Напоминание

"Будь природе другом"


Автор: Зубцова Любовь Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: саратов
Наименование материала: проект по экологии
Тема: "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вид проекта: познавательно-творческий

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы .

Срок реализации: одна неделя

Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и

системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному

миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,

бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния

окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической

грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В

связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического

образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с

природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности

и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое

состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне

живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней

отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,

носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре

природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в

экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность

человека с законами жизни.

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования

начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры,

экологического сознания, экологического мышления – это единственный для

человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того,

какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы

заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее

Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему

ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к

окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из

связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и

нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание

ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием

окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и

первоначальных сведений о рациональном использовании природных

ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с

родителями);

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения

в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования

экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах

и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о

природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не

формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед

глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о

поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Задачи проекта:

для педагогов:

изучить

методическую,

научно-популярную,

художественную

литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах

экологического воспитания детей;

создать развивающую среду в группе по теме экологического

воспитания детей.

для детей:

дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с

разнообразием животного и растительного мира его малой родины,

показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

способствовать

развитию

понимания

ребёнком

неразделимого

единства

человека

и природы,

понимание

общечеловеческой

ценности природы;

помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и

спасения природы для выживания на земле самого человека;

способствовать воспитанию потребности принимать активное участие

в природоохранной и экологической деятельности;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся

объектам

природы:

растениям,

насекомым,

животным,

птицам,

человеку.

для родителей:

способствовать

активному

вовлечению

родителей

в

совместную

деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

способствовать повышению компетентности родителей в вопросах

экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта:

I

этап

-

организационный

Изучение методической, научно-популярной, художественной

литературы.

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах

проекта; анкетирование родителей.

II

этап

-

практический

Мероприятия по реализации проекта с детьми. Привлечение

родителей к работе по реализации проекта. Мероприятия с

родителями.

III

этап

-

заключительный

Анализ полученных данных. Рекомендации родителям.

Итоговое мероприятие:

КВН «Знатоки природы»

Продукты проекта:

Картотека «Экологические сказки».

Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».

Альбом «Будь природе другом!».

План мероприятий по реализации проекта.

Дни

недели

Виды деятельности

в течении дня

Задачи

День 1

«Будь природе другом!»

Беседа «Зачем нужно

беречь природу?»

Подвести детей к пониманию того, что в природе

все взаимосвязано; формировать эмоционально-

положительное

отношение

к

окружающему

миру, понимать зависимость его состояния от

действий

человека;

воспитывать

любовь

к

природе.

Чтение

х/л:

Б.

Заходер «Про все на

свете»

Активизировать и дополнить знания о лесе, его

обитателях; формировать умение пересказывать

содержание

сказки

с

опорой

на

вопросы,

иллюстрации; поддерживать интерес к чтению,

познавательный интерес.

Прослушивание

музыки:

П.

И.

Чайковский

«Времена года».

Обогащать

знания

детей

о

музыке

и

классических произведениях, обучать «слышать

прекрасное» в музыке.

Д/и

«Хорошо

-

плохо»,

«Дары

природы».

Формировать

представления

о

пользе

и

значимости

природных

явлениях

в

жизни

человека,

о

значимости

вклада

человека

в

природу нашей планеты.

День 2

«Вода – источник жизни»

Беседа

«Что

мы

знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (цвет,

вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды

для всего живого; активизировать словарь детей

по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная,

жидкость);

развивать

любознательность,

мышление, речь детей; воспитывать бережное

отношение к воде.

Работа

в

детской

лаборатории:

экспериментирование

«Волшебница-вода».

Уточнить представления детей о свойствах воды;

познакомить с таким свойством, как способность

растворять различные вещества; учить опытным

путем выявлять растворимые и нерастворимые

вещества;

формировать

умение

выдвигать

предположение, проверять его, делать вывод.

Беседа

«Правила

поведения на воде»;

рассматривание

иллюстраций.

Ситуативный разговор о правилах поведения на

природе, во время отдыха; закрепить знание

правил безопасного поведения около водоемов в

разное время года.

П/и «Море волнуется

раз», «Солнышко и

дождик».

Учить детей находить выразительный образ,

реагировать на сигнал; развивать фантазию,

воображение; воспитывать выдержку.

День 3

«Царство животных»

Беседа

«Царство

животных»;

рассматривание

фотоальбома

«Животные

нашего

края».

Подвести детей к пониманию, что в природе есть

удивительный мир животных; учить различать и

называть

диких

и

домашних

животных;

познакомить

с

животными,

обитающими

в

Курской

области;

воспитывать

бережное

отношение

к

братьям

нашим

меньшим,

познавательный интерес.

Чтение

х/л:

Д.

Мамин-Сибиряк

«Лесная сказка».

Систематизировать и дополнить знания детей о

лесе,

его

обитателях;

формировать

умение

пересказывать содержание сказки с опорой на

вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к

чтению.

Загадки, пословицы и

поговорки

о

животных.

Учить

узнавать

животных

по

описанию

характерных для них признаков; активизировать

словарный запас детей, учить аргументировать

свой ответ.

Д/и «Чей детеныш?»

Закрепить знания о животных и их детенышах,

расширять представления о животном мире;

учить различать диких и домашних животных;

активизировать

в

речи

детей

названия

детенышей животных.

Образные

упражнения «Угадай,

кого покажу».

Учить детей передавать характерные движения

животных,

их

повадки; развивать

фантазию

детей,

артистические

способности;

способствовать созданию позитивного настроя

детей.

День 4

«Путешествие в лес»

Беседы

«Что

мы

знаем

о

лесе?»,

«Правила поведения

в лесу».

Дать

детям

представления

о

лесе,

как

об

экосистеме; подвести к пониманию того, что в

природе все взаимосвязано; закрепить знания

детей о правилах поведения в лесу; учить детей

рассуждать,

обосновывать

свое

мнение;

воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение

х/л:

Т.

Шорыгин «Прогулка

в лес», К. Ушинский

«Спор деревьев», И.

Бродская

«Упавшие

листья».

Обогащать словарный запас детей; формировать

знание правил поведения в лесу; активизировать

в речи названия лесных деревьев; развивать

слуховое восприятие, внимание; воспитывать

бережное отношение к природе,

интерес к

художественной литературе.

Д/и «С какого дерева

листок?»,

«Назови

плод»,

«Отгадай

растение».

Обогащать знания детей о растениях, местах их

произрастания;

учить

различать

растения,

находить сходства и различия.

Рассматривание

атласа

«Царство

растений»;

образовательная

ситуация «Почему в

лесу нельзя ничего

пробовать?».

Пополнять знания

детей

о растениях;

дать

понятие «лекарственные растения» и «ядовитые

растения»;

формировать

навыки

безопасного

поведения в природе.

Трудовая

деятельность: уборка

опавшей листвы.

Уточнить у детей значение данной трудовой

операции;

учить

правильно

пользоваться

детскими

граблями,

метелками;

развивать

соответствующие трудовые навыки и умения;

воспитывать трудолюбие, желание помогать.

День 5

«Знатоки природы»

Прослушивание

звуков природы; д/и

«Угадай,

что

за

звук?».

Учить

находить

различие

между

звуками

произносимыми животными, птицами, называть

природные

явления;

развивать

внимание,

слуховое

восприятие;

прививать

любовь

к

прослушиванию звуков природы.

КВН

«Знатоки

природы».

Формировать

положительное

отношение

к

природе; обобщить знания детей о природных

сообществах; продолжать формировать связную

речь, учить связно, лаконично отвечать на

поставленные

вопросы;

воспитывать

чувство

товарищества,

уважение

к

партнерам

и

соперникам по

игре; воспитывать

бережное

отношение к природе.

Наблюдение

на

прогулке «Птицы на

участке

детского

сада»,

кормление

птиц.

Продолжать

учить

различать

и

называть

зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно

кормить птиц в холодное время года; учить быть

внимательными ко всему, что нас окружает;

воспитывать бережное отношение к братьям

нашим меньшим.

Чтение

х/л:

Л.

Есенина

«Богатства

Земли»; загадывание

загадок о природе.

Учить детей понимать образные выражения,

сравнения,

слышать

мелодику

поэтического

ритма; поддерживать интерес к художественной

литературе.

Работа с родителями.

1.Консультация «Природа как воспитатель».

2.Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».

3.Организация

выставки

совместного

творчества

«Осенний

калейдоскоп».

Результаты проекта «Будь природе другом!»

Для детей:

повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и

растительном мире;

познакомились с правилами безопасного поведения в природе;

появилось желание беречь и охранять природу;

обогатился и расширился словарный запас;

расширился кругозор детей.

Для педагогов:

создана развивающая среда по теме экологического воспитания;

повысился уровень компетентности в вопросах экологии.

Консультация «Природа как воспитатель».

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться

с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный

период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с

воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание

уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается

сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его

приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это

прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы

любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они

задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями,

объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо

родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть

красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки,

почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых,

зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем

больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он

общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать

свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни

одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает

бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок

учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная,

многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства

закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить,

делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте

с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а

уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо

всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша,

ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве,

бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут

и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите

сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки

аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а

потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки,

маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за

жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к

своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или

конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное

время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие

ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно

делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и

ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как

тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные

возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома

пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья

сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул».

Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят:

«Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся,

чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый

маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать

их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в

привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого

живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению,

животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого

начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим

( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не

рви».

Для

расширения

и

закрепления

знаний

об

экологии

необходимо

рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать

художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что

Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым,

заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Список используемых источников

1. Воронкевич О. А. " Добро пожаловать в экологию" СПб " Детство -Пресс", 2008

2. Николаева С.Н. Парциальная программа " Юный эколог" Издательство "

Мозаика - синтез", 2017

3. Николаева С.Н. " Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома"

Издательство " Мозаика - синтез" 2013.

4. " От рождения до школы" . Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования ( пилотный вариант) . Под ред. Н.Е.Вераксы,

Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., испр. и доп. - М, ; Мозаика - синтез.

2014

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических

представлений в старшей группе детского сада, конспекты занятий - М.; Мозаика -

синтез. 2010



В раздел образования