Напоминание

Дифференциация звуков Д - Т по лексической теме "Защитники Отечества".


Автор: Усольцева Ирина Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков Д - Т по лексической теме "Защитники Отечества".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Т – Д.

Цели:

1. Научить выделять устойчивые, смыслоразличительные единицы – фонемы (т – д)

из звукового потока (ряда слогов, слов и в предложении) на основе их слухо-

произносительной дифференциации.

2. Закрепить произношение парных согласных звуков т, д – изолированных, в

слогах, словах и предложениях; проводить звуко – слоговой анализ слова:

солдат.

3. Научить умственным действиям последовательно, по порядку выделять все

звуки в составе слога (сол – ; – дат) и определять их количество.

4. Закрепить навыки использования предлогов при составлении предложений.

5. Способствовать формированию патриотического воспитания. Воспитание

нравственных качеств (доброты, отзывчивости, желания помогать другим).

6. Формировать элементарные учебные навыки.

Слова для отработки семантики: том, тачка, плод.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка – Буратино. Конверт с заданиями. ПРЕДМЕТНЫЕ

КАРТИНКИ: танк, ракета, армия, войска, автомат, дуло, ракета, орден, войско,

автомат, трава, дрова; том, дом, тачка, дачка, плоты, плоды, уточка, удочка; танк,

солдат, автомат, ракета; солдат. 2 дворца. Индивидуальные зеркала. Схемы для

звуко – слогового анализа. Веера. Разрезные азбуки. Карточки для составления

предложений с предлогами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт картинки.

Ребята! К нам в гости пришёл Буратино. Он очень огорчён, потому

что его не взяли служить в армию. А не взяли его потому, что он не

смог выполнить задания, которые ему поручили. Вот эти задания,

которые он не смог выполнить. Давайте ему поможем!

II. Основная часть.

1 задание. Здесь зашифрованы слова. Отгадать мы их сможем, прочитав по

первым звукам этих картинок.

дуло

ракета

танк

армия

автомат

вертолёт

дрова

автомат

вертолёт

орден

ракета

трава

Логопед: Правильно! Первое слова трава, а второе – дрова.

Ребята! Одинаковые эти слова или разные?

Дети: Разные!

Логопед: Что означает слово трава? Трава – это растение.

Логопед: А что означает слово дрова? Дрова – это чем топят печь.

Слова трава и дрова разные по значению, но очень похожи по

звучанию. Давайте повторим: трава – дрова.

Дети повторяют слова: трава – дрова.

Логопед: Ребята, они похожи, но отличаются какими-то звуками. Кто

догадается, какими звуками отличаются эти два слова?

Дети: Эти два слова отличаются звуком Т и звуком Д.

Логопед: Значит, слово, трава с какого звука начинается?

Дети: Слово трава начинается со звука Т.

Логопед: А слово, дрова с какого звука начинается?

Дети: Слово дрова начинается со звука Д.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук Т. Где находится язычок?

Дети: Язычок находится в форме чашечки за верхними зубами.

Логопед: А сейчас снова посмотрите в зеркало и произнесите звук Д. Где

находится язычок?

Дети: Язычок в форме чашечки находится за верхними зубами.

Логопед: Язычок находится там же. Чем они похожи? Они похожи тем, что

язычок находится за верхними зубами.

Логопед: Давайте, определим гласные они или согласные (по воздушной

струе – воздух идёт толчками).

Дети: Они оба согласные.

Логопед: А сейчас давайте проверим, твёрдые они ли мягкие.

Дети: Звук Т – твёрдый, звук Д – то же твёрдый.

Логопед: Значит, они оба твёрдые.

Логопед: Сейчас давайте проверим звонкие они или глухие.

Дети: Звук Т – глухой, а звук Д – звонкий.

Логопед: Значит, чем отличаются эти два звука?

Дети: Они отличаются только одним признаком – звук Т – глухой, а

звук Д – звонкий.

Возьмите и положите перед собой значок звука Т, а теперь звука Д.

Логопед: Поставьте пальчик на звук Т, вспомните и назовите слова, чтобы в

них был звук Т. А теперь поставьте пальчик на звук Д, вспомните

и назовите слова, чтобы в них был звук Д.

Буратино: Спасибо, ребята! Я теперь хорошо запомню, что это за звуки.

2. Дифференциация в слогах – слоговая дорожка.

2 задание.

Логопед: Ребята, а Буратино не может даже проговорить слоговую дорожку.

Вы проговорите, а он послушает.

ТА – ТА – ДА – ТА ДА – ДО – ТУ

Логопед: А ты Буратино, сможешь теперь её проговорить!

Буратино: Да! Да! Да! Спасибо, вам ребята!

3 задание. Определение месторасположения звуков.

Логопед: Ребята! У Буратино трудности. Вот замки, вот картинки. Он не

может разместить картинки в нужный замок.

Посмотрите на замки, определите, в каком замке живёт звук Т? А

звук Д?

В каждом замке три этажа. На первый этаж мы Буратино поместим

картинки, в которых звук Т стоит в начале слова, на второй этаж –

в середине слова и на третий этаж картинки, в которых звук Т

стоит в конце слова.

Ребята! Назовите картинки.

Дети называют.

Книга (том). – Дети, сегодня мы эту картинку будем называть том.

Потому, что когда много произведений написал автор, то это мы

называем книгой. А когда много книг написано у одного автора, то

одну из них мы называем том.

Тачка – это ручная тележка, на которой можно перевозить грузы.

Плоды – это плоды яблони.

Ребята, я вам буду читать стихотворные строчки, а вы должны

подобрать последнее слово, найти к этому слову картинку и

разместить в замке.

Назовем мы книжку… (том).

Для жилья построим… (дом).

Выходят два ребёнка и размещают эти картинки в замке.

Слушайте дальше.

Вот тележка, это… (тачка).

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут… (плоты).

Зреют на ветвях… (плоды).

Чтобы поймать рыбку, мне нужна… (удочка).

По реке плывёт… (уточка).

Буратино: Ребята! Как многого я от вас узнал! Какие вы молодцы!

4. Физминутка.

4 задание.

Логопед: Ребята, а вот следующее задание. Прочитайте, что здесь написано?

Дети: Гимнастика.

Логопед: Ребята, давайте покажем Буратино, как мы умеем делать

гимнастику.

Нашей Армии салют!

Наши воины идут: Все шагают на месте.

Раз – два, раз – два!

В барабаны громко бьют: Имитируют игру на барабане.

Тра-та-та! Тра-та-та!

В море наши корабли: Круговые вращения руками.

Нынче – здесь, завтра – там!

Долго плавают вдали:

По морям, по волнам!

Пограничник на посту: «Держат автомат», стреляют.

Кто идёт? Кто идёт

Едут танки по мосту: Делают движения согнутыми

Трр – вперёд, трр – вперёд! руками вперёд – назад, «моторчик» –

круговые движения кистями, и руки

вперёд.

Над землёю самолёт: Держат руки в стороны – назад,

У-у, у-у! поворачивая туловище вправо – влево

Разрешён ракетам взлёт: Приседают на корточки, ладошки

сложены перед грудью.

Уух, уух! Быстро встают, поднимая руки вверх

Наши пушки точно бьют: «Бокс», выбрасывают вперёд то

Бух, бах! правую, то левую руки.

Нашей Армии – салют! Поднимают руки в стороны – вверх.

Крикнем дружно мы «ура»!

5. Звуко – слоговой анализ слов.

5 задание.

Буратино: Ребята! Посмотрите, что есть у меня!

Логопед: Назовите эти картинки. Таня, назови картинки.

А сейчас послушайте задание: нужно из ряда картинок выбрать

только ту, в названии которой есть сразу два звука: и Т и Д.

Логопед: Правильно, в слове солдат есть звуки: и Т и Д.

Ребята! Солдат – это что – звук, слог или слово?

Дети: Солдат – это слово.

Логопед: Возьмите слово – полоску, положите перед собой.

Посчитайте, сколько гласных звуков в слове солдат.

Дети: Два.

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Звук О и звук А.

Логопед: Значит сколько в слове слогов?

Дети: Два.

Логопед: Повторим правило: сколько в слове гласных звуков, столько и

слогов.

Логопед: Назовите первый слог.

Дети: Сол.

Логопед: Послушайте, посчитайте и покажите, сколько звуков в этом слоге.

Логопед: Лена, проговори звуки по порядку. Выложите звуками первый слог.

Логопед: Прочитайте второй слог.

Дети: Дат.

Логопед: Послушайте, посчитайте и покажите, сколько звуков в этом слоге.

Таня, Проговори звуки по порядку. Выложите звуками второй слог.

Логопед: А сейчас выложите слово буквами. Прочитайте!

Буратино: Вот спасибо ребята! Теперь я и сам смогу разделить слова на слоги!

6 задание.

Буратино: Ребята! Вы такие молодцы! Всё знаете, всё умеете. Помогите мне

пожалуйста, выполнить последнее задание. Нужно составить

предложения по схеме. В вашем предложении обязательно должно

быть слово солдат и предлог.

Логопед: Ребята! А давайте вспомним, что мы называем предлогами?

Дети: Предлоги – это маленькие слова.

Логопед: Прочитайте по своей схеме предлог.

танк

солдат

ракета

автомат

Дети называют.

Логопед: А теперь посмотрите внимательно на свои картинки и составьте

предложения.

Дети составляют предложения и проговаривают их.

Логопед: Ну что Буратино, все задания мы выполнили?

Буратино: Да! Спасибо ребята вам большое!

Логопед: Вот видишь, какие у нас ребята умные!

Буратино: Вы такие молодцы! Теперь я смогу и сам справиться с такими

заданиями и меня возьмут служить в армию.

III. Итог занятия.

Буратино: Ребята, посмотрите, у меня уже есть пилотка. И вам я принёс

пилотки, потому что я очень хочу стать солдатом.



В раздел образования