Напоминание

"Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через семейные традиции"


Автор: Старосвет Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ "Детский сад №43"- "детский сад №40"
Населённый пункт: г.Славгород Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через семейные традиции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста через

семейные традиции»

"У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий

райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями

высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим

родникам укрепляют, животворят семью".

(Л. Н. Толстой)

Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в

ней мы или растем или деградируем. Общество и целые страны начинаются

именно с семьи. В каждой семье сложились свои устои, традиции,

индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно

назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли

и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт

формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности.

Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне

брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается

однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также

впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Гордость за свою

Родину, понимание неповторимости и богатствакультурных традиций играет

огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у

ребенка чувство собственного достоинства и уверенности в себе без

уважения к истории своего отечества.Воспитание патриотизма невозможно

без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. Базовым

этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление

ребенком социальногоопыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в

нем норм поведения и взаимоотношений. Чувство патриотизма многогранно

по содержанию. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит

перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик вего

душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,

пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в

становлении личности патриота. Проблема патриотического воспитания

дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма

всегда занимала особое место нетолько в духовной жизни общества, но и во

всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической,

политической, экономической, военной и др.

Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном

детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к

окружающему миру, и формируется в детях постепенно, в ходе воспитания

любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом

и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ,

который из поколения в поколение несет народная культура и историческое

прошлое страны.

Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна?

Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестями? Судьба Родины в

руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по

крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать

накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение

принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Любовь к Отечеству

становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании

образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство

гордости от того, что все это – твоя Родина. Семья и семейные традиции –

это основа воспитания детей. Именно в семье ребенок познает первый опыт

взаимодействия с людьми, развивается духовно, нравственно, умственно и

физически. В каждой семье есть определенные правила и привычки.

Семейные традиции и обычаи помогают взаимодействовать с обществом,

делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают

взаимопонимание. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка

сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в

данном направлении способствует формированию бережного отношения к

семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может

обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок

и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что

накапливается семьей и народом.

Роль семейных традиций в жизни детей:

• Защита детей родителями, дает возможность оптимистично смотреть на

жизнь и чувствовать себя в безопасности.

• Дети гордятся своей семьёй.

• Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не

потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи.

• Детские воспоминания, которые остаются и передаются в следующее

поколение.

Для чего нужны семейные традиции и обычаи?

• Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем

понятиям, которые принято называть семейными ценностями.

• Традиции развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе,

взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.

• Традиции доставляют удовольствие всем членам семьи.

Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем

они нужны.

1.Традиция «Совместные приемы пищи»

Традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать

друг друга не на лету, а на протяжении минимум 20 минут. Стоит выбрать

хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.

Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже

отличная идея.

2. Традиция "Совместное приготовление пищи "Семейное блюдо"

Полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое.

Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто

много лет также готовил это блюдо. Новый - объединить всех в радостном

ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно.

3.Традиция «Совместный с детьми досуг»

Эта традиция воспитывает в детях доверие и интерес к родителям.

Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт мир живой

природы, учится относиться к нему бережно, кроме того это возможность

беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.

4.Традиция "Чтение вслух в кругу семьи"

Формируется любовь к чтению и к хорошей литературе, в книгах

поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить.

5. Традиция "Составление родословной, память о роде"

Знание своих корней всегда имело большое значение. Составление родового

дерева - то способ осознать преемственность поколений, понять своё место в

мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими

поколениями.

6. Традиция «Совместные игры взрослых с детьми»

Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные,

интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих

детей. А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать

турниры по особо полюбившимся развлечениям.

7. Традиция «Семейные праздники»

Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года,

8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника,

любимыми вкусностями и желанными гостями.

8. Традиция «Сказки на ночь»

Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в

рассказы интересных познавательных историй.

9. Традиция «Походы», «Рыбалка»

Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном,

котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так

любимо всеми малышами и взрослыми.

10. Традиция «Культурно-познавательные мероприятия»

Посещать музеи, выставки, театры и хорошее кино.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать

различные методы работы:

Целевые прогулки и экскурсии (Краевой музей, к памятникам…)

Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике

города, улицы, детского сада

Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и

наблюдением

Беседы о родном городе, улице, детском саде

Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видеозаписей

Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и

крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)

Знакомство с произведениями народного творчества (роспись,

скульптура, вышивка и т.д.)

Обогащение и стимулирование детского творчества

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно

поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к

общественному

имуществу,

добросовестно

выполнять

поручения,

правильно вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о

подвигах

воинов,

устраивая

тематические

праздники,

приглашая

ветеранов воин, героев труда.

Направления работы по патриотическому воспитанию: Работа с именем

ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что

каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему

выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие

будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома.

Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не

нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.

1.

Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.

2.

Составление семейных альбомов, стенгазет о семье

3.

Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества;

мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья»

4.

Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит

в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное.

Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их

типами, используя классификацию основных изображений (гербы с

изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными,

гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом

опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских

традициях. История возникновения герба сложна для детей, и можно

использовать это направление только со старшими дошкольниками.

5.

Формированию

чувства

гордости

за

свой

народ,

свою

страну,

эмоциональной

отзывчивости

способствует

приобщение

детей

к

творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов,

художников (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Репин И.Е.)

при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров,

разыгрывании спектаклей.

6.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет

непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы,

День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления,

подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей

создаются не только представления об их городе, стране, но и возникает

чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Использование данных подходов позволит формировать подлинно

гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем

ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Таким образом, успех взаимодействия воспитателя и родителей

напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием

научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но

если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно

помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их

радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые

живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон

сердца детей, родителей и воспитателей.

Список литературы:

1. Матюшевская И.С. Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4.

2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание

старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших

школьников с государственными символами.

4. Журнал «Ребенок в детском саду». – 2001. – № 6.

5. Журнал «Обруч». – 2001. – № 6.



В раздел образования