Напоминание

Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе


Автор: Пудова Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №22 "Василек" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Мирнинский улус п. Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ментальных карт

в проектной деятельности с

дошкольниками»

Подготовила: Пудова Е.В. воспитатель

2023 г.

В последнее

время нашим детям приходится сталкиваться

с огромным

количеством

информации, которую необходимо запомнить. Как помочь дошкольникам справиться с этой

задачей. Как научить их не только думать и запоминать, но еще и творить, создавать новое.

Изучая различные инновационные методы в образовательной деятельности, я столкнулась с

методом планирования «ментальных карт». Этот метод показался мне интересным,

достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.

Для начала, что такое ментальные карты или, как их еще называют интеллект карты, карты

ума.

Ментальные карты - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи.

Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания

информации, принятия решений.

Метод интеллект карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном

Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную

организацию мышления.

«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит данный метод

В

мир

дошкольных

технологий,

интеллект

карты

пришли

благодаря

кандидату

педагогических наук В. М. Акименко.

Полезные свойства интеллект карт заключаются в её:

Наглядности.

Вся проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно

окинуть одним взглядом.

В привлекательности.

Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно,

но и приятно.

В запоминаемости.

Благодаря использованию образов и цвета интеллект карта легко запоминается.

В

творчестве

Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт", т.к она

стимулирует творческие способности ребенка , помогает найти нестандартные пути решения

задачи,

что

оказывает

влияние

на

художественно-эстетических

развитие.

В возможности пересмотра, обсуждения

Что влечет за собой развитию речи, мышления, воображения дошкольников. И как следствие

этому социально-коммуникативному развитию детей

В педагогической практике применяю интеллект карты в следующих направлениях:

В первом направлении решаются такие задачи как:

-создание ментальной карты в ходе обсуждения предмета или темы;

- пополнение активного и пассивного словаря, развитие процесса мышления, обобщение.

Во втором направлении выполняются следующие задачи:

-создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме, по проекту;

- развитие у детей умение выделять главную мысль,

- активизация словаря, повторение изученного,

И в третьем направлении достигаются такие задачи как:

-умение самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,

- развитие умения составлять распространенные предложения.

При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил и если их

соблюдать , то это существенно повысит эффективность карты памяти.

- главная тема помещается в центре;

- затем на веточках помещаются фразы или иллюстрации, которые отходят от главной темы к

периферии;

- карта может иметь несколько ответвлений и нести глубокий смысл

В нашей группе недавно прошел проект «Здоровое питание, залог процветания», где

первый раз мы попробовали создать интеллект карту.

Перед составлением карты ума, с детьми проводится дидактическая или сюж\ролевая игра по

теме проекта

Но прежде, чем начать работать в данном направлении, я придумала ознакомительные

интеллект карты для детей. Смысл данной карты состоит в том, что вначале мы знакомимся с

картой, изучаем ее, выполняем задание. Для этого в центр альбомного листа я поместила

главный объект для исследования. В каждый угол листа смысловые картинки, которые

обозначают цвет, форму, где растет, как используют.

Детям дается задание, соединить стрелочками главный объект с одной или несколькими

картинками в каждом углу.

Например: морковь –оранжевая, треугольная, растет на грядке, используется для варки супа.

Данную работу можно проводить как индивидуально, так и с

группой детей. После

выполнения задания дети могут обменяться картами и проверить правильность выполнения

задания

Через определенное время мы возвращаемся к данному заданию: все та же морковь, только

теперь задача усложняется. Так как дети среднего возраста еще не читают и не пишут, все

свои веточки мы должны изображать с помощью рисунков или иллюстраций из журналов,

которыми нас обеспечили родители.

Детям дается задание: Нарисовать или найти в журналах картинки ассоциации для данного

овоща и наклеить их на мини карту.

По данному проекту нами были составлены следующие интеллект карты:

«Продуктовый магазин»

«Полезные и вредные продукты»

«Овощи и фрукты»

«Где растет?»

При составлении ментальных карт в работе могут использоваться

такие виды детской

деятельности как рисование, аппликация, плоскостная лепка. Все это делает ребёнка более

активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного

мышления

Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в

памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше,

кроме

этого,

процесс

построения

интеллект

карт

делает

обучение

творческим

и

увлекательным.

В дальнейшем планирую использование ментальных карт в работе с родителями в качестве

закрепления пройденного материала с детьми. В этом направлении мною для родителей был

проведен мастер-класс по ознакомлению с данной образовательной методикой

Результат не заставил себя ждать.

Данный метод

основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Применение

ментальных карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира.

Использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию таких областей как:

коммуникация, познание и социализация.

Я считаю, что на сегодняшний день, данный метод является инновационным направлением в

работе с детьми дошкольного возраста.



В раздел образования