Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования".


Автор: Шкарубо Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 251
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники

рисования.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают

всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и

развития ребёнка.

Как писал В.А. Сухомлинский «истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок.

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук -

один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из

основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая

моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти,

восприятия, мышления, пространственные представления. Центры головного

мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами

и их нервными окончаниями. Установлено, что уровень развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то

задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и

играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает

эмоционально – психическое состояние ребёнка.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при

выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый

благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих

возможностей человека – от 3 до 9 лет. И если развитие движений пальцев

отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно

общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира,

отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук

предлагаются разнообразные методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Система игровых упражнений и др.

Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по

нетрадиционному рисованию. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к

творчеству, они сами находят нужные способы. Дети любят узнавать новое, с

удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок

чувствует себя уверенно.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового,

оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и

линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,

позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для

себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Дети знакомятся с

разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,

многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе

полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается

творческая личность, способная применять свои знания и умения в

различных ситуациях.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на

традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными

умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования

рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать

тактильное рисование: сюда относится рисование пальчиком – когда ребёнок

опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый

пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой- когда ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)

или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и

правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

оттиск печатками из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные

методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет

развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств

изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за

счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того,

осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка

(использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом

ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать

вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно

- образного, и словесно - логического мышления, активизация

самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу

рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования

различных изобразительных материалов, новых технических приемов,

требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка

фиксированным положением (как при правильном держании кисти или

карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости,

развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша

ребенок использует для создания изображения собственные ладошки,

различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного

симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на

занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное

рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно

повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические

процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для

самовыражения.

Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!



В раздел образования