Напоминание

"Мы на севере живем"


Автор: Пудова Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" детский сад №22 "Василек"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Мирнинский улус п.Чернышевский
Наименование материала: Рабочая программа факультатива по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста
Тема: "Мы на севере живем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Республика Саха(Якутия) Мирнинский район п. Чернышевский

АН ДОО «Алмазик» детский сад № 22 «Василек»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

____________ Н.Г. Добрынина

___________________________

Программа факультатива

нравственно-патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

«Мы на севере живем

»

Разработчик:

Воспитатель: Е.В. Пудова

п. Чернышевский

2023

Оглавление

Пояснительная записка

4

Цель и задачи программы

7

Нормативно-правовое обеспечение Программы

7

Методическое обеспечение Программы

8

Принципы реализации Программы

8

Структура Программы

8

Предметно-развивающая среда

9

Предполагаемый результат

9

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на

этапе завершения дошкольного образования

11

Формы реализации Программы

12

Механизм сопровождения Программы

12

Итоговый мониторинг реализации Программы

13

Содержание программы

14

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно

патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

16

Методическая работа с педагогами по реализации Программы

19

Взаимодействие с родителями

22

Используемая литература

25

Паспорт Программы «Мы на севере живем»

Наименование программы

«Мы на севере живем». Программа нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Основание для разработки

программы

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

2.

«Концепция патриотического воспитания граждан

Российской Федерации».

3.

Государственная программа «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020

годы».

4.

Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г.

№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам –

образовательным программам дошкольного образования».

5.

Постановление Главного государственного

санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении

СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных

организаций».

6.

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г.

№ 1155 «Об утверждении Федерального Государственного

Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»

(ФГОС ДО).

7.

Примерная программа «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой.

8.

Устав ДОУ.

Разработчик программы

Воспитатель: Е.В. Пудова

Цель программы

Формировать у детей дошкольного возраста

патриотические отношения и чувства к своей семье,

городу, к природе, культуре на основе исторических и

природных особенностей родного края.

Задачи программы

1.

Формировать

у

дошкольников

нравственные

качества личности через ознакомление с родного края.

2.

Формировать

гражданскую

позицию

и

патриотические

чувства

к

прошлому,

настоящему

и

будущему родного края, чувства гордости за свою малую

Родину.

3.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к

своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.

Воспитывать любовь уважение к своему народу, его

обычаям, традициям.

5.

Формировать

основы

экологической

культуры,

гуманного отношения ко всему живому.

6.

Формировать художественный вкуса и любовь к

прекрасному, развить творческие способности.

7.

Воспитывать у дошкольников чувства уважения и

заботы к Защитникам Отечества.

8.

Воспитывать здоровый образ жизни.

9.

Воспитывать чувства уважения к профессиям и

труду взрослых.

Исполнители мероприятий

Программы

Педагогический коллектив АН ДОО детский сад

«Василек», дети, родители.

Время реализации

программы

2022 - 2023 годы

Ожидаемые результаты

реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения

города, его достопримечательностях, природных богатствах,

социально-экономической значимости, символике родного

края;

возникновение

стойкого

интереса

к

прошлому,

настоящему

и

будущему

родного

города,

чувства

ответственности,

гордости,

любви

и

патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Пояснительная записка

Человек является, прежде всего, сыном своей

страны, гражданином своего отечества, горячо

принимающим к сердцу его интересы.

В.Г. Белинский

Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений

воспитательной системы современных образовательных организаций.

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о

родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким

людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно

недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического

воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь

к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать

достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и

уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство

гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество

воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная

жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. К.Д. Ушинский писал:

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,

отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но

никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну,

свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Программа «Растим патриотов» предназначена для организации патриотического

воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Программа

разработана

в

соответствии

с

примерной

общеобразовательной

программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является общеобразовательным программным

документом

для

дошкольных

учреждений,

подготовленным

с

учетом

новейших

достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.

Программа «Растим патриотов» построена на позициях гуманно-личностного

отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-

патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения

ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд,

нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность,

достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого

наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия

педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных

методов и приемов

патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника

(эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина

и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и

др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные

формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к

различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы

предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это

способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире

других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное

построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и

вызвать заинтересованность детей.

Цель и задачи программы

Цель программы «Мы на севере живем» - формировать у детей дошкольного

возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре

на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

Формировать

у

дошкольников

нравственные

качества

личности

через

ознакомление с родным городом.

Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,

настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому,

земле, где он родился.

Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему

живому.

Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие

способности.

Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитывать здоровый образ жизни.

Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от

29.12.2012г.

2.

«Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

3.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016-2020 годы».

4.

Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного

образования».

5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013

№26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций».

6.

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении

Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного

Образования» (ФГОС ДО).

7.

Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.

С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Устав ДОУ.

Методическое обеспечение Программы

Принципы реализации Программы

В основу реализации Программы положены следующие принципы:

принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное

формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети

выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не

просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми

– партнёрство, соучастие и взаимодействие;

сочетает

принципы

научной

обоснованности

и

применимости,

т.е.

сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и

практики поведения;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого

материала по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица»,

«Родной город», «Моя Родина», «Родная страна»;

принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма

учебного материала с уровнем развития детей;

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому

материалу наглядности;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала

последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в

определённой системе;

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей;

принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия

ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых

творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве

с семьей, библиотекой, музеем и т. п.

Структура программы

Программа разработана на 1 года по старшему возрастным возрасту:

5-6 лет – старшая группа;

Поставленные Программой задачи решаются комплексно, по разделам:

«Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье

(познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям

чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к

пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);

«Мой детский сад»

- основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя

равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать

детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада,

бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);

«Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём районе,

улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к свой малой Родине;

«Родной поселок» - основная цель: дать представления о родном поселке и его

истории

(формировать

представления

о

достопримечательностях,

социально-

экономической значимости поселка, о его исторических корнях; воспитывать уважение к

людям, прославившим поселок Чернышевский, героям труда, Великой Отечественной

войны, защитникам Отечества);

«Мой край» - основная цель: дать представления о своей малой Родине Саха

Якутии:

её

государственных

символах,

культурных

ценностях

и

традициях,

достопримечательностях,

социально-экономической

значимости,

природных

особенностях и богатствах;

«Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах

России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со

столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми Россиянами;

формировать представления о много национальности нашей страны.

Предметно-развивающая среда

Для результативной работы по программе необходимо:

иллюстрации и фотографии с видами родного города, области, страны;

карты Республики Саха Якутии, России;

символы республики и государства (герб, флаг, гимн);

аудиозаписи гимнов;

снимки достопримечательностей города, области, страны;

фотографии известных людей города, области, страны;

иллюстрации и изделия народных промыслов;

художественные произведения;

картины с изображением родных пейзажей.

Предполагаемый результат

Наличие

у

детей

знаний

об

истории

возникновения

города,

его

достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости,

символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и

будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях,

о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей

земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных

праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими

Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном городе, области,

России.

Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему

родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и

патриотизма.

Повышение

профессионального

мастерства

педагогов

по

нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

Расширение

сотрудничества

с

семьёй

по

нравственно-патриотическому

воспитанию.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на

этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её

достижения,

имеет

представление

о

её

географическом

разнообразии,

много

национальности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,

включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и

противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные

представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать

хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам

труда, другим людям и самому себе.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,

этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и

психических способностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь

тем, кто в ней нуждается.

Эмоционально

отзывается

на

красоту

окружающего

мира,

произведения

народного искусства.

Формы реализации Программы

Мероприятия образовательной деятельности (далее – ОД), в процессе

которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по

ознакомлению с улицей, районом, родным городом проводится с использованием целевых

прогулок, экскурсий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

-

дидактические игры;

-

настольные игры;

-

сюжетно-ролевые игры;

-

театрализованные игры;

-

беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.; - рассматривание

тематических альбомов, иллюстраций, презентаций, организация выставок предметов

детского творчества.

Изобразительная деятельность.

Прослушивание

литературных

и

музыкальных

произведений.

Праздники, утренники, развлечения.

Механизмы сопровождения Программы

1. Планирование и подготовка:

изучение методической литературы, составление плана работы;

утверждение плана работы.

2. Методическое сопровождение:

организация и проведение семинаров и консультаций по внедрению

программы;

пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном

направлении;

проведение мастер-классов, круглых столов, открытых мероприятий ОД;

самообразование педагогов.

3. Использование результатов работы:

подготовка и проведение методических мероприятий (педагогических

чтений, Педагогических советов, открытых просмотров);

оформление результатов работы; выставки, написание проектов; размещение

информации в СМИ.

4. Мероприятия поддержки:

составление плана совместных проектов между специалистами ДОО;

разработка и проведение комплексных мероприятий ОД, совместных

праздников;

взаимодействие с семьёй;

сотрудничество с библиотекой;

Итоговый мониторинг реализации Программы

Оценка промежуточного, итогового уровня развития детей (через беседы,

наблюдения и т.д.).

Оформление результатов работы.

Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса

в рамках Программы.

Содержание программы

п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

1

Создание

развивающей среды в

ДОО для нравственно

патриотического

воспитания.

Организация

тематических,

краеведческих мини-центров в группах.

Оформление коридоров и помещений

ДОО стендами, выставками

заведующий,

старший

воспитатель,

воспитатели

Подбор альбомов, фотографий.

Подбор художественной литературы.

Подбор дидактических игр.

Сбор коллекции видеофильмов,

презентаций. Подбор образцов народного

декоративно-прикладного искусства.

воспитатели

2

Создание речевой

среды.

Использование

в

повседневной

жизни

произведений устного народного творчества,

лучших

образцов

литературных

произведений, поэтических произведений

педагогический

коллектив

3

Формирование у

педагогов мотивации к

ведению работы по

нравственно-

патриотическому

воспитанию.

Анкетирование

педагогов

по

нравственно

патриотическому

воспитанию

дошкольников.

Педагогические

советы

(согласно

плана методической работы)

заведующий,

старший

воспитатель

4

Повышение

педагогической

компетентности

воспитателей по

нравственно

патриотическому

воспитанию детей.

Семинар-практикум

«Нравственно-патриотическое

воспитание

дошкольников»:

1

занятие

«Теоретические

основы

патриотического воспитания дошкольников»;

2

занятие

«Знания,

необходимые

педагогам для реализации программы

нравственно-патриотического воспитания»;

3

занятие

«Особенности

патриотического воспитания дошкольников

на современном этапе».

старший

воспитатель

5

Обмен педагогическим

опытом

Обмен опытом по темам:

-

«Ознакомление дошкольников с

семьёй и семейными традициями»;

-

«Наш любимый детский сад»;

-

«Вот эта улица, вот этот дом»;

«Ознакомление с родным городом,

областью»; - «Знакомство с народными

воспитатели

традициями и праздниками»; - «Наша Родина

– Россия»; - проекты по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

6

Формирование у детей

представлений об

истории, культуре,

традициях народа, о

его социальной жизни

в настоящее время

через систему

мероприятий

познавательного

цикла, в

продуктивной,

игровой,

исследовательской

деятельности

Циклы ознакомительных мероприятий НОД:

-

о семьях и семейных традициях детей:

-

о детском саде;

-

об истории, культуре, географии

родного города, области, России;

-

об общественно значимых профессиях;

-

о воинской славе России, о Великой

Отечественной войне, её героях-земляках;

-

о государственных и народных

праздниках.

Творческие

работы

(совместная

продуктивная деятельность).

Игры-путешествия по району, городу,

области, стране.

Оформление стендов, выставок детских

работ.

старший

воспитатель,

воспитатели,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

физической

культуре,

учитель-логопед

7

Привлечение

родителей к

вопросам

Анкетирование родителей «Воспитание

патриота в семье».

старший

воспитатель,

воспитатели

8

Повышение

компетентности

родителей в вопросах

нравственно-

патриотического

воспитания.

Родительские встречи, беседы

1.

«Народная педагогика в воспитании

ребёнка в условиях семьи»;

2.

«История семьи – история страны»;

3.

«Любить и знать свою малую Родину».

старший

воспитатель,

воспитатели

9

Вовлечение

родителей в

детскую деятельность,

как равных по

общению партнёров.

Участие в совместных мероприятиях,

экскурсиях.

старший

воспитатель,

воспитатели

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

сентябрь

«Моя

семья»

Закрепить

представлен

ия детей о

семье, её

членах.

Дать

понятие

«родня».

Беседы на тему «У нас дружная семья», «Отдыхаем

всей семьей»» (рассматривание фотографий).

Совместное творчество – газета «Как я провел лето».

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», Р.

Гамзатов «Мой дедушка», Е. Благинина «Посидим в

тишине», обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского

«Сестра моя Ксения».

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о

сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного

опыта.

Дидактическая игра: «Какие добрые слова можно

сказать при встрече с бабушкой, дедушкой?».

Сюжетно-ролевая

игра «Семья».

Рисование на тему «Моя семья».

Праздничный концерт, посвященный дню пожилого

человека «Бабушка рядышком с дедушкой».

октябрь

«Мой

любимый

детский

сад»

Закреплять

и

расширять

представле

ния

о

детском

саду и его

сотрудника

х,

о

значимости

их труда.

Беседа «Как хорошо у нас в саду».

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом

сотрудников, беседа о важности труда всех людей,

работающих в детском саду.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо».

Составление рассказа «Мой друг».

выставка детских рисунков на тему «Мой

любимый детский сад», «Мы играем».

Организация групповой выставки «Дары

осени».

Изготовление открыток-поздравлений

сотрудникам детского сада «С днем дошкольного

работника».

Ведение альбома: «Мой любимый детский

сад».

ноябрь

«Моя малая

Родина»

Расширять

представле

Просмотр презентации «Мой поселок

Чернышевский».

«Мой

поселок»

ния детей о

родном

поселке

и

его

достоприм

ечательнос

тях,

о

людях,

прославив

ших его.

Экскурсия в мини Музей поселка.

Прослушивание песен о

родном поселке.

Организация фотовыставки, рассматривание

фотографий с изображением самых знаменитых мест в

поселка.

Рассказ воспитателя об известных в людях поселка.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса

дома и детского сада).

Конкурс рисунков «Мой посёлок».

Проект «Мой поселок родной» - презентация.

Создание ментальной карты «Мой поселок

Чернышевский»

Выставка рисунков «Мы едины»

• Знакомство с национальным праздником своей малой

Родины

«День Олонхо»

Целевая экскурсия в библиотеку п. Чернышевский.

Просмотр презентации: Театрализации «Эрчимэн Бээрген»

Постановка теневого театра по мотивом сказок народов

Севера.

«Моя мама»

Прививать

детям

любовь к

матери,

уважительн

ое к ней

отношение.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

Концерт «Моя любимая мамочка».

Посвящённый «Дню матери».

Беседы о маме, «Мама – первое слово».

Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на

свете краше мамочек наших» (портреты).

Чтение произведений о маме.

Декабрь

«Новый год

у ворот»

Расширять

представлен

ия детей о

Новом годе,

традициях

его

празднован

ия у разных

народов и в

разных

странах,

создание

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года.

Презентация национальной «резиденция Чысхаана»

Презентация «Путешествие на полюс холода»

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями

в рисунках, составление письма Деду Морозу.

Рисование на тему

«Новогоднее представление».

Аппликация «Новогодняя ёлка».

Проведение конкурса «Символ года» (вместе с

атмосферы

праздника.

родителями).

Акция «Подкормите птиц».

январь

«Наша

Родина –

Россия»

Расширять

представлен

ия

детей о

России,

знакомство

с

символами

государства

.

Познавательное мероприятие «Моя Родина -

Россия».

Книжная выставка и обзорная беседа «Природная

кладовая нашей Родины».

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего

начинается Родина?».

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ воспитателя о государственных символах,

Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллюстраций с изображением

природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина», «Люблю березку

русскую».

Слушание гимна России.

Пение русских народных песен, частушек, колядок,

игры ОД «Россия – огромная страна».

«Моя малая

Родина»

Расширять

представлен

ия

детей о

своём крае

Саха

Якутии.

• книжная выставка, посвященная республике Саха-Якутия

• Тематические беседы: «Мой посёлок», «Мой край», «Моя

страна», «Гос. Символика». «Праздники республики Саха

Якутии»

•Просмотр презентации «Моя малая Родина Якутия»

•Презентация «Коренные народы Севера»

Оформление фотоальбома «Народные промыслы нашей

республики»

февраль

«Народные

мастера»

Продолжать

знакомить

детей с

декоративн

о

прикладны

м

искусством.

Беседы познавательного цикла по ознакомлению с

окружающим «Занятия жителей в старину», «Посуда»;

«Веселая ярмарка» (игрушки по мотивам народных

мастеров).

Беседы о декоративно-прикладном искусстве.

Экскурсии в мини музей.

Рисование «Терем-терем-теремок», «Украсим

сарафан», «Украшение кокошника», Забавные

свистульки»; «Расписная барышня»; рисование по мотивам

декоративно-прикладного искусства, «Русские богатыри».

Дидактические игры.

Русские народные подвижные игры.

Выставка литературы по теме декоративно прикладного

творчества.

Творческие мастерские коренных народов севера

«Рисуем орнаменты»

• «Якутские игрушки» изготовление игрушек из меха.

(работа с родителями)

• Выставка работ «Якутские игрушки».

Развлечение «Ярмарка»

«Наши

защитники»

(ко Дню

Защитника

Отечества)

Расширять

представлен

ия детей об

армии, о

защитниках

Отечества.

Беседы «Мы с папой – настоящие мужчины», «Будем

в армии служить», «Для чего нужна Армия», «Что я знаю

об армии», «Родственники, служащие в Армии»,

«Профессия – военный».

Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Военные

профессии».

Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья

форма? », «Военная техника», «Назови войска».

Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники»,

«Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки»,

«Служба спасения», «Полиция», «Военнослужащий».

Презентация «Наша армия».

Просмотр видеофильма

«Защитники Отечества».

Пение песен об армии: «Бравые солдаты», «Папа

может всё, что угодно».

Изготовление поздравительных открыток для пап и

дедушек.

Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в

армии служить».

Раскрашивание раскрасок на военную тематику.

март

«Моя

любимая

мама»

Расширять

представлен

ия детей о

матери, её

роли в

семье,

воспитыват

ь

уважительн

ое к ней

Беседа о мамах, рассматривание иллюстраций о

разных женских профессиях.

Составление рассказов на тему «За что я люблю

свою маму. Как я помогаю ей».

Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке

«Мамины умелые руки».

Пение

песен о маме, чтение художественной

литературы: З. Воскресенская «Мама», С. Михалков «А что

у вас?», З. Воскресенская «Мамины руки», Н. Саконская

отношение,

желание

помогать

ей.

«Разговор о маме», Е. Благинина «Посидим в тишине».

Рисование портрета «Моя мама», изготовление подарка

маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок»

(знакомство с инструментами, которыми пользуются люди

разных профессий в своей работе «Кто чем занимается?»).

Выставка детских работ «Подарок для мамы».

«Природа

нашего

края»

Расширять

представлен

ия детей о

природе

Республики

Саха

Якутия

представит

елях флоры

и фауны,

закреплять

правила

поведения

в

природе.

Целевые прогулки и экскурсии в природу, в лес, к

водоему.

Беседы «Помоги исчезающим видам растений и

животных своего края», «Лес - наше богатство», «Человек и

природа».

•Просмотры проектов: «Лес – краса и богатство Якутии»,

«Реки нашей республики», «Животные и птицы наших

лесов», «Растительный мир Якутии»

• Чтение якутских сказок о животных

• Итоговая дидактическая игра в загадках «Знатоки родной

тайги»

апрель

«День

Республики

Саха

Якутия».

«Москва

– главный

город

нашей

Родины»

Расширять

представле

ния детей о

своей

Родине,

познакоми

ть

и

её

достоприм

ечательнос

тях.

Просмотр видеофильма «На просторах

Якутии».

Выставка фотографий и рисунков

«Достопримечательности Севера».

Оформление стенда «С чего начинается Родина.»

(вместе с родителями).

Историей государственного праздника «День

Республики Саха Якутия»

Просмотр презентации «Выдающие жители Республики

Саха Якутия».

Праздничное мероприятие, посвященное дню

создания республики.

Беседы «Москва столица России», «Как строился

Московский Кремль?», «Как Москва стала столицей

государства?», «Что интересного есть в этом городе?».

«Семейные

традиции»

Расширять

представлен

ия детей о

Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Кем

я могу гордиться в моей семье», «Моё имя».

семье и

семейных

традициях.

Учить

внимательн

о

относиться

к

событиям в

доме,

интересоват

ься

семейными

делами.

Беседа «Что было до моего рождения» (с

использованием семейных фото).

Фотовыставка «Семейные увлечения».

Цикл рассказов «Мужчины и женщины в

русской семье».

Игра-драматизация по сказке «Самый

маленький гном».

Творческие рассказы детей на тему:

«Выходной день в моей семье».

Лепка «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки –

матери», «Встречаем гостей», «Готовим обед».

Интервью с родителями «Почему меня так

назвали?».

Книга пожеланий маме и папе.

Выставка «Семейные реликвии».

Май

«День

Победы»

Расширени

е

представле

ний детей о

Великой

Отечествен

ной войне,

её

героях,

воспитание

чувства

гордости за

свою

Родину.

Встречи с ветеранами войны и тыла.

Мероприятие: «И помнит мир спасённый…»,

праздничный концерт для ветеранов и пенсионеров,

Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!»

Конкурс рисунков «День Победы»;

Оформление «Окна победы».

Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя

Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен,

спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.

Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт

и ничто не забыто…»

Оформление выставок рисунков и плакатов:

«Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»;

Открытка для ветерана».

«Весна в

нашем

крае»

Учить

видеть

красоту

природы

родного

края,

закреплять

представлен

Экскурсии и целевые прогулки.

Беседы «Признаки весны», «Разговор птиц весной».

Народные приметы, поговорки о весне.

Д.И. «Что бывает весной...», «Весенние слова»,

«Угадай птицу», «Засели домики», «Посади грядку».

Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о

жизни животных и растений в весенний период времени, в

естественной природной среде.

Июнь

ия детей о

правилах

поведения в

природе.

Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие

красоту, многообразия природы весной.

Экспериментальная деятельность «Весенние

признаки».

Заучивание стихов о весне.

Составление творческих рассказов на тему «Весна -

красна».

Совместная с родителями акция «Первоцветы».

Пластилинография «Весенний букет», «Грачи

прилетели».

Рисование «Вот и зацвел подснежник».

Прослушивание весенних мелодий.

Оформить выставку по теме «Весна пришла».

«День

России»

Традиционн

ый

праздник

народов

севера

«Ысыах»

Знакомить с

историей

государстве

нного

праздника

12июня

«День

России».

Сформиров

ать

представлен

ие о

национальн

ом

празднике

коренных

народов

севера

«Ысыах»

• Беседа: закрепить на занятиях о символике страны,

традициях, народных играх.

•Виртуальное путешествие по просторам России.

• Квест -игра «День России»

• Беседа о традициях своей малой Родины, национальный

праздник «Ысыах»

Праздничное

мероприятия

посвящённое

празднику

«Ысыах» 21 июня.

•Театрализация детской авторской сказки «Два Брата» по

мотивам сказок народа Севера.

Взаимодействие с родителями

Особое

внимание

в

работе

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны

быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса:

принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в

играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно

обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях,

семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:

«Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8

марта, «День Победы».

Составление

фотоальбомов

и

стенгазет

согласно

календарно-тематического

планирования.

Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные

традиции», «Природа Ярославского края», «Что значит – быть патриотом?» и др.

Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.

Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления

дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в

домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый

этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми

празднованию народных праздников.

Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном

общении с детьми:

-

список рекомендованной для чтения детям литературы;

-

составление картотеки иллюстраций;

-

рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.

Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического

планирования).

Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).

Организация

совместных

мероприятий

организованной

образовательной

деятельности для детей и родителей.

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей

чувство

гордости,

способствует

развитию

эмоций

ребёнка,

его

социальной

восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок,

подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Используемая литература

1.

Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в

детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.

4.

Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,

2007.

5.

Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.

6.

Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. –

М.: Мозаика – Синтез, 2008.

7.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.

8.

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.:

Мозаика – Синтез, 2008.

11. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

12. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст.дошк. и мл.шк возраста /

Н.Ф. Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.

13 Карпова Г.И. Ознакомление дошкольников с Якутией. 1998г. Якутск

14. Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

15. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного

возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста.

Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

17. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий

2003, 2009 г.

18. Петрова Л. Д., Ковалевская О.О. Земля Олонхо рисуют дети. ООО

«Издательство Якутский край» 2015 г.

19. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-

нравственному воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2006 г.

20. Пестерев В.И., Илларионова М.К. По родному краю. Национальное книжное

издательство «Бичик» РС(Я) им. С.А. Новгородова. 2014 г.



В раздел образования