Автор: Столбова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Радость "СП д/с №202
Населённый пункт: г.Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Театральная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Театрализованная деятельность детей в детском саду»
Столбова Елена Николаевна, г. Нижний Тагил МАДОУ«Радость» д/с 202
Театрализованные
игры
всегда
радуют,
часто
смешат
детей,
пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через
образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят,
огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя,
всегда готовы к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных
игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой
сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта,
честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания.
С
удовольствием
перевоплощаясь
в
полюбившийся
образ,
малыш
добровольно
принимает
свойственные
ему
черты.
Самостоятельное
разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного
поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Поскольку
положительные
качества
поощряются,
отрицательные
осуждаются, и дети в большинстве случаев хотят подражать добрым,
честным персонажам.
Театрализованные
игры
позволяют
решать
многие
задачи:
от
ознакомления с общественными явлениями, формирования математических
представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики;
средств изобразительности, эмоциональность театрализованных игр дает
возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Образное,
яркое
изображение
социальной
действительности,
явления
природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.
Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать
довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения, с умственным
развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
незаметно расширяется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая
сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша
перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясниться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно
использовать
словарный
запас.
Эстетическое
влияние
оказывает
и
качественное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в
подготовке атрибутов, декораций, развивает их вкус, воспитывает чувства
прекрасного. Эстетическое воспитание театрализованных игр может быть и
более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение от негативного
вызывает нравственные переживания, которые создают соответствующие
настроения, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят.
Театрализованные
развития,
как
и
любые
другие
психические
и
физиологические процессы, идет по возрастающей линии.
В младшей группе детей детского сада необходимо развивать у детей
речевое общение со взрослыми, учить понимать речь взрослых, развивать
художественное восприятие, необходимо воспитывать отзывчивость на
музыку, пение, доступные их пониманию произведение литературы. В
течение года привлекать малышей к посильному участию в действиях
персонажей.
Развивать
умение
следить
за
действиями
игрушек
или
персонажей, учить подражать им. Важно формировать у детей простейшие
образно-выразительные
умения
(например,
имитировать
характерные
движения сказочных персонажей).
В
процессе
театрализованных
игр
учить
детей
эмоционально
воспринимать веселые сценки настольного, кукольного театров, отвечать на
вопросы ведущего – сказочника, побуждать детей к совместным игровым
действиям. Необходимо проводить небольшие упражнения с детьми после
окончания театрализованных игр. Дети в восторге о того, как взрослые
водили персонажи, как говорили, действовали за них. Надо предложить
детям поиграть также. Упражнения в младшей группе формируют у детей
простейшие выразительные умения (имитировать характерные движения
сказочных героев – животных, в средней группе использовать художественно
– образные средства, интонацию, мимику и пантомимику (жесты, позу,
походку), в старшей группе совершенствовать исполнительские умения, в
подготовительной
группе
развивать
творческую
самостоятельность
в
передаче образа, выразительных речевых и пантомических действий.
При
театрализованной
деятельности
учитываются
возрастные
особенности детей и возможности его голосового аппарата, а также
необходимый
баланс
между
яркой
доходчивой
детям
музыки
и
произведениями, специально созданными для детей. Только тогда дети
чувствуют себя легко и непринужденно.
Театрализованная деятельность это могучий метод художественного
воспитания ребенка и развития памяти. Ребенок быстрее, чем взрослый
запоминает песни, услышанные по телевидению. Наука не объясняет этот
факт, не худшей памятью ребенка, а ее качественным отличием от свойств
памяти взрослого. Драматизация сказки – оптимальная для активного
развития памяти среда. Прозаический текст и представляет собой основную
трудность для ребенка при заучивании роли, правда, почти все тексты
подстраховываются воспитателем – ведущим, но бывает, помощь суфлера и
не
бывает
нужна
для
ребенка,
он
запоминает
текст
в
нужной
последовательности.
Выразительность
речи
детей
в
процессе
театрализованной
деятельности
–
это
также
немаловажное
средство
эстетического
воспитания.
Эта
работа
не
одного
дня.
Постепенно,
последовательно, терпеливо воспитатель обрабатывает диалогическую речь
героев сказок, которая, нелегко на первых порах дается детям, но постепенно
они и с этой трудностью справляются. Нынешнему юному зрителю не
хватает восторженного отношения к театру. Положительное отношение
возможно только в том случае, если ребенок получит предварительно
соответствующую
эстетическую
подготовку.
Ребенок
должен
быть
подготовлен к восприятию искусства примером взрослых, их восторженным
к нему отношением. Только в этом случае можно рассчитывать на
захватывающий интерес ребенка «зрителя» и «артиста» к театрализованной
деятельности.
Опыт всего человечества подтверждает, что воспитание ребенка
завершается к пяти годам. От того, что ребенок получит от взрослых в
первые годы жизни, зависит каким он станет в будущем: добрым или
жестоким, щедрым или жадным, отзывчивым или черствым, милосердным
или безразличным. Через театрализованную деятельность важно стараться
воспитать в детях начало нравственного сознания и общечеловеческих
ценностей.