Напоминание

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду


Автор: Шамрай Татьяна Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: саратов
Наименование материала: презентация
Тема: Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация

сюжетно-ролевой игры

в детском саду

Педагогический семинар – интерактивная игра

(для педагогов дошкольного учреждения)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение « Детский сад Колокольчик»

Подготовили воспитатели: Т.К. Шамрай

Е.Ю. Перетятько.

Значение сюжетно – ролевой игры в

развитии дошкольников

развитие мыслительных процессов

(воображение, образное мышление,

память, связная речь);

развитие эмоциональной сферы;

развитие социальных и коммуникативных

способностей (сопереживать,

договариваться, отстаивать свою точку

зрения, находить компромиссы, разрешать

конфликты)

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап:

игры в отдельные действия взрослых.

Второй этап:

простые ролевые игры.

Третий этап:

сюжетно-ролевые игры.

Четвёртый этап:

творческие сюжетные игры.

1,6 – 2 г. В раннем детстве закладываются предпосылки

сюжетно- ролевой игры. Дети этого возраста

предпочитают свободное, достаточно большое

пространство, где можно удовлетворить потребность в

активном движении: катание, лазание, игры с крупными

двигателями.

2-3 г. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников

имеют огромное значение для решения задач

всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в

этом возрасте отображает жизненные впечатления,

закрепляет и уточняет знания об окружающем.

3-4 г. Одной из основных задач воспитателя этой группы

является своевременно сформировать у детей умение

действовать на первых этапах игры, и именно от этого

будет зависеть ,станет ли игра каждого ребёнка ведущей,

самостоятельной деятельностью.

4-5 л. В играх среднего дошкольного возраста проявляются

первые ростки дружбы, начинаются общие переживания,

открываются большие возможности для воспитания таких

качеств как доброжелательность, вежливость,

заботливость, любовь к ближнему.

5-6 л. Игры детей старшего дошкольного возраста

направлены формирование умения самостоятельно

организовываться в группы для общей игры, совместно

обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия

с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо

разрешать споры.

6-8 л. Игровой опыт детей подготовительной группы

обогащается как за счёт усложнения сюжетной,

событийной стороны игры, так и за счёт усложнения

способов воспроизведения этих событий в игре.

Что должен знать и уметь педагог?

понимать специфику детской игры;

иметь представление о ее развивающем

значении;

знать о том, какой она должна быть на

каждом возрастном этапе;

уметь играть соответствующим

образом с детьми разных возрастных

групп.

Структура сюжетно – ролевой

игры:

Сюжет (сфера действительности: быт семьи,

труд взрослых, события в стране, др.);

Содержание (младший возраст – действия с

игрушками, старший возраст –

взаимоотношения взрослых);

Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в

отождествлении им себя или другого

участника игры с каким-либо персонажем

воображаемой ситуации;

Воображаемая ситуация

Правила

Условия успешного «вмешательства»

взрослого в игру

Задача воспитателя - помочь организовать

игры,

сделать

их

увлекательными,

насыщенными

действиями,

но

не

предложить действовать по намеченному

плану.

Педагог пользуется у детей достаточным

уважением и доверием.

Взрослый

умеет,

не

нарушая

замыслов

детей, сделать игру увлекательнее.

Принципы организации

сюжетно-ролевой игры

1-й принцип – воспитатель должен играть вместе с

детьми (взрослый - «умеющий интересно играть

партнер»)

2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на

всех возрастных этапах, но на каждом этапе сразу дети

«открывают» и осваивают новый, более сложный способ

ее построения.

3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства

необходимо при формировании игровых умений

одновременно ориентировать ребенка, как на

осуществление игрового действия, так и на пояснение его

смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Приемы руководства сюжетно-ролевой

игрой

ПРЯМЫЕ

Участие взрослого

в совместной игре с детьми

на правах партнера:

принятие на себя роли;

разъяснение;

совет;

помощь в решении спора;

показ различных способов игры

КОСВЕННЫЕ

Создание условий для активации

самостоятельной игры детей :

- оснащение и творческое

преобразование предметно-

развивающей среды;

- формирование системы

необходимых знаний о

действительности, отражаемой

в игре;

создание игровой ситуации;

наблюдение за игрой детей

1.

Ознакомление дошкольников с

окружающим миром в процессе их

активной деятельности.

2.

Организация развивающей динамичной

предметно-игровой среды.

3.

Общение взрослого с детьми в процессе

игры.

4.

Интеграция в работе педагогов ДОУ.

Комплексный подход к организации

сюжетно-ролевой игры

Этапы организации сюжетно-

ролевой игры

1 этап. Подготовительный.

Блок 1. Развитие у детей интереса к труду учителя,

учебе детей в школе.

Включает в себя когнитивную подготовку, связанную с

формированием системы необходимых знаний (чтение

художественных произведений, беседы, рассматривание

фото, иллюстраций, проведение экскурсий,

дидактических игр, др.)

Блок 2. Формирование эмоциональной

заинтересованности.

Цель: определение желания и готовности играть в

школу.

Направлен на выработку мотивов и позитивных

установок (развитие потребности поиграть в школу под

впечатлением знаний о школе, развитие мотивации к

самореализации через игру).

2 этап. Совместное планирование

Цель: составить план игры.

Совместное составление плана-схемы, обсуждение ролей

и отбор предметов для проведения игры, выбор места в

группе.

3 этап. Подготовка к игре.

Цель: подготовить оборудование к игре.

4 этап. Игра.

Цель: согласовывать свои действия с участниками игры,

воспитывать умение самостоятельно и справедливо

разрешать споры, формировать инициативность,

дружелюбие, эмпатию.

5 этап. Анализ игры.

Цель: подведение итогов и оценка (самооценка) игры.

Список используемых источников

Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение

сюжетно-ролевых игр детей. – СПб.: Речь, 2010

Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область

«Социализация. Игра». Как работать по программе

«Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012



В раздел образования