Авторы: Бабаева Ирина Анатольевна, Воробьева Виктория Игоревна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4" (ДО-2)
Населённый пункт: Г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Чистый мир"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» (ДО-2)
Г.о. Подольск, Московская область
Экологический проект «Чистый мир»
(
для воспитанников старшей группы
)
Подготовила: воспитатель
Бабаева Ирина Анатольевна
Подольск 2022 г.
Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»
Тип проекта: информационно – познавательный.
Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь 2021г. – апрель 2022г.).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Актуальность:
Экологическое
образование-важный
компонент
общего
образования
современного
человека.
Дошкольные
учреждения
являются
начальным
элементом
системы
экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно
организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью
ориентированного
экологического
образования
для
дошколят
выступает
оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений,
природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному
мру природы, установка на сбережение природных богатств.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных
проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его
ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и
сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности,
в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно
нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносят в доступной,
увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из
наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты
Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в относительной гармонии с природой
Задачи проекта:
Формирование основ общей экологической культуры ребенка
Создать условия для освоения экологических представлений.
Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях,
как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об
основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие,
размножение)
Формы и методы работы:
- НОД
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация,
опыты, ручной труд.
- чтение художественной литературы.
- театрализованная деятельность и праздники
- наблюдение в уголке природы и на прогулке
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде
- игры
- разные формы
- работа с календарем природы, дневником наблюдения,
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок
- взаимодействие с семьей
Этапы
реализации
Действие педагогов
Действие
воспитанников
Действие
родителей
Подготовите
льный
01.09.21г-
01.04.2022г
Подбор методической,
художественной
и
энциклопедической литературы
по
теме
проекта;
Методическая литература для
педагогов и родителей;
-Познавательная
и
энциклопедическая литература
для детей.
2.Изучение Интернет-ресурсов
по
теме
проекта,
подбор
онлайн-игр
и
онлайн-
презентаций;
3.Подбор
и
изготовление наглядных
материалов
для
осуществления проекта:
-наглядные:
картины,
фото,
карточки
с
изображениями
природы и т.д.
-д карты-схемы (опорные схемы
для
составления
рассказа
о экологии
-просмотр иллюстрац
ий,
фотографий,
картин и карточек с
изображением
природы
Анкетирование.
«Экологическое
воспитание
ребенка-
дошкольника»
Практически
й этап
01.11.2021г. -
31.05.2022г.
-
Создание
и
оформление
экологического уголка
Кинолекции,
презентации
Природоохранные
праздники
Экскурсии,
Наблюдения
Природоохранные
акции
Сюжетно-ролевые,
дидактические,
интеллектуальные
игры
Экспериментальная и
опытническая
деятельность
Экологические сказки
Создание творческих
работ
детьми(рисование,
аппликация, лепка);
Совместная
деятельность
родителей и детей
по
изготовлению
поделок
на
тему
«Золотая
осень
«Оформление
родительских
уголков по сезонам
и
месяцам
Выставка работ из
природного
материала «Золотая
осень»
Открытое
занятие
для
родителей
и
педагогов».
Эти
полезные бытовые
отходы»,
«Мы
спасатели
природы»
Рекомендация
на
тему
Экологическое
воспитание
дошкольников
в
современном ДОУ»
Изготовление
игрушек
для
искусственной ели
в
группе
Новогодний
праздник «Любите
природу!
-
экологическая
сказка
«Трудовой
десант»
Экологическая
информация
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов
- тематические выставки.
Направление работы
- развитие речи
- развитие логического мышления
- развитий коммуникативных качеств у детей
- обобщение представлений о природе
- пробуждение воображения и фантазии
- пробуждение интереса к природе.
Ожидаемый результат:
Создание на территории МОУ «Гимназия №4» (ДО-2) экологически благоприятной среды.
Повышение уровня знаний по экологии у детей.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме
проекта.
Содержание проекта.
Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Знакомство с животными
Составление
плана
по
реализации
проекта.
Подобрать
худ.
лит.
для
чтения,
пересказывания, заучивания. Провести первый этап диагностики.
Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»
Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и
поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»
Родительское
собрание.
Рекомендация
на
тему
«Экологическое
воспитание
дошкольников в современном ДОУ»
Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме,
о поведении человека в лесу.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседы: «Как семья провела лето?» Установление эмоционального контакта
Беседа о лесе: «Унылая пора! Очей очарования..»
Закреплять представление детей о золотом периоде осени
Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.
Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и
фруктов
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая
осень «Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам. Выставка работ из
природного материала «Золотая осень»
Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы:
«Растение как живое существо»
Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к
сезонам года.
Д. и. «Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)
Д. и. Кто чем питается?
Просмотр фильма «Перелетные птицы»
Чтение худ. литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки «Синичкин календарь»
Аппликация «Волшебные цветочки»
Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что
нам осень принесла?»
Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от
температуры воздуха
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц,
выделяя общее и различия, повадки)
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа
Д. и. Голоса птиц, Я-загадаю, а вы- отгадайте
Просмотр фильма о зимующих птицах
Чение худ. литературы.
В. Бьянки- «Купание медвежат». Е. Чарушин- «Волчишка». В. Варанжин- «Как ежик зиму
перезимовал»
Художественное творчество (оригами)
Голубь, Воробей или Лебедь
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите
природу! »-экологическая сказка
Январь Беседы: «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей
обобщение представление о зиме.
Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»
Чтение худ. литературы
В. Бьянки –«Лесные домики». И. Полёнов – Синичкины кладовки
Рисование «Веточка ели», «Природа и дети» Родительское собрание «Экологическое
воспитание в семье»
Февраль Наблюдение зимних красот в природе
Выделение характерных признаков зимы. Беседы: «Кто такой человек» - уточнять
представления детей в сравнении с животными и растительным миром
Д. и. «Найди ошибку»
Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?
Чтение худ. литературы: Г. Скребицкий – «Берегите птиц. А. Барков – голоса леса
Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в
рисунке человека в движении.
Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила
поведения в природе
Март
Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных
признаков весны.
Беседа: «Весенние капели»
Д/И «Сезонные изменения»
Д. и. «Найди ошибку Чтение худ. литературы: «Птицы прилетели»
Апрель. Подведение итогов
Список литературы
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для
воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей
детского сада – М., Просвещение, 1991г.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009
9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под
ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. –
Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.
10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании
дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными
персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.
11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.