Напоминание

Природа. Разнообразие природы.


Автор: Ирлица Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №22" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру
Тема: Природа. Разнообразие природы.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №22» города Смоленска

Природа

Разнообразие природы

Окружающий мир

3

класс

УМК «Школа России

»

подготовила

Ирлица Людмила Владимировна

учитель начальных классов

г. Смоленск

Предмет

:

окружающий мир

Класс: 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Природа. Разнообразие природы.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Технология урока: личностно-ориентированного обучения

Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть

взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное

отношение к природе.

Задачи урока:

1.

Закрепить знания о природе живой и неживой.

2.

Формировать коммуникативные умения учащихся.

3.

Развивать мыслительную деятельность учащихся.

4.

Определить значение природы для человека.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

знать особенности живой и неживой природы;

уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;

выявлять признаки сходства и различия;

умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование

знаний из личного опыта;

работа с дополнительными источниками информации;

формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать

выводы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:

развивать навыки самооценивания;

применять эффективные способы решения познавательных задач

Коммуникативные:

формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;

уметь планировать совместную деятельность;

слушать и слышать учителя;

оценивать свою деятельность на уроке

Личностные:

развивать навыки сотрудничества;

развивать самостоятельность;

воспитывать у детей бережное отношение к природ

Оборудование урока:

Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .

Мультимедийная презентация урока

Использованная литература

1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист,

1998 – 143 с.

2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368

с.

3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/

О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.

4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/

О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

I I. Постановка учебной задачи.

Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг....(природа).

Правильно,

тема нашего урока: "Природа".

Сегодня мы познакомимся с

разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и

значение природы для человека.

III. Разнообразие природы и её классификация.

Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).

Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).

Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?

(Убираются слова рукотворных объектов)

Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)

Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )

Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и

неживую.

Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.

Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава,

муравьи).

Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).

Как отличить живую природу от неживой?

Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.

Какой вывод вы сделали?

Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и

умирают.

IV. Выведение нового понятия.

Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).

Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой

природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.

Разгадайте кроссворд.

1.

Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).

2.

Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).

3.

Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).

4.

Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).

5.

Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).

6.

Травянистое

растение,

весной

с

жёлтыми

цветками,

летом

-

с

белыми

парашютиками. (Одуванчик).

7.

Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).

Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).

Как вы представляете себе "царство"?

В природе люди условились выделять особые "царства"

V. Решение учебной задачи с опорой на схему.

Царства - это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую

природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и

царство бактерий.

Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда

изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз

меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в

воздухе, даже во рту человека.

VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".

Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а

если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер,

маслёнок, ученик, подсолнух, гром).

VII. Значение природы для человека.

Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой?

(Человек относится к живой природе).

Человек - часть живой природы.

Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас

попытаемся доказать.

Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева. Его корней, то не

погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой

корзинкой.

А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что

произойдёт? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).

Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а

человеку он необходим для дыхания.

Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.

Что вам ещё нравится в природе?

Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее,

укрепляется мускулатура)

Значит, природа – источник здоровья.

Посмотрите на осенний букет.

Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).

Значит, природа – источник красоты.

Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть,

древесину, шерсть, металлы).

Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.

Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а

иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник,

какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).

А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас

появилось? (Радости, восторга).

Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет.

Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь

к природе делает человека добрее).

Значит, природа – источник доброты.

Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как

образуется почва, из чего она состоит и многое другое.

Значит, природа – источник познания.

Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить

предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость

открытий).

VIII. Выделение взаимосвязей.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .

Приведите примеры живой природы.

А теперь неживой.

Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но

не знаю, как это доказать. Помогите.

(Тепло и свет солнца, воздух, вода

необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они

живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы

получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с

растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на

белок, добывая себе пищу).

Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с

другом).

IX. Углубление знаний по теме урока.

Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос

«Кто такие микробы?».

Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это

крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся

бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.

Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась

Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные

бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.

Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был

бы один песок, как на Луне.

Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые

организмы: черви и медузы.

Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть

множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.

Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания

молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр,

простокваша, кефир, йогурт, творог.

Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их

добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.

Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно

мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.

X. Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Какие новые понятия вы запомнили из урока?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

XI. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).



В раздел образования