Автор: Пудова Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №22 "Василек" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Мирнинский улус п. Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
«Использование ментальных карт
в проектной деятельности с
дошкольниками»
Подготовила: Пудова Е.В. воспитатель
2023 г.
В последнее
время нашим детям приходится сталкиваться
с огромным
количеством
информации, которую необходимо запомнить. Как помочь дошкольникам справиться с этой
задачей. Как научить их не только думать и запоминать, но еще и творить, создавать новое.
Изучая различные инновационные методы в образовательной деятельности, я столкнулась с
методом планирования «ментальных карт». Этот метод показался мне интересным,
достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Для начала, что такое ментальные карты или, как их еще называют интеллект карты, карты
ума.
Ментальные карты - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи.
Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания
информации, принятия решений.
Метод интеллект карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном
Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную
организацию мышления.
«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит данный метод
В
мир
дошкольных
технологий,
интеллект
–
карты
пришли
благодаря
кандидату
педагогических наук В. М. Акименко.
Полезные свойства интеллект карт заключаются в её:
Наглядности.
Вся проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно
окинуть одним взглядом.
В привлекательности.
Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно,
но и приятно.
В запоминаемости.
Благодаря использованию образов и цвета интеллект карта легко запоминается.
В
творчестве
Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт", т.к она
стимулирует творческие способности ребенка , помогает найти нестандартные пути решения
задачи,
что
оказывает
влияние
на
художественно-эстетических
развитие.
В возможности пересмотра, обсуждения
Что влечет за собой развитию речи, мышления, воображения дошкольников. И как следствие
этому социально-коммуникативному развитию детей
В педагогической практике применяю интеллект карты в следующих направлениях:
В первом направлении решаются такие задачи как:
-создание ментальной карты в ходе обсуждения предмета или темы;
- пополнение активного и пассивного словаря, развитие процесса мышления, обобщение.
Во втором направлении выполняются следующие задачи:
-создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме, по проекту;
- развитие у детей умение выделять главную мысль,
- активизация словаря, повторение изученного,
И в третьем направлении достигаются такие задачи как:
-умение самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,
- развитие умения составлять распространенные предложения.
При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил и если их
соблюдать , то это существенно повысит эффективность карты памяти.
- главная тема помещается в центре;
- затем на веточках помещаются фразы или иллюстрации, которые отходят от главной темы к
периферии;
- карта может иметь несколько ответвлений и нести глубокий смысл
В нашей группе недавно прошел проект «Здоровое питание, залог процветания», где
первый раз мы попробовали создать интеллект карту.
Перед составлением карты ума, с детьми проводится дидактическая или сюж\ролевая игра по
теме проекта
Но прежде, чем начать работать в данном направлении, я придумала ознакомительные
интеллект карты для детей. Смысл данной карты состоит в том, что вначале мы знакомимся с
картой, изучаем ее, выполняем задание. Для этого в центр альбомного листа я поместила
главный объект для исследования. В каждый угол листа смысловые картинки, которые
обозначают цвет, форму, где растет, как используют.
Детям дается задание, соединить стрелочками главный объект с одной или несколькими
картинками в каждом углу.
Например: морковь –оранжевая, треугольная, растет на грядке, используется для варки супа.
Данную работу можно проводить как индивидуально, так и с
группой детей. После
выполнения задания дети могут обменяться картами и проверить правильность выполнения
задания
Через определенное время мы возвращаемся к данному заданию: все та же морковь, только
теперь задача усложняется. Так как дети среднего возраста еще не читают и не пишут, все
свои веточки мы должны изображать с помощью рисунков или иллюстраций из журналов,
которыми нас обеспечили родители.
Детям дается задание: Нарисовать или найти в журналах картинки ассоциации для данного
овоща и наклеить их на мини карту.
По данному проекту нами были составлены следующие интеллект карты:
«Продуктовый магазин»
«Полезные и вредные продукты»
«Овощи и фрукты»
«Где растет?»
При составлении ментальных карт в работе могут использоваться
такие виды детской
деятельности как рисование, аппликация, плоскостная лепка. Все это делает ребёнка более
активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного
мышления
Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в
памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше,
кроме
этого,
процесс
построения
интеллект
карт
делает
обучение
творческим
и
увлекательным.
В дальнейшем планирую использование ментальных карт в работе с родителями в качестве
закрепления пройденного материала с детьми. В этом направлении мною для родителей был
проведен мастер-класс по ознакомлению с данной образовательной методикой
Результат не заставил себя ждать.
Данный метод
основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Применение
ментальных карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира.
Использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию таких областей как:
коммуникация, познание и социализация.
Я считаю, что на сегодняшний день, данный метод является инновационным направлением в
работе с детьми дошкольного возраста.