Напоминание

Формирование экологической культуры старших дошкольников через проектную деятельность


Авторы: Савельева Людмила Геннадьевна, Людмила Геннадьевна Савельева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №102"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Эстафета положительного опыта
Тема: Формирование экологической культуры старших дошкольников через проектную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологической

культуры старших дошкольников

через проектную деятельность

МБДОУ г. Владимира

«Центр развития ребенка – детский сад №102»

20.05.2023 г.

Эстафета положительного опыта

Экологическое воспитание в детском саду:

история становления и универсальный статус в современном образовании.

К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский и др. – учили и воспитывали

детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы

тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с

природой.

С.А.Веретенникова «Ознакомление детей с природой», авторский коллектив во

главе с А.Ф.Мазуриной «Наблюдения и труд детей в природе»

70-е годы прошлого столетия – исследование подходов к экологическому

воспитанию детей дошкольного возраста: П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева,

И.А.Хайдурова и др.

Конец ХХ и начало ХХI века - бурный и хаотичный расцвет экологического

образования: программы «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Семицветик»,

«Мы земляне» и пр.

Сворачивание направления экологического воспитания в детских садах – СанПины

начали «изымать природу» из ДОУ. ФГОС ДО не содержит «экологического

воспитания».

ФГОС ДО

Целевые ориентиры:

«...ребенок проявляет

любознательность, задает вопросы

взрослым и сверстникам, интересуется

причинно-след ственными связями,

пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям

природы... склонен наблюдать,

экспериментировать. Обладает

начальными знаниями о себе, при родном

и социальном мире... Обладает эле

ментарными представлениями из

области живой природы,

естествознания...»

Экологическое образование в ДОУ: экологическое обучение

или (и) экологическое воспитание?

Экологическое образование - это единый процесс экологического

обучения и эколо гического воспитания с целью (для до школьников)

формирования положительно го отношения детей к природе.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей

с природой, в основу которого положен экологический подход, а

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и

понятия экологии.

Экологическое образова ние в ДОО можно рассматривать как

эколо гическое воспитание детей с элементами экологического

обучения.

Цель экологического воспитания – формирование человека

нового типа с новым экологическим мышлением, способного

осознавать последствия своих действий по отношению к

окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии

с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий

усваивают комплекс экологических знаний, если знания

преподносятся в доступной, увлекательной форме и если

учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Задачи

формирование системы

элементарных научных экологических

знаний, доступных пониманию ребенка-

дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и

для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы

и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

формирование

первоначальной

системы

ценностных

ориентаций

(восприятие

себя

как

части

природы,

взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с

природой);

освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального

природопользования в повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за

живыми

объектами),

а

также

навыков

элементарной

природоохранной

деятельности

в

ближайшем

окружении;

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к

окружающей среде.

НАПРАВЛЕНИЯ деятельности ДОУ

Создание условий

Деятельность с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы организации деятельности

занятия;

ознакомление детей с природой в

повседневной жизни; циклы наблюдений в

природе;

работа с календарем природы;

элементарная поисковая деятельность детей;

походы и экскурсии;

экологические праздники и досуги;

труд.

Наглядные

Словесные

Практические

Собственно-

практические

Игровые

Наблюдение

Демонстрация

Рассматривание

Показ

Беседа

Рассказ

Чтение х/л

Приемы:

Объяснение

Указание

Педагогическая

оценка

Вопрос

Уточнение

Упражнение

Элементарные

опыты

Моделирование

Обращение к опыту

детей

Практические

ситуации

Поисковые действия

Обследование

Дидактические игры;

Игровая ситуация;

Действия с

игрушками

Имитация действий

Прятанье и поиск

Подвижная игра

Эпизодические

игровые приемы

Загадки

Методы и приёмы

Есть направления в экологическом воспи

тании мало используемые,

но имеющие большое значение для становления личности дошкольника:

эколого-экономическое - формирование уже в детском возрасте понимания

необхо димости экономного расходования чистой воды, чистой бумаги,

электричества, бережно

хозяйственного отношения к своему дому, предметам,

изготовленным из дерева (дере

вянным игрушкам, мебели, книгам);

эколого-краеведческое (патриотическая направленность) - познание природы и

до стопримечательностей места проживания, привитие любви к малой Родине;

эколого-этическое - воспитание благого

вения перед жизнью, развитие

способности со чувствия и сопереживания живому;

эколого-оздоровительное направление, актуальность которого в силу

устойчивой тен денции с ухудшением здоровья детей не вы зывает сомнений.

Самое главное в

экологическом воспитании

- личная убежденность

педагога, умение

заинтересовать, пробудить у

детей, и родителей желание лю

бить, беречь и охранять

природу.

«Множество маленьких дел,

которые

делают множество маленьких людей

во многих маленьких

странах, могут изменить лицо мира»

(китайская пословица)



В раздел образования