Автор: Мишечкина Инна Васильевна
Должность: учитель георафии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференцированный подход в системе проверки и оценки качества знаний учащихся по географии."
Раздел: полное образование
Дифференцированный подход в системе проверки и оценки качества
знаний учащихся по географии.
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это
единственный предмет, объединяющий знания о природном и социольно –
экономическом окружении подростка, следовательно, географические знания
могут стать базой для разнообразной практической деятельности, в
творческом росте личности подростка. География являться для подростка не
только источником новых сведений о мире, не только инструментом
познания части объективной действительности, но и необходимым фактором
его нормального психического развития.
Одним из недостатков современной школы является то, что, с одной
стороны, процесс усвоения знаний носит индивидуальный характер, а с
другой – обучение организуется в массовом масштабе.
Задача учителя заключается в том, чтобы сочетать формы массового
обучения и индивидуального усвоения знаний.
Дифференциация, по словам Н.К.Гончарова, представляет собой
«гибкое средство, которое при строгом соблюдении одинакового объёма
знаний по основным учебным предметам позволяет обогащать учебную
работу школы, выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и
способности».
В исследованиях психологов доказано наличие индивидуальных
особенностей в типе нервной системы и психике человека. Школьники
различаются своими задатками, типом памяти, стилем восприятия
окружающего мира, характером мышления. Различия между школьниками
обусловлены также различными условиями обучения, различным жизненным
опытом, разной степенью успешности обучения на предшествующих этапах.
Поэтому степень влияния индивидуальных особенностей учеников на
процесс проверке и оценки качества знаний обуславливает необходимость
дифференцированного подхода.
Эксперименты показали, что при помощи дифференцированного
подхода проверки и оценки знаний развитие учащихся можно ускорить. Это
достигается отбором соответствующего материала и формированием умений
самостоятельного усвоения материала.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
развитие ребёнка должно происходить из достигнутого уровня.
Этот уровень должен быть выявлен у каждого ученика.
Индивидуальный подход необходим не только как исходный момент
развития, а эта необходимость должна сохраняться на протяжении всего
периода обучения.
Дифференцированный подход предполагает специальные средства –
развивающие задания, которые по содержанию должны быть определённой
трудности и которые должны формировать рациональные умения учащихся.
Нужно хорошо изучить каждого учащегося. Основным способом изучения,
на мой взгляд, является наблюдение за учащимися с фиксацией результатов.
Для успешного усвоения знаний и развития творческой активности
учащихся класс разбиваю на группы. Критериями для выявления групп
являются уровень знаний, умений и навыков, учебные умения, а также
познавательные интересы учащихся.
1 группа:
Учащиеся, которые имеют глубокие, полные знания основных понятий по
географии, знают определения. Эти учащиеся умеют пояснять,
аргументировать, доказывать, выделять существенное в изучаемом
материале, могут легко приводить собственные примеры, успешно
применяют знания на практике. Выполнение заданий, направленных на
расширение и углубление знаний по пройденному материалу. Развитие
умений работать самостоятельно и творчески. Самооценка работ и всей
деятельности.
2 группа:
В эту группу входят учащиеся, которые имеют хорошие, прочные
знания основных фактов, входящих в содержание обучения, но не всегда
могут аргументировать, доказывать, приводить собственные примеры. Они
знают основные закономерности, умеют разобраться в материале, но, когда
попадает задание повышенной сложности, затрудняются в выборе
правильного ответа. Выполнение заданий, направленных на
совершенствование знаний по пройденному материалу. Эта группа
выполняет (чаще без помощи учителя) простые задания практического
характера. Самопроверка работ (но не самооценка)
У этих учащихся более слабо развита поисковая деятельность в новой
ситуации.
3 группа:
Учащиеся этой группы обладают минимумом знаний, умений и навыков.
Они применяют их только по образцу и в сходной ситуации. Эти учащиеся
могут отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и
доказательств. Они могут воспроизвести текст учебника. Выполнение
заданий, направленных на отработку основных понятий по пройденному
материалу. Эти учащиеся выполняют задания по сходной ситуации. Чаще для
этой группы применяю взаимопроверку
4 группа:
Эта группа требует особого внимания учителя. Чаще всего это самая
малочисленная группа. Сюда относятся учащиеся, которые с трудом
усваивают факты, понятия. С большим трудом эти учащиеся воспроизводят
определения, не могут воспроизвести текст учебника, не всегда понимают
речь учителя. Только при многократном применении алгоритма ответа они
могут применять правило самостоятельно. Выполнение заданий,
направленных на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащимся этой группы нужно давать задания, направленные на развитие
интереса к предмету. Проверку работ данной группы провожу сама.
Но нельзя сказать, что эти группы статичны. Наоборот, группы
являются подвижными. Переход учащихся из одной группы в другую может
осуществляться по результатам срезов знаний. Ещё немаловажно то, что
ребята по желанию могут работать по программе названной им группы, так и
по программе группы с более высоким уровнем требований. Это помогает
формировать навыки самооценки, развивает творческую активность
учащихся. Изучение опыта методистов в создании уроков географии;
использование на уроках таких технологий, как интеграция,
дифференциация, игра, творчество; открытый урок в рамках недели
педагогического мастерства, использование активных форм работы учащихся
на уроках – улучшает качества уроков, повышает у учащихся мотивации к
изучению географии.
Урок является главным компонентом в школьном обучении. В связи с этим
я поставила перед собой цель сделать мои уроки, как можно более
разнообразными, насыщенными и интересными для учащихся.
Дифференцированный подход при опросе (карточки). И домашнее
задание даю дифференцированно. Этот метод способствует активизации
деятельности учащихся, росту наполняемости оценок. В своей практике
начинаю применять компьютерные технологии, разработала уроки с
презентациями. Такие уроки развивают интерес к науке, активизацию их
деятельности.
Для того, чтобы помочь каждому ребёнку максимально использовать
имеющиеся у него ресурсы, необходимо использовать дифференцированный
подход.
Дифференцирую
вопросы
для
самоконтроля,
выполняем
качественные
и
расчётные
задания,
лабораторные
и
домашние
экспериментальные задания.
На своих уроках для усиления дифференцированного подхода я
использую разные методы и возможности.
А) обычно урок начинаю с проверки домашнего задания тогда, когда новый
материал продолжает изучение предыдущего. Но иногда делаю наоборот, т.е.
домашнее задание и закрепление выношу на окончание урока.
Проверки домашнего задания бывают разные:
Индивидуальные ответы у карты - учащиеся контролируют друг друга и
делают анализ. Готовят вопросы отвечающему. Строят план ответа ученика.
(идёт развитие речи, памяти, внимания).
Фронтальные
проверки
знаний
–
проверка
домашнего
задания
идёт
фронтальным
методом.
Здесь
от
учащихся
требуется
чёткость,
быстрота
ответов и внимания.
Очень слабым или очень сильным учащимся всегда предлагаю
индивидуальные
задания.
Это
карточки
с
вопросами
разного
уровня
сложности.
Б) В процессе изложения нового материала стараюсь больше опираться на
знания
учащихся.
На
уроках
в
7кл.
ввожу
новые
элементы
обучения
«опорные
конспекты».
Это
эффективная
методика
показывает,
что
применение
ОК
развивает
память,
логическое
мышление,
способность
к
анализу, а так же запоминание некоторых сведений, названий, терминов.
Построение ОК осуществляется поэтапно в соответствии с основными
вопросами урока и определённой последовательности.
Пример: ОК «Климат Австралии»
ОК «Полезные ископаемые»
ОК «Алжир»
ОК «Рельеф России»
В общем, в моей работе это вошло в систему. При слушании объяснений и
при самостоятельном чтении учебника учащихся строят ОК самостоятельно,
используя их при работе в парах.
В) Большое внимание я уделяю работе с номенклатурой. Ребята любят этот
вид
учебной
деятельности
и
с
удовольствием
выполняют
вс е
дифференцированные задания по карте.
Это может быть:
- убыстрённый показ объектов в атласах;
- взаимный показ по карте;
- узнавание по словесному описанию;
- нанесение на контурную карту;
- географические диктанты по номенклатуре.
Это развивает образное восприятие географических объектов на земле.
Способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся.
Уже
в
6кл.
ребята
неплохо
ориентируются
и
знают
основные
географические
объекты.
А
в
7
и
8
классах
свободно
владеют
номенклатурой. Сильные ученики иногда получают индивидуальные задания
по карте.
Пример:
Составить
географический
диктант.
Придумать
нетрадиционное
образное описание географического объекта.
Г)
Одним
из
основных
элементов
индивидуализации
являет ся
самостоятельная работа.
Здесь могут быть предусмотрены различные виды деятельности:
1. Самостоятельная работа с учебником
-составление плана параграфа;
-деление параграфа на смысловые блоки;
-составление схем или таблиц;
-выделение основных терминов и понятий из текста;
-оставление ОК;
-написание вопросов и составление кроссвордов по тексту.
Этот вид деятельности хорошо развивает логическое мышление у учащихся.
2. Самостоятельная работа с атласом.
-описание географического положения объекта;
-характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны;
- характеристика районов России и отрасли хозяйства.
Этот вид деятельности способствует систематизации полученных знаний и
развитию речи.
3. Тестовые задания. Я использую тестовый тематический контроль как
тренировочный (обучающий) так и итоговый. Тесты содержат несколько
вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий
контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в
знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Для отработки и
более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве
домашнего задания. Тесты составляю с учётом дифференцированного
подхода к каждому ученику. Они предназначены для осуществления
текущего и итогового контроля. Каждое задание имеет свой оценочный балл.
Задания, оценивающиеся в один балл, проверяют основной, базовый уровень
(образовательный стандарт) по данной теме, остальные задания (более
сложный уровень) рассчитаны на более свободное владение материалом
программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки
многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных
связей, закономерностей и т.д. Задания я составляю таким образом, чтобы
можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть
вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и
такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения
какого-либо географического явления. Правильные ответы я стараюсь
сообщать учащимся сразу же после сбора их работ.
4. Проверочные работы.
Проверочная работа – важное событие, как для ученика, так и для меня, так
как она позволяет подвести итог работы и меня и учащихся.
Цели проверочных работ:
– оценка знаний, умений и навыков учащихся;
– проверка усвоения определённой довольно большой темы;
– выполнение различного рода заданий;
– развитие логического мышления.
Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию
степени сложности. Степень трудности вещь достаточно условная, зависящая
от уровня класса в целом, поэтому я могу корректировать уровень сложности,
обеспечивая уровневую дифференциацию.
I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий,
выполняют по образцу.
II уровень – аналитико-синтетический, где задания ориентированы на
базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны
самостоятельно делать вывод.
III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но
интересные задания. При составлении, я учитываю, чтобы учащиеся
работали не механически, а могли делать обобщённые выводы, выявляя
причинно-следственные связи.
По анализу проверочной работы делаю выводы о том, как каждый учащийся
усвоил изученный материал. После каждой работы разъясняю неясные
моменты, анализируем типичные ошибки (при необходимости вторично
проверяю знания учащихся). Это тоже делает свои положительные
результаты. Учащиеся I уровня пытаются выполнять задания II уровня
сложности, а учащиеся II уровня решают III уровень. Следовательно,
используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия
для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся. Но
самое главное условие – каждый ученик получает право и возможность
самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности им выполнять,
что приводит к стремлению здорового соперничества.
5. Индивидуальные карточки-задания.
Карточки – задания, я использую для проверки знаний и умений учащихся с
6-11 кл. Они составлены на основе учебных программ, которые отражают
базовый минимум (I уровень) содержания географического образования, II и
III уровни базовый минимум (стандарт) + задания творческого характера.
При составлении карточек-заданий я ориентируюсь на современные
тенденции развития образования, такие, как: – индивидуальное развитие
учащихся (дифференцированное);
– обучение на основе критического и логического осмысления конкретных
ситуаций;
– ориентация на решение проблем, стоящих перед обществом;
– понимание своего места в мире и ответственность за свою деятельность;
– самораскрытие своего “Я” как условие формирования сильной и здоровой
личности.
Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с
источниками географической информации (ИГИ): с географическим атласом,
контурными картами, дополнительной географической литературой,
статистическим материалом и т.д.
На мой взгляд, задания для самостоятельной работы с контурными картами
необходимы, так как отсутствие конкретных заданий данного направления
приводит к тому, что учащиеся механически переносят информацию с атласа
на контурную карту, не задумываясь о том, что они делают, а главное зачем.
Использование различных карточек – заданий (вопросы, кроссворды,
чайнворды, задания по к/к, со статистическим материалом и т.д.), как видов
индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, дисциплинирует
учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению
домашнего задания (поскольку вероятность и частота проверки знаний
значительно возрастает). А для меня это ещё и возможность увеличения
количества оценок.
Д) Большое внимание я уделяю дифференцированным домашним заданиям.
Это могут быть - «рядовые»;
- «дополнительные»;
- «творческие»;
- «итоговые»;
- «опережающие задания».
Учащиеся пишут доклады, сообщения, стихи, составляют кроссворды
Особенно дети любят творческие задания.
Это описание местности по картине в форме письма или телеграммы.
Здесь
прослеживаются
межпредметные
связи
с
русским
языком
и
литературой. Этот вид деятельности способствует развитию эмоций чувства
красоты и любви к природе.
Е)
В
старших
классах,
где
начинаются
более
трудная
экономическая
география дифференцированный, и индивидуализированный подход выражен
ярче.
1) Логико-структурные схемы по отраслям.
2) Работа с терминами и понятиями.
3) Работа с атласами и выполнение контурных карт.
4) Творческие задания на свободную тему.
Основные формы и методы, применяемые для дифференцированного
подхода в системе проверки и оценки знаний, умений и навыков
учащихся.
Одна из важнейших задач, стоящих передо мной, – совершенствование
системы проверки и оценки знаний учащихся, и умения применять эти
знания для выполнения практических работ. Причём такой системы
проверки, при которой продолжался бы процесс развития самостоятельной
познавательной деятельности учащихся.
На мой взгляд, именно проверка знаний подводит итог главного труда
учащегося. От организации проверки в системе обучения, характера и
содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании.
Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые
мной с целью объективного подхода к решению этой проблемы.
Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на
уроках, предназначены для активизации усвоения учебного материала,
осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и
постепенного совершенствования определённой системы повторения и
закрепления учебного материала. Всё предлагаемое мной имеет
практическую направленность, что позволяет своевременно отслеживать как
сформированность практических умений и навыков, так и состояние
теоретических знаний учащихся.
Итак, дифференцированное и индивидуализированное проверки и оценки
качества знаний на уроках географии могут быть представлено достаточно
широко и поэтому данные дидактические признаки важнейшее направление
оптимизации учебного процесса.
Анализ результатов работы уровневой дифференциации отражает
результаты совместной деятельности учителя и учеников и представляет
основу для корректировки и дальнейшего совершенствования. Эта работа
предполагает проведение диагностических трёхуровневых срезов.
Полученный результат отражает уровень обученности и качества обучения
каждого ученика и класса. В целом организация процесса обучения в
условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического
контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет
формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию,
способствует их развитию и повышению уровня ЗУН.
Анализ результатов
показывает, что дифференцированный подход к школьникам и каждой
индивидуальной группе позволяет достигать более высокого уровня
развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика,
то есть стабильно повышается рост качества обученности по годам и
классам.
Здоровье детей на моих уроках.
Так как учащиеся достаточно большое количество времени проводят в
учебных заведениях и вследствие этого их возможности в движении
ограничены, то в уставе школы разработан комплекс здоровьесберегающих
упражнений для учащихся школы на уроках.
А именно на уроках учитель должен всячески поддерживать состояние
здоровья учащихся класса.
На своих уроках я обращаю внимание здоровья детей.
1. В классе имеется стандартная мебель, и ученики маленького роста сидят
впереди.
2. В тёплый период времени класс постоянно проветривается с помощью
форточек.
3. Ежедневно проводится тщательная влажная уборка класса.
4. На перемене дежурные обязательно моют доску влажной тряпочкой.
5. В пасмурную погоду я включаю в кабинете лампы дневного освещения для
лучшей видимости.
6. Дети со слабым зрением всегда сидят ближе к доске за первыми партами.
7. Напоминаю о том, чтобы не брали в рот ручки, карандаши, линейки.
8. Развиваю глазомер при работе с номенклатурой. Это даже можно назвать
«зарядкой для глаз» т.к. один человек показывает географические объекты,
а остальные следят за ним, переводя глаза с одной точки на другую.
9. Слежу за правильностью посадки учащихся, напоминаю о ровной спине и
увеличении расстояния между глазами и тетрадью.
10. Проводиться физкультурная пауза с учетом приемов работы на уроке.
Заключение. Технология дифференцированного обучения
обеспечивает достижение всеми школьниками базового уровня подготовки и
предоставляет учащемуся возможность заниматься на доступном ему уровне
сложности, что повышает интерес к предмету география.