Автор: Шамрай Татьяна Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: саратов
Наименование материала: презентация
Тема: Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Организация
сюжетно-ролевой игры
в детском саду
Педагогический семинар – интерактивная игра
(для педагогов дошкольного учреждения)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение « Детский сад Колокольчик»
Подготовили воспитатели: Т.К. Шамрай
Е.Ю. Перетятько.
Значение сюжетно – ролевой игры в
развитии дошкольников
развитие мыслительных процессов
(воображение, образное мышление,
память, связная речь);
развитие эмоциональной сферы;
развитие социальных и коммуникативных
способностей (сопереживать,
договариваться, отстаивать свою точку
зрения, находить компромиссы, разрешать
конфликты)
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап:
игры в отдельные действия взрослых.
Второй этап:
простые ролевые игры.
Третий этап:
сюжетно-ролевые игры.
Четвёртый этап:
творческие сюжетные игры.
1,6 – 2 г. В раннем детстве закладываются предпосылки
сюжетно- ролевой игры. Дети этого возраста
предпочитают свободное, достаточно большое
пространство, где можно удовлетворить потребность в
активном движении: катание, лазание, игры с крупными
двигателями.
2-3 г. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников
имеют огромное значение для решения задач
всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в
этом возрасте отображает жизненные впечатления,
закрепляет и уточняет знания об окружающем.
3-4 г. Одной из основных задач воспитателя этой группы
является своевременно сформировать у детей умение
действовать на первых этапах игры, и именно от этого
будет зависеть ,станет ли игра каждого ребёнка ведущей,
самостоятельной деятельностью.
4-5 л. В играх среднего дошкольного возраста проявляются
первые ростки дружбы, начинаются общие переживания,
открываются большие возможности для воспитания таких
качеств как доброжелательность, вежливость,
заботливость, любовь к ближнему.
5-6 л. Игры детей старшего дошкольного возраста
направлены формирование умения самостоятельно
организовываться в группы для общей игры, совместно
обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия
с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо
разрешать споры.
6-8 л. Игровой опыт детей подготовительной группы
обогащается как за счёт усложнения сюжетной,
событийной стороны игры, так и за счёт усложнения
способов воспроизведения этих событий в игре.
Что должен знать и уметь педагог?
понимать специфику детской игры;
иметь представление о ее развивающем
значении;
знать о том, какой она должна быть на
каждом возрастном этапе;
уметь играть соответствующим
образом с детьми разных возрастных
групп.
Структура сюжетно – ролевой
игры:
Сюжет (сфера действительности: быт семьи,
труд взрослых, события в стране, др.);
Содержание (младший возраст – действия с
игрушками, старший возраст –
взаимоотношения взрослых);
Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в
отождествлении им себя или другого
участника игры с каким-либо персонажем
воображаемой ситуации;
Воображаемая ситуация
Правила
Условия успешного «вмешательства»
взрослого в игру
Задача воспитателя - помочь организовать
игры,
сделать
их
увлекательными,
насыщенными
действиями,
но
не
предложить действовать по намеченному
плану.
Педагог пользуется у детей достаточным
уважением и доверием.
Взрослый
умеет,
не
нарушая
замыслов
детей, сделать игру увлекательнее.
Принципы организации
сюжетно-ролевой игры
1-й принцип – воспитатель должен играть вместе с
детьми (взрослый - «умеющий интересно играть
партнер»)
2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на
всех возрастных этапах, но на каждом этапе сразу дети
«открывают» и осваивают новый, более сложный способ
ее построения.
3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства
необходимо при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребенка, как на
осуществление игрового действия, так и на пояснение его
смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Приемы руководства сюжетно-ролевой
игрой
ПРЯМЫЕ
Участие взрослого
в совместной игре с детьми
на правах партнера:
принятие на себя роли;
разъяснение;
совет;
помощь в решении спора;
показ различных способов игры
КОСВЕННЫЕ
Создание условий для активации
самостоятельной игры детей :
- оснащение и творческое
преобразование предметно-
развивающей среды;
- формирование системы
необходимых знаний о
действительности, отражаемой
в игре;
создание игровой ситуации;
наблюдение за игрой детей
1.
Ознакомление дошкольников с
окружающим миром в процессе их
активной деятельности.
2.
Организация развивающей динамичной
предметно-игровой среды.
3.
Общение взрослого с детьми в процессе
игры.
4.
Интеграция в работе педагогов ДОУ.
Комплексный подход к организации
сюжетно-ролевой игры
Этапы организации сюжетно-
ролевой игры
1 этап. Подготовительный.
Блок 1. Развитие у детей интереса к труду учителя,
учебе детей в школе.
Включает в себя когнитивную подготовку, связанную с
формированием системы необходимых знаний (чтение
художественных произведений, беседы, рассматривание
фото, иллюстраций, проведение экскурсий,
дидактических игр, др.)
Блок 2. Формирование эмоциональной
заинтересованности.
Цель: определение желания и готовности играть в
школу.
Направлен на выработку мотивов и позитивных
установок (развитие потребности поиграть в школу под
впечатлением знаний о школе, развитие мотивации к
самореализации через игру).
2 этап. Совместное планирование
Цель: составить план игры.
Совместное составление плана-схемы, обсуждение ролей
и отбор предметов для проведения игры, выбор места в
группе.
3 этап. Подготовка к игре.
Цель: подготовить оборудование к игре.
4 этап. Игра.
Цель: согласовывать свои действия с участниками игры,
воспитывать умение самостоятельно и справедливо
разрешать споры, формировать инициативность,
дружелюбие, эмпатию.
5 этап. Анализ игры.
Цель: подведение итогов и оценка (самооценка) игры.
Список используемых источников
•
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение
сюжетно-ролевых игр детей. – СПб.: Речь, 2010
•
Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область
«Социализация. Игра». Как работать по программе
«Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012