Автор: Литвинчук Ирина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17 "Незнайка"
Населённый пункт: г.Ханты - Мансийск, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в процессе музыкального развития и воспитания дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «НЕЗНАЙКА»
«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя
ДОУ в процессе музыкального развития и воспитания дошкольников».
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей.
Подготовил:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Литвинчук И.В.
Ханты-Мансийск
2020 г.
1
«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя
ДОУ в процессе музыкального развития и воспитания дошкольников».
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей.
Одной из важных проблем в ДОУ по музыкальному развитию и
воспитанию
дошкольников
является
проблема
педагогического
взаимодействия
воспитателя
и
музыкального
руководителя.
От
ее
грамотного, квалифицированного решения зависит успешность процесса
музыкального развития
и воспитания дошкольников. Но только в
совместной
согласованной
деятельности
обоих
педагогов
возможно
достигнуть цели, поставленной в программе: формирование общей культуры
детей, создание условий для успешной самореализации детей в процессе
музыкально – исполнительской деятельности.
Анализируя
результаты
работы
в
образовательной
области
«Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыкальная
деятельность»
приходим к выводу, что основные вопросы музыкально –
эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а
воспитателю отводится роль его помощника. Многие воспитатели начинают
активно
включаться
в
сотворчество,
в
совместную
деятельность
с
музыкальным руководителем и детьми, но есть еще недопонимание среди
коллег. Дело в том, что некоторые воспитатели считают своей обязанностью
всего лишь присутствовать на музыкальном занятии с целью поддержания
дисциплины. А некоторые не считают нужным даже присутствовать, ведь за
это время они смогут сделать какие – то дела в группе. В результате, без
активной помощи на музыкальном занятии любимого воспитателя как
примера, образца для подражания, продуктивность музыкальных занятий
становится
ниже
возможной.
Осуществление
процесса
музыкального
воспитания требует от педагога в первую очередь желания им заниматься,
заинтересованности, большой активности. Воспитывая ребенка средствами
музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном
развитии личности. Для этого надо представлять, какими средствами,
методическими
приемами
можно
закладывать
основы
правильного
восприятия музыки.
Важными и ведущими методами конечно остаются наглядный и
слуховой методы. Для педагогов можно порекомендовать использование на
музыкальных занятиях кукол би – ба – бо, игрушек, которые приходят в
гости к ребятам и делают процесс восприятия и исполнения музыкальных
произведений интересным, ярким и запоминающимся. Например, при
прослушивании пьесы «Болезнь куклы» музыка П. И. Чайковского в старшей
группе ДОУ можно рассказать детям стихотворение «Кукла заболела» и
положить в кроватку игрушку, которую затем дать желающему ребенку
покачать, погладить животик. Процесс восприятия и понимания музыки в
таком ключе становится более глубоким: у детей развивается чувство
2
сопереживания,
сострадания,
душевности,
заботы
о
ближнем,
даже
незнакомом (игрушке), они становятся
соучастниками данного действа,
фантазируют, точнее и глубже проникают в замысел композитора. Прием
использования сказкотерапии на основных музыкальных занятиях и
дополнительных занятиях (кружковая работа, работа по подгруппам)
способствует развитию творческих способностей, музыкальности, чувства
ритма,
коммуникативных
навыков,
снятию
психологических
зажимов
иэмоционального
напряжения.
Хочется
порекомендовать
«Сказочки
–
подражалочки», «Сказки – шумелки», «Сказочки – щекоталочки» из
авторского
методического аудиопособия «Музыка с мамой» Сергея и
Екатерины Железновой. Для их исполнения будут необходимы детские
музыкальные инструменты и шумовые предметы быта: бубен, барабан,
ксилофон,
рубель,
коробочка,
металлофон,
треугольник,
струнный
инструмент (гитара, клавесы), целлофановый пакет, деревянный брусок.
Ребенок попадает в мир доброй, любимой им сказки, знакомых героев,
смешных и поучительных ситуаций. Он учится выдержке, вниманию,
умению радоваться своим успехам и успехам других детей, учится жить и
взаимодействовать в коллективе.
Метод пластического интонирования
музыкальных произведений также можно широко применять на занятиях.
При восприятии музыкального произведения дети «рисуют» музыкальные
образы при помощи мимики и жестов, движениями рук и тела. Здесь в
полной мере проявляются богатство фантазии и полет мысли.
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных
образовательных
учреждениях
указывают
на
недостатки
процесса
взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на
его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели,
находясь в
постоянном контакте с
детьми, обычно
малоактивны
в
осуществлении
музыкального
воспитания
и
обучения
дошкольников,
возможно из – за нехватки времени. Использование музыки в быту детского
сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству – большая
редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, несколько
развлечений
и
праздничных
утренников
в
течение
года
не
могут
удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.Наиболее
эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают
принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает
взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным
руководителем необходимо рассматривать как субъект – субъектные
отношения,
характеризующиеся
единством
цели,
в
качестве
которой
выступает
музыкальное
развитие
ребенка
как
главного
объекта
педагогических отношений.
Педагогическое
взаимодействие
воспитателя
и
музыкального
руководителя должно основываться на следующих принципах:
3
Принцип
диалогизации.
Он
связан
с
преобразованием
«суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в
вопросах музыкального развития дошкольников в личностно – равно –
правную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации.
В его основе лежит использование
каждым
участником
взаимодействия
существенных
преимуществ
в
выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого
принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки
музыкальной деятельности.
Музыкальный
руководитель
–
это
специалист,
который
имеет
музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и
творческих умений, главные из которых – исполнительская и словесная
интерпретация музыки (О.П.Радынова). Профессионализм музыкального
руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего
исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во
многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений.
Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять
музыкально – ритмические движения, играть на детских музыкальных
инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать
музыкально
–
дидактические
игры.
Музыкальный
руководитель
и
воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который
возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации.
Имеющий специальное образование
музыкант не учит воспитателя – он актуализирует, стимулирует его
музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия
«воспитатель – музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими
сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя,
как обеспечение целостности воспитательно – образовательного процесса.
Основанием
для
этого
должна
служить
готовность
воспитателя
к
музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный
элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две
ситуации.
Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим
твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение
детских песен, музыкально – ритмические движения, игра на детских
музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально–
дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не
учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт,
стимулировать
его
возможности,
задать
вектор
его
движения
по
музыкальному развитию детей.
А
если
музыкант
–
педагог
выстраивает
взаимодействие
с
воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за
4
короткое
время,
отведенное
на
консультации,
невозможно
научить
воспитателя
чисто
интонировать
мелодии
детских
песен,
проводить
музыкально –дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая
музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того,
что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего
коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии.
Большинство музыкантов – педагогов заявляют, что им «проще все сделать
самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания
дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет
музыкального
руководителя:
воспитатели
воспринимают
подобное
положение вещей как негативное, но в основном из – за «отсутствия у детей
настоящих праздников, с музыкой». Во взаимодействии музыкального
руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами,
направленными на сопоставление их представлений и формирование общего
смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по
музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое
определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном
контакте,
учитывая
мнение
психолога,
зная
особенности
семейного
воспитания детей, может дать психолого – педагогическую характеристику
каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и
задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных
знаний и способностей ставит специализированные цели.
По
мнению
Н.Я.
Михайленко,
сочетание
общеразвивающих
и
специализированных целей может происходить двумя способами. Первый
способ – сложение программ общеразвивающего и специализированного
(музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В
этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне
дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь
сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой
способ – такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели
развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а
средства их реализации одновременно служат и целям общего развития
ребенка.
Так, например, задача формирования этических представлений на примерах
музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы,
песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе
нравственного
воспитания
дошкольников.
Задача
развития
певческих,
музыкально – ритмических навыков может быть включена в программу не
только художественно – эстетического, но и физического воспитания,
поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а
выполнение музыкально – ритмических движений подразумевает воспитание
физических
качеств,
выработку
правильной
осанки.
Задачи
развития
внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать,
5
анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно,
должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие
творческих способностей в музыкально – художественной деятельности,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства – это
основа программы художественно – эстетического воспитания. В результате
осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития
ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и
музыкального руководителя.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и
музыкального руководителя является включение целостной программы в
«блоки
педагогического
процесса»
(по
Н.Я.
Михайленко),
а
также
координация – распределение между собой обязанностей по воплощению
этой программы, определение своих зон деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий
Музыкальное занятие – важная форма организации музыкальной
деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей
признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии
являются пение, музыкально – ритмические движения и инсценировки, т.е. те
виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном
утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды,
как слушание – восприятие музыкальных произведений, музыкально–
образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к
сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные
руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным
воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку
времени. При совместном планировании и распределении функций и зон
деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему
виду музыкальной деятельности – слушанию – восприятию музыки.
2.Блок совместной деятельности педагогов с детьми
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные
занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или
музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом
подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной
деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды
музыкальной
деятельности:
слушание
музыкального
произведения
с
дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально – ритмические игры,
приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить
совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок
при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая с
взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего
необходимо создать предметную среду (музыкально – дидактические
пособия, инструменты).
6
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и
интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого
блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности,
в
том
числе
в
музыкальной.
Задача
воспитателя
и
музыкального
руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает
ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей
развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы,
материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании
продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной
деятельности
с
педагогами.
Педагоги
должны
предоставлять
детям
возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально.
В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами
организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности
детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На
заключительном
этапе
профессионального
взаимодействия
проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков,
которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом
этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические
семинары – тренинги (Л. Григорович, В. Петровский), творческие семинары
– симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н.Я. Михайленко, Е.П.
Ухабина).
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному
развитию
детей
в
ДОУ
проявляется
во
всех
формах
организации
музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях,
проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально – дидактические игры,
используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи,
ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию
музыкальности
детей,
сближает
воспитателя
и
ребенка,
позволяет
музыкальному
руководителю
сосредоточиться
на
исполнительском
мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Педагогу – воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником
музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3.Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми
программного
музыкального
репертуара,
показывать образцы точного
выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае
отсутствия музыкального руководителя.
7
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6.Углублять
музыкальные
впечатления
детей
путем
прослушивания
музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух,
чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных
инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках
и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы
работы: пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, игру
на детских музыкальных инструментах, музыкально – дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого
ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании
знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке,
утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12.
Создавать
проблемные
ситуации,
активизирующие
детей
для
самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые
песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на
занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и
режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании
своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков,
индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников,
развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18.
Готовить
тематические
подборки
поэтического
материала
к
развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального
зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Все
это
возможно
при
успешности
осуществления
взаимодействия
воспитателя и музыкального руководителя.
Успешное и планомерное
взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в
8
осуществлении
задач
музыкально
–
художественного
воспитания
дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в
образовательной
области
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
направление «Музыкальная деятельность», сформировать предусмотренные
программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально–
ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту
интегративные качества.
9