духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и
уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории
России», - сказал президент Российской Федерации В.В. Путин.
Гражданско - патриотическое воспитание сегодня – одно из самых
важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по
патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной
атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен
радостью,
улыбками,
добрыми
друзьями,
весёлыми
играми.
Ведь
с
воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье
начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Быть патриотом – значит ощущать себя частью малой родины. Это
сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в
ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому
саду, к родным местам, родной стране.
Ценностно
-
ориентированный
подход
к
содержанию
обуславливает
раскрытие
культурных
истоков
через
интеграцию
видов
детской
деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку
раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое
отношение к ней.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности,
имеет
свои
потенциальные
возможности
для
формирования
высших
социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если
патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность
по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим
быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет
сопереживать бедам и проблемам родной Тульской земли, он должен
приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно
важно
напитать
восприимчивую
душу
ребенка
возвышенными
человеческими ценностями, зародить интерес к истории Тульского края,
России.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны,
их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные
понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу,
трудовой подвиг. С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям
понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению
основные
нравственные
ценности:
добро,
дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют
фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми
содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность
героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за
справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения
устного народного творчества не только формируют любовь к традициям
своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития
общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к
Родине, её историко-культурному наследию. Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что
вызывает отклик в его душе…Чем старше становится ребенок, тем больше
открывает для себя мир новых понятий, путь к такому познанию в детском
возрасте лежит через игру. В такой форме лучше усваиваются сложные
понятия, закрепляются навыки и умения.
В 2022-2023 учебном году в старших группах МБОУ «ЦО № 32»
города Тулы был успешно реализован проект «Современные дети» модуль
«Родной край глазами детей» по нравственно-патриотическому воспитанию,
целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного
отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи
поколений.
Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:
- формировать у детей чувства любви к своему родному краю- Тульской
области;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному
искусству,
устному
народному
творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
При реализации проекта я работал по следующему плану:
- Изучили тематику модуля, подобрали необходимую литературу,
подготовили предметно-пространственную развивающую среду.
- Вводила детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания
и с опорой на их личный опыт.
- Создала игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
- Заинтересовала каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали
его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения
проблемы:
- Развивала творческое воображение и фантазию детей.
- Вовлекала родителей в совместную работу над проектом, создавая
радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников включала в себя следующее:
- подготовка педагогического коллектива;
- работу с детьми;
- работу с родителями;
- оснащение развивающей среды;
- взаимодействия с социумом.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие
методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления,
выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в
конкурсах, занятия.
В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей;
- учет индивидуальных особенностей;
- принцип коллективизма;
- принцип сотрудничества;
- принцип уважительного отношения к личности ребенка;
- принцип на положительную ориентацию.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом
интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную
деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную,
трудовую, художественно - литературное творчество.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где
центральное место занимают флаги: Российской Федерации, «Моя малая
Родина», где имеются различные фотографии и иллюстрации с видами
города Тула, книгами об истории и достопримечательностях. Мы проводим
большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым
Тулы.
Еженедельно проводились занятия:
- «Мы – туляки» и т.д.
- Тула – на карте России
- Красная книга Тульского края
- «Золотые руки тульских мастеров» и т. д
Проводится неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- беседы «Боевая слава Туляков»
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания
имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую
помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку,
фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок: «Название улицы, на которой мы живем»,
«Моя дружная семья» и др.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе
дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми
ответственными,
с
активной
жизненной
позицией,
чувствующими
причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию
патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны,
дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным
краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и
называют
улицы
города,
его
достопримечательности,
с
восторгом
воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко
всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и
большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Таким образом формирование у дошкольников патриотической позиции
заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов
воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в
дальнейшей жизни. Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что
вопрос
нравственно-патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
является
актуальным
для
всех
участников
педагогического
процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей
можно
успешно
решать
задачи
по
воспитанию
у
детей
любви
и
привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и
любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций,
литературы, культурного наследия.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,
2004. - 252 с.
2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов //
Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок».
– М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического
и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. –
СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.
5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского
– Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.