Напоминание

"Патриотическое воспитание"


Автор: Сысоева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 32"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Тема: "Патриотическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Сысоева Е. В.

воспитатель

МБОУ «ЦО № 32»

г. Тула

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сейчас в мире и стране происходят изменения в жизни общества и

одним из направлений работы с подрастающим поколением становится

патриотическое воспитание.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой

фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и

уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории

России», - сказал президент Российской Федерации В.В. Путин.

Гражданско - патриотическое воспитание сегодня – одно из самых

важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по

патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной

атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен

радостью,

улыбками,

добрыми

друзьями,

весёлыми

играми.

Ведь

с

воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье

начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать

более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Быть патриотом – значит ощущать себя частью малой родины. Это

сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются

основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в

ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому

саду, к родным местам, родной стране.

Ценностно

-

ориентированный

подход

к

содержанию

обуславливает

раскрытие

культурных

истоков

через

интеграцию

видов

детской

деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку

раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое

отношение к ней.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности,

имеет

свои

потенциальные

возможности

для

формирования

высших

социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если

патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность

по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим

быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет

сопереживать бедам и проблемам родной Тульской земли, он должен

приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно

важно

напитать

восприимчивую

душу

ребенка

возвышенными

человеческими ценностями, зародить интерес к истории Тульского края,

России.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших

членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны,

их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные

понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу,

трудовой подвиг. С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям

понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению

основные

нравственные

ценности:

добро,

дружбу,

взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют

фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми

содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность

героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за

справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения

устного народного творчества не только формируют любовь к традициям

своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития

общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к

Родине, её историко-культурному наследию. Чувство Родины начинается с

восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что

вызывает отклик в его душе…Чем старше становится ребенок, тем больше

открывает для себя мир новых понятий, путь к такому познанию в детском

возрасте лежит через игру. В такой форме лучше усваиваются сложные

понятия, закрепляются навыки и умения.

В 2022-2023 учебном году в старших группах МБОУ «ЦО № 32»

города Тулы был успешно реализован проект «Современные дети» модуль

«Родной край глазами детей» по нравственно-патриотическому воспитанию,

целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного

отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи

поколений.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувства любви к своему родному краю- Тульской

области;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России

средствами эстетического воспитания;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

народно-прикладному

искусству,

устному

народному

творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

При реализации проекта я работал по следующему плану:

- Изучили тематику модуля, подобрали необходимую литературу,

подготовили предметно-пространственную развивающую среду.

- Вводила детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания

и с опорой на их личный опыт.

- Создала игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их

эмоциональный отклик.

- Заинтересовала каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали

его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения

проблемы:

- Развивала творческое воображение и фантазию детей.

- Вовлекала родителей в совместную работу над проектом, создавая

радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников включала в себя следующее:

- подготовка педагогического коллектива;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- оснащение развивающей среды;

- взаимодействия с социумом.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие

методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления,

выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в

конкурсах, занятия.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей;

- принцип коллективизма;

- принцип сотрудничества;

- принцип уважительного отношения к личности ребенка;

- принцип на положительную ориентацию.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом

интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную

деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную,

трудовую, художественно - литературное творчество.

В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где

центральное место занимают флаги: Российской Федерации, «Моя малая

Родина», где имеются различные фотографии и иллюстрации с видами

города Тула, книгами об истории и достопримечательностях. Мы проводим

большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым

Тулы.

Еженедельно проводились занятия:

- «Мы – туляки» и т.д.

- Тула – на карте России

- Красная книга Тульского края

- «Золотые руки тульских мастеров» и т. д

Проводится неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

- беседы «Боевая слава Туляков»

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания

имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую

помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку,

фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок: «Название улицы, на которой мы живем»,

«Моя дружная семья» и др.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе

дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми

ответственными,

с

активной

жизненной

позицией,

чувствующими

причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими

Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к

выполнению своих гражданских обязанностей.

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию

патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны,

дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным

краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и

называют

улицы

города,

его

достопримечательности,

с

восторгом

воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко

всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и

большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Таким образом формирование у дошкольников патриотической позиции

заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов

воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в

дальнейшей жизни. Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что

вопрос

нравственно-патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

является

актуальным

для

всех

участников

педагогического

процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей

можно

успешно

решать

задачи

по

воспитанию

у

детей

любви

и

привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и

любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций,

литературы, культурного наследия.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,

2004. - 252 с.

2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов //

Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.

3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок».

– М.: Просвещение, 2004. – 268 с.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического

и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. –

СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.

5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского

– Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.



В раздел образования