Автор: Воеводина Лидия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИОС в подготовительной группе по математическому и сенсорному развитию
Раздел: дошкольное образование
ИОС в подготовительной группе
по математическому и сенсорному развитию
Цель. Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на единицу
получается предыдущее число. Упражнять детей в решении задач на установление
отношений между величинами.
Демонстрационный материал: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки:
собака, котята, 6 карандашей, 4 кружки, картинки мячи 10 шт, деревья разной высоты
постепенно увеличивающиеся: Тополь, Ель, Береза, Каталька, Яблоня, карточки на которых
нарисованы 4 предмета и 8 предметов.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками, картинки куклы 5 шт.,
картинки машинки 5 шт, тетради, карандаши.
Ход занятия. 1-я часть.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем учиться получать новые по порядку числа.
Но сначала отгадайте загадку, что за картинки у меня в коробке?
Загадка
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (собака)
Ставит на верхнюю полоску наборного полотна 10 картинок собак.
Сколько собак я поместила на верхнюю полоску?
А какое животное, мы поместим на вторую строку, отгадайте следующую загадку.
Загадка
У девочки в корзинке
Лежит живой клубочек.
Не лает, не кусает.
Мяучит и играет. (Кошка)
Сколько надо поместить котят на нижней полоске, чтобы их было столько же, сколько
собак?
Воспитатель вызывает к мольберту ребенка и он размещает на нижнюю полоску столько же
котят, сколько собак на верхней полоске, точно котят под собаками.
Воспитатель показывает, как нужно правильно считать, получая новое число.
Один да один — два, два да один — три, три да один — четыре.
После воспитатель просит ребенка вызванного к доске посчитать дальше до числа 10.
Дети вместе с воспитателем считают картинки по мере того, как ребенок их выкладывает на
полоске.
А теперь узнаем, как получают число, которое стоит перед данным.
Поровну ли у нас собак и котят?
Если я уберу 1 собаку, то сколько их будет? (Снимает картинку.) Сколько теперь собак? Как
получилось 9? Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько
их получилось.
Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы животных
стало поровну — по 9? Дети предлагают убрать 1 котенка.
Какое число идет до 9? Что надо сделать, чтобы было 8 собак, а не 9? (Снимает картинку.)
Кого теперь меньше и почему? Сколько надо убрать, котят чтобы получилось 8? (убирают
картинку.) Если из 8 собак убрать 1, то сколько их получится? (Снимает собаку.) Сколько
теперь собак и почему? На сколько 7 меньше 8? Как сделать, чтобы картинок стало поровну
— по 7?» И т. д. (Количество картинок в обеих группах доводится до 6.)
В заключение воспитатель спрашивает: «Как же мы получали число, которое идет до
данного? Правильно, мы убирали 1 предмет и получили число (меньше на 1), которое идет
до данного числа?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Ребята, я знаю, что вы очень любите играть в игрушки. Мальчикам нравиться играть в
машинки, а девочкам в куклы. Воспитатель раздает мальчикам картинки машинки, а
девочкам картинки куклы. Предлагаю вам выложит картинки у себя на нижнюю полоску,
столько, чтобы их было на 1 меньше, чем у меня карандашей, дети считают карандаши 6шт.
Делают вывод, что картинок нужно выложить 5 шт.
Дети выкладывают, а затем выясняют, у кого меньше: у каждого из них или у воспитателя.
Далее педагог спрашивает: «Сколько картинок надо поставить на верхнюю полоску
карточки, чтобы их было на 1 меньше, чем картинок на нижней полоске? Дети выполняют
задание.
Воспитатель ставит на стол 4 кружки, и дает новое задание: «На верхнюю полоску
карточки поставьте на 1 карточку меньше, чем у меня, а на нижнюю — на 1 карточку
больше, чем вы поставите на верхнюю полоску».
Затем задает вопросы: «Сколько у меня кружек? Сколько карточек у каждого из вас на
нижней полоске? Почему у вас на нижней полоске столько же карточек, сколько у меня?»
3- я часть.
Сейчас мы будем с вами считать в обратном порядке числа.
Воспитатель выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок мячей и предлагает кому-
либо из детей их сосчитать, а затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 мячу, а вы все
вместе со мной будете называть, сколько их осталось. 10 без 1 -9, 9 без 1 - 8, 8 без 1 -7 ...»
и.т. д. В заключение педагог говорит: «Видите, дети, всегда, когда мы убирали 1 предмет,
число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него».
4- я часть. Воспитатель выставляет на доску деревья разной высоты 5 шт. и предлагает
детям выставить их по высоте. Когда дети выполнят задание, задает вопросы: «Какое
дерево самое низкое? Какое самое высокое? После дети рассуждают.
Пример: Тополь выше Ели, но Ель выше Березы, Каталька ниже Березы, но Каталька выше
Яблони.
В заключение педагог предлагает решить задачи.
Вариант 1. В старшую группу ходят Маша, Влад и Таня. Маша ростом выше Влада, а Влад
— выше Тани. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так
думаете?
Вариант 2. Настя ростом выше Оли, а Ира — ниже Оли. Кто из этих детей самого низкого
роста? Почему вы так думаете? Расскажите.
Самостоятельная работа:
Воспитатель показывает карточку детям, на которой нарисовано 4 предмета и предлагает
им нарисовать в тетради слева столько яблок, сколько нарисовано у него на карточке
предметов, но на 2 больше (6).
Следующая карточка на которой нарисовано 8 предметов, воспитатель предлагает
нарисовать справа на 1 морковку меньше, чем на картинке предметов. (7).
Итог: Что сегодня мы с вами узнали нового?
Что для вас оказалось трудным?
Что вам понравилось больше всего?