Автор: Зубцова Любовь Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: саратов
Наименование материала: проект по экологии
Тема: "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы .
Срок реализации: одна неделя
Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и
системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному
миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,
бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния
окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической
грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В
связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического
образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с
природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности
и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое
состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне
живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней
отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,
носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре
природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в
экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность
человека с законами жизни.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования
начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры,
экологического сознания, экологического мышления – это единственный для
человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того,
какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы
заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее
Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему
ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к
окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из
связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и
нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание
ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием
окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и
первоначальных сведений о рациональном использовании природных
ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с
родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения
в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования
экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах
и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о
природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не
формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед
глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о
поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Задачи проекта:
для педагогов:
изучить
методическую,
научно-популярную,
художественную
литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах
экологического воспитания детей;
создать развивающую среду в группе по теме экологического
воспитания детей.
для детей:
дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
способствовать
развитию
понимания
ребёнком
неразделимого
единства
человека
и природы,
понимание
общечеловеческой
ценности природы;
помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и
спасения природы для выживания на земле самого человека;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие
в природоохранной и экологической деятельности;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся
объектам
природы:
растениям,
насекомым,
животным,
птицам,
человеку.
для родителей:
способствовать
активному
вовлечению
родителей
в
совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
способствовать повышению компетентности родителей в вопросах
экологического воспитания детей.
Этапы реализации проекта:
I
этап
-
организационный
Изучение методической, научно-популярной, художественной
литературы.
Дидактическое и методическое оснащение проекта.
Групповая консультация для родителей о целях и задачах
проекта; анкетирование родителей.
II
этап
-
практический
Мероприятия по реализации проекта с детьми. Привлечение
родителей к работе по реализации проекта. Мероприятия с
родителями.
III
этап
-
заключительный
Анализ полученных данных. Рекомендации родителям.
Итоговое мероприятие:
КВН «Знатоки природы»
Продукты проекта:
Картотека «Экологические сказки».
Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».
Альбом «Будь природе другом!».
План мероприятий по реализации проекта.
Дни
недели
Виды деятельности
в течении дня
Задачи
День 1
«Будь природе другом!»
Беседа «Зачем нужно
беречь природу?»
Подвести детей к пониманию того, что в природе
все взаимосвязано; формировать эмоционально-
положительное
отношение
к
окружающему
миру, понимать зависимость его состояния от
действий
человека;
воспитывать
любовь
к
природе.
Чтение
х/л:
Б.
Заходер «Про все на
свете»
Активизировать и дополнить знания о лесе, его
обитателях; формировать умение пересказывать
содержание
сказки
с
опорой
на
вопросы,
иллюстрации; поддерживать интерес к чтению,
познавательный интерес.
Прослушивание
музыки:
П.
И.
Чайковский
«Времена года».
Обогащать
знания
детей
о
музыке
и
классических произведениях, обучать «слышать
прекрасное» в музыке.
Д/и
«Хорошо
-
плохо»,
«Дары
природы».
Формировать
представления
о
пользе
и
значимости
природных
явлениях
в
жизни
человека,
о
значимости
вклада
человека
в
природу нашей планеты.
День 2
«Вода – источник жизни»
Беседа
«Что
мы
знаем о воде?»
Познакомить детей со свойствами воды (цвет,
вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды
для всего живого; активизировать словарь детей
по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная,
жидкость);
развивать
любознательность,
мышление, речь детей; воспитывать бережное
отношение к воде.
Работа
в
детской
лаборатории:
экспериментирование
«Волшебница-вода».
Уточнить представления детей о свойствах воды;
познакомить с таким свойством, как способность
растворять различные вещества; учить опытным
путем выявлять растворимые и нерастворимые
вещества;
формировать
умение
выдвигать
предположение, проверять его, делать вывод.
Беседа
«Правила
поведения на воде»;
рассматривание
иллюстраций.
Ситуативный разговор о правилах поведения на
природе, во время отдыха; закрепить знание
правил безопасного поведения около водоемов в
разное время года.
П/и «Море волнуется
раз», «Солнышко и
дождик».
Учить детей находить выразительный образ,
реагировать на сигнал; развивать фантазию,
воображение; воспитывать выдержку.
День 3
«Царство животных»
Беседа
«Царство
животных»;
рассматривание
фотоальбома
«Животные
нашего
края».
Подвести детей к пониманию, что в природе есть
удивительный мир животных; учить различать и
называть
диких
и
домашних
животных;
познакомить
с
животными,
обитающими
в
Курской
области;
воспитывать
бережное
отношение
к
братьям
нашим
меньшим,
познавательный интерес.
Чтение
х/л:
Д.
Мамин-Сибиряк
«Лесная сказка».
Систематизировать и дополнить знания детей о
лесе,
его
обитателях;
формировать
умение
пересказывать содержание сказки с опорой на
вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к
чтению.
Загадки, пословицы и
поговорки
о
животных.
Учить
узнавать
животных
по
описанию
характерных для них признаков; активизировать
словарный запас детей, учить аргументировать
свой ответ.
Д/и «Чей детеныш?»
Закрепить знания о животных и их детенышах,
расширять представления о животном мире;
учить различать диких и домашних животных;
активизировать
в
речи
детей
названия
детенышей животных.
Образные
упражнения «Угадай,
кого покажу».
Учить детей передавать характерные движения
животных,
их
повадки; развивать
фантазию
детей,
артистические
способности;
способствовать созданию позитивного настроя
детей.
День 4
«Путешествие в лес»
Беседы
«Что
мы
знаем
о
лесе?»,
«Правила поведения
в лесу».
Дать
детям
представления
о
лесе,
как
об
экосистеме; подвести к пониманию того, что в
природе все взаимосвязано; закрепить знания
детей о правилах поведения в лесу; учить детей
рассуждать,
обосновывать
свое
мнение;
воспитывать бережное отношение к природе.
Чтение
х/л:
Т.
Шорыгин «Прогулка
в лес», К. Ушинский
«Спор деревьев», И.
Бродская
«Упавшие
листья».
Обогащать словарный запас детей; формировать
знание правил поведения в лесу; активизировать
в речи названия лесных деревьев; развивать
слуховое восприятие, внимание; воспитывать
бережное отношение к природе,
интерес к
художественной литературе.
Д/и «С какого дерева
листок?»,
«Назови
плод»,
«Отгадай
растение».
Обогащать знания детей о растениях, местах их
произрастания;
учить
различать
растения,
находить сходства и различия.
Рассматривание
атласа
«Царство
растений»;
образовательная
ситуация «Почему в
лесу нельзя ничего
пробовать?».
Пополнять знания
детей
о растениях;
дать
понятие «лекарственные растения» и «ядовитые
растения»;
формировать
навыки
безопасного
поведения в природе.
Трудовая
деятельность: уборка
опавшей листвы.
Уточнить у детей значение данной трудовой
операции;
учить
правильно
пользоваться
детскими
граблями,
метелками;
развивать
соответствующие трудовые навыки и умения;
воспитывать трудолюбие, желание помогать.
День 5
«Знатоки природы»
Прослушивание
звуков природы; д/и
«Угадай,
что
за
звук?».
Учить
находить
различие
между
звуками
произносимыми животными, птицами, называть
природные
явления;
развивать
внимание,
слуховое
восприятие;
прививать
любовь
к
прослушиванию звуков природы.
КВН
«Знатоки
природы».
Формировать
положительное
отношение
к
природе; обобщить знания детей о природных
сообществах; продолжать формировать связную
речь, учить связно, лаконично отвечать на
поставленные
вопросы;
воспитывать
чувство
товарищества,
уважение
к
партнерам
и
соперникам по
игре; воспитывать
бережное
отношение к природе.
Наблюдение
на
прогулке «Птицы на
участке
детского
сада»,
кормление
птиц.
Продолжать
учить
различать
и
называть
зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно
кормить птиц в холодное время года; учить быть
внимательными ко всему, что нас окружает;
воспитывать бережное отношение к братьям
нашим меньшим.
Чтение
х/л:
Л.
Есенина
«Богатства
Земли»; загадывание
загадок о природе.
Учить детей понимать образные выражения,
сравнения,
слышать
мелодику
поэтического
ритма; поддерживать интерес к художественной
литературе.
Работа с родителями.
1.Консультация «Природа как воспитатель».
2.Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
3.Организация
выставки
совместного
творчества
«Осенний
калейдоскоп».
Результаты проекта «Будь природе другом!»
Для детей:
повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и
растительном мире;
познакомились с правилами безопасного поведения в природе;
появилось желание беречь и охранять природу;
обогатился и расширился словарный запас;
расширился кругозор детей.
Для педагогов:
создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
повысился уровень компетентности в вопросах экологии.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться
с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный
период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с
воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание
уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается
сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его
приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это
прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы
любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они
задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями,
объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо
родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть
красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки,
почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых,
зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем
больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он
общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать
свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни
одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает
бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок
учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная,
многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства
закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить,
делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте
с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а
уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо
всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша,
ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве,
бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут
и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите
сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки
аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а
потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки,
маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за
жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к
своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или
конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное
время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие
ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно
делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и
ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как
тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные
возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома
пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья
сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул».
Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят:
«Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся,
чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый
маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать
их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в
привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого
живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению,
животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого
начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим
( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не
рви».
Для
расширения
и
закрепления
знаний
об
экологии
необходимо
рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать
художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что
Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым,
заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».
Список используемых источников
1. Воронкевич О. А. " Добро пожаловать в экологию" СПб " Детство -Пресс", 2008
2. Николаева С.Н. Парциальная программа " Юный эколог" Издательство "
Мозаика - синтез", 2017
3. Николаева С.Н. " Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома"
Издательство " Мозаика - синтез" 2013.
4. " От рождения до школы" . Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования ( пилотный вариант) . Под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., испр. и доп. - М, ; Мозаика - синтез.
2014
5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических
представлений в старшей группе детского сада, конспекты занятий - М.; Мозаика -
синтез. 2010