Авторы: Савельева Людмила Геннадьевна, Людмила Геннадьевна Савельева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №102"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Эстафета положительного опыта
Тема: Формирование экологической культуры старших дошкольников через проектную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологической
культуры старших дошкольников
через проектную деятельность
МБДОУ г. Владимира
«Центр развития ребенка – детский сад №102»
20.05.2023 г.
Эстафета положительного опыта
Экологическое воспитание в детском саду:
история становления и универсальный статус в современном образовании.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский и др. – учили и воспитывали
детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы
тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с
природой.
С.А.Веретенникова «Ознакомление детей с природой», авторский коллектив во
главе с А.Ф.Мазуриной «Наблюдения и труд детей в природе»
70-е годы прошлого столетия – исследование подходов к экологическому
воспитанию детей дошкольного возраста: П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева,
И.А.Хайдурова и др.
Конец ХХ и начало ХХI века - бурный и хаотичный расцвет экологического
образования: программы «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Семицветик»,
«Мы земляне» и пр.
Сворачивание направления экологического воспитания в детских садах – СанПины
начали «изымать природу» из ДОУ. ФГОС ДО не содержит «экологического
воспитания».
ФГОС ДО
Целевые ориентиры:
«...ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-след ственными связями,
пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям
природы... склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает
начальными знаниями о себе, при родном
и социальном мире... Обладает эле
ментарными представлениями из
области живой природы,
естествознания...»
Экологическое образование в ДОУ: экологическое обучение
или (и) экологическое воспитание?
Экологическое образование - это единый процесс экологического
обучения и эколо гического воспитания с целью (для до школьников)
формирования положительно го отношения детей к природе.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей
с природой, в основу которого положен экологический подход, а
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и
понятия экологии.
Экологическое образова ние в ДОО можно рассматривать как
эколо гическое воспитание детей с элементами экологического
обучения.
Цель экологического воспитания – формирование человека
нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к
окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии
с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если знания
преподносятся в доступной, увлекательной форме и если
учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Задачи
формирование системы
элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию ребенка-
дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и
для самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы
и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
формирование
первоначальной
системы
ценностных
ориентаций
(восприятие
себя
как
части
природы,
взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с
природой);
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального
природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за
живыми
объектами),
а
также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем
окружении;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к
окружающей среде.
НАПРАВЛЕНИЯ деятельности ДОУ
•
Создание условий
•
Деятельность с детьми
•
Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы организации деятельности
занятия;
ознакомление детей с природой в
повседневной жизни; циклы наблюдений в
природе;
работа с календарем природы;
элементарная поисковая деятельность детей;
походы и экскурсии;
экологические праздники и досуги;
труд.
Наглядные
Словесные
Практические
Собственно-
практические
Игровые
Наблюдение
Демонстрация
Рассматривание
Показ
Беседа
Рассказ
Чтение х/л
Приемы:
Объяснение
Указание
Педагогическая
оценка
Вопрос
Уточнение
Упражнение
Элементарные
опыты
Моделирование
Обращение к опыту
детей
Практические
ситуации
Поисковые действия
Обследование
Дидактические игры;
Игровая ситуация;
Действия с
игрушками
Имитация действий
Прятанье и поиск
Подвижная игра
Эпизодические
игровые приемы
Загадки
Методы и приёмы
Есть направления в экологическом воспи
тании мало используемые,
но имеющие большое значение для становления личности дошкольника:
•
эколого-экономическое - формирование уже в детском возрасте понимания
необхо димости экономного расходования чистой воды, чистой бумаги,
электричества, бережно
хозяйственного отношения к своему дому, предметам,
изготовленным из дерева (дере
вянным игрушкам, мебели, книгам);
•
эколого-краеведческое (патриотическая направленность) - познание природы и
до стопримечательностей места проживания, привитие любви к малой Родине;
•
эколого-этическое - воспитание благого
вения перед жизнью, развитие
способности со чувствия и сопереживания живому;
•
эколого-оздоровительное направление, актуальность которого в силу
устойчивой тен денции с ухудшением здоровья детей не вы зывает сомнений.
Самое главное в
экологическом воспитании
- личная убежденность
педагога, умение
заинтересовать, пробудить у
детей, и родителей желание лю
бить, беречь и охранять
природу.
«Множество маленьких дел,
которые
делают множество маленьких людей
во многих маленьких
странах, могут изменить лицо мира»
(китайская пословица)