Напоминание

"Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения"


Автор: Лазаренко Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Никакая

самая

тщательная

работа

детского

сада

не

исключает

необходимости

домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель должен

помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит показать

родителям

индивидуальные

особенности

всех

сторон

речи

ребенка

(словаря,

грамматического

строя,

звукопроизношения)

и

наметить

общий

перспективный

план

коррекционной

работы.

Для

того

чтобы

наладить

систематические,

планомерные

индивидуальные

занятия

с

ребенком

и

привлечь

к

ним

родителей,

целесообразно

распределить

весь

учебный

материал

по

трем

направлениям:

во спитание

произносительных

навыков,

формирование

словаря,

формирование

грамматических

умений

и

навыков.

Соответственно

этим

направлениям

воспитатель

оформляет

три

тетради. В первой тетради дается материал по развитию правильного звукопроизношения;

во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой

структуры

слова;

в

третьей

по

развитию

фразовой

речи

и

ее

грамматическому

оформлению.

Не с каждым ребенком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это

зависит

от

тяжести

нарушения

речи.

Например,

если

ребенок

страдает

дислалией,

преимущественное

внимание

уделяется

формированию

звукопроизношения,

и

в

этом

случае будет достаточно одной тетради.

Внутри

каждого

направления

в

зависимости

от

вида

нарушения

речи,

психологических

особенностей

ребенка

(внимания,

памяти)

и

особенностей

его

эмоционально-волевой

сферы

могут

быть

выделены

различные

разделы.

Так,

при

нарушении

звукопроизношения

(первое

направление)

коррекционная

работа

может

состоять из следующих разделов: развитие мимической мускулатуры, развитие мелкой

моторики

рук,

развитие

артикуляционного

аппарата,

отработка

опорных

звуков,

постановка нарушенного звука и его автоматизация и др.

Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал

по

программе

детского

сада:

слова,

обозначающие

предметы;

слова,

обозначающие

качества и свойства предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом

необходимо предусматривать разную степень их сложности и вначале использовать слова,

состоящие только из открытых слогов (муха, кубики), а затем последовательно вводить

слова с закрытыми слогами (петух, малыш), слова со стечением согласных в середине

слова (кофта, конфета), слова со стечением согласных и с закрытыми слогами (стакан).

Третье направление состоит из следующих разделов: связь слов в предложении

(управление, согласование), предложные конструкции и др.

Поскольку

по

всем

указанным

направлениям

и

разделам

работа

ведется

одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый

раздел. Внутри разделов материал организуется последовательно, с учетом основных

дидактических принципов: доступности, наглядности и др.

Чтобы

ребенку

и

родителям

было

легче

ориентироваться

в

тетрадях,

целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной

книге,

и

делая

соответствующие

надписи,

а

для

ребенка

маленький

рисунок,

по

которому он сможет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения

материал.

Так,

на

первой

странице

раздела

«Развитие

мимической

мускулатуры»

изображается лицо, раздела «Развитие мелкой моторики рук» — кисть руки и т. д.

Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ребенка готовые картинки,

а

рисовал

их

с

одновременным

комментированием.

Например,

рисуя

дом,

взрослый

говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно, вот и

нарисовали

домик».

Таким

образом,

рисунок

создается

в

определенной

последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей,

страдающих алалией, и коррекции речи заикающихся детей.

Если рисунки задаются на

дом, родители, не умеющие рисовать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок

из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует

развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности.

Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет.

Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка

правильной

речи.

Индивидуальность

определяется

последовательностью

прохождения

разделов

и

объемом

материала

в

каждом

из

них.

Правильно

оформляя

тетради,

воспитатель

дает

родителям

возможность

составить

представление

об

общем

плане

работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что

— только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это

связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация

материала

способствует

осознанию

взаимосвязи

и

взаимозависимости

всех

разделов

работы.

Поскольку

наиболее

частыми

нарушениями

речи

у

детей

являются

дефекты

звукопроизношения,

воспитатель

должен

уделять

данному

направлению

работы

наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.

Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный

аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает

родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует

обращать особое внимание.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме

игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок

мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования,

которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений,

равномерное участие в них левой и правой половины языка и т. д.

Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная

группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.

Всю

работу

по

формированию

правильного

звукопроизношения

родители

согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих

затруднениях.

Если ребенок нуждается в

логопедической коррекции, то воспитатель может

оказать помощь родителям. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их

внимание на следующее:

надо

выбрать

комплекс

упражнений

для

усвоения

тех

звуков,

которые

неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков,

можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и

сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;

у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это

вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не

должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо

подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу,

напомнив, что когда-то это тоже не получалось;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в

какой они даны в пособии.

Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить

его в речь, т.е. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой

речи.

Большие

возможности

по

формированию

правильного

звукопроизношения

у

родителей имеются в процессе приобщения ребенка к миру искусства.

Первые шаги в

мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важно, чтобы ребенок

впитывает

в

себя

мелодии

и

ритмы

народных

песен

и

стихов,

колыбельные

песни,

потешки,

пестушки,

потягушки,

прибаутки,

приговорки,

заклички,

скороговорки,

считалки, детские книги.

Воспитатель может рекомендовать родителям произведения

фольклора и игры, соответствующие возрасту детей и их речевым возможностям. Также

он может посоветовать выбрать книги, которые ребенок будет с интересом и охотой

слушать,

захочет

рассказать

о

ней

своим

друзьям

и

знакомым.

Для

того,

чтобы

познакомить

родителей

с

приемами

педагогической

работы,

обратить

внимание

на

особенности речевого общения с детьми, воспитатель может пригласить родителей на

свои практические занятия.

Проводя беседы и консультации, воспитатель должен объяснять родителям, что их

речь для ребенка является образцом для подражания. Поэтому она должна быть ясной,

внятной

и

неторопливой.

Именно

в

таком

общении

ребенок

учится

вслушиваться

в

звучащие

слова,

обращает

внимание

на

их

разное

звучание,

постигает

смысл

прослушанного. Важно развивать у малышей фонематический слух, это поможет им

отличать

правильное

произношение

звука

от

неверного,

а

также

дифференцировать

различные звуки родного языка.

Таким

образом,

воспитатель

является

главным

помощником

и

партнером

родителей в работе по формированию у детей правильного звукопроизношения. Для этого

он может использовать такие

формы работы, как беседы, консультации, домашние

задания, практические занятия. Сотрудничество воспитателя с родителями обязательно

даст положительные результаты в развитии речи детей и, в частности, их правильного и

своевременного звукопроизношения.



В раздел образования