Автор: Лазаренко Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Никакая
самая
тщательная
работа
детского
сада
не
исключает
необходимости
домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель должен
помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит показать
родителям
индивидуальные
особенности
всех
сторон
речи
ребенка
(словаря,
грамматического
строя,
звукопроизношения)
и
наметить
общий
перспективный
план
коррекционной
работы.
Для
того
чтобы
наладить
систематические,
планомерные
индивидуальные
занятия
с
ребенком
и
привлечь
к
ним
родителей,
целесообразно
распределить
весь
учебный
материал
по
трем
направлениям:
во спитание
произносительных
навыков,
формирование
словаря,
формирование
грамматических
умений
и
навыков.
Соответственно
этим
направлениям
воспитатель
оформляет
три
тетради. В первой тетради дается материал по развитию правильного звукопроизношения;
во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой
структуры
слова;
в
третьей
—
по
развитию
фразовой
речи
и
ее
грамматическому
оформлению.
Не с каждым ребенком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это
зависит
от
тяжести
нарушения
речи.
Например,
если
ребенок
страдает
дислалией,
преимущественное
внимание
уделяется
формированию
звукопроизношения,
и
в
этом
случае будет достаточно одной тетради.
Внутри
каждого
направления
в
зависимости
от
вида
нарушения
речи,
психологических
особенностей
ребенка
(внимания,
памяти)
и
особенностей
его
эмоционально-волевой
сферы
могут
быть
выделены
различные
разделы.
Так,
при
нарушении
звукопроизношения
(первое
направление)
коррекционная
работа
может
состоять из следующих разделов: развитие мимической мускулатуры, развитие мелкой
моторики
рук,
развитие
артикуляционного
аппарата,
отработка
опорных
звуков,
постановка нарушенного звука и его автоматизация и др.
Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал
по
программе
детского
сада:
слова,
обозначающие
предметы;
слова,
обозначающие
качества и свойства предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом
необходимо предусматривать разную степень их сложности и вначале использовать слова,
состоящие только из открытых слогов (муха, кубики), а затем последовательно вводить
слова с закрытыми слогами (петух, малыш), слова со стечением согласных в середине
слова (кофта, конфета), слова со стечением согласных и с закрытыми слогами (стакан).
Третье направление состоит из следующих разделов: связь слов в предложении
(управление, согласование), предложные конструкции и др.
Поскольку
по
всем
указанным
направлениям
и
разделам
работа
ведется
одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый
раздел. Внутри разделов материал организуется последовательно, с учетом основных
дидактических принципов: доступности, наглядности и др.
Чтобы
ребенку
и
родителям
было
легче
ориентироваться
в
тетрадях,
целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной
книге,
и
делая
соответствующие
надписи,
а
для
ребенка
—
маленький
рисунок,
по
которому он сможет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения
материал.
Так,
на
первой
странице
раздела
«Развитие
мимической
мускулатуры»
изображается лицо, раздела «Развитие мелкой моторики рук» — кисть руки и т. д.
Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ребенка готовые картинки,
а
рисовал
их
с
одновременным
комментированием.
Например,
рисуя
дом,
взрослый
говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно, вот и
нарисовали
домик».
Таким
образом,
рисунок
создается
в
определенной
последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей,
страдающих алалией, и коррекции речи заикающихся детей.
Если рисунки задаются на
дом, родители, не умеющие рисовать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок
из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует
развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности.
Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет.
Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка
правильной
речи.
Индивидуальность
определяется
последовательностью
прохождения
разделов
и
объемом
материала
в
каждом
из
них.
Правильно
оформляя
тетради,
воспитатель
дает
родителям
возможность
составить
представление
об
общем
плане
работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что
— только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это
связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация
материала
способствует
осознанию
взаимосвязи
и
взаимозависимости
всех
разделов
работы.
Поскольку
наиболее
частыми
нарушениями
речи
у
детей
являются
дефекты
звукопроизношения,
воспитатель
должен
уделять
данному
направлению
работы
наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.
Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный
аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает
родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует
обращать особое внимание.
Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме
игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок
мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования,
которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений,
равномерное участие в них левой и правой половины языка и т. д.
Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная
группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.
Всю
работу
по
формированию
правильного
звукопроизношения
родители
согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих
затруднениях.
Если ребенок нуждается в
логопедической коррекции, то воспитатель может
оказать помощь родителям. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их
внимание на следующее:
надо
выбрать
комплекс
упражнений
для
усвоения
тех
звуков,
которые
неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков,
можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и
сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;
у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это
вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не
должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо
подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу,
напомнив, что когда-то это тоже не получалось;
выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в
какой они даны в пособии.
Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить
его в речь, т.е. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой
речи.
Большие
возможности
по
формированию
правильного
звукопроизношения
у
родителей имеются в процессе приобщения ребенка к миру искусства.
Первые шаги в
мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важно, чтобы ребенок
впитывает
в
себя
мелодии
и
ритмы
народных
песен
и
стихов,
колыбельные
песни,
потешки,
пестушки,
потягушки,
прибаутки,
приговорки,
заклички,
скороговорки,
считалки, детские книги.
Воспитатель может рекомендовать родителям произведения
фольклора и игры, соответствующие возрасту детей и их речевым возможностям. Также
он может посоветовать выбрать книги, которые ребенок будет с интересом и охотой
слушать,
захочет
рассказать
о
ней
своим
друзьям
и
знакомым.
Для
того,
чтобы
познакомить
родителей
с
приемами
педагогической
работы,
обратить
внимание
на
особенности речевого общения с детьми, воспитатель может пригласить родителей на
свои практические занятия.
Проводя беседы и консультации, воспитатель должен объяснять родителям, что их
речь для ребенка является образцом для подражания. Поэтому она должна быть ясной,
внятной
и
неторопливой.
Именно
в
таком
общении
ребенок
учится
вслушиваться
в
звучащие
слова,
обращает
внимание
на
их
разное
звучание,
постигает
смысл
прослушанного. Важно развивать у малышей фонематический слух, это поможет им
отличать
правильное
произношение
звука
от
неверного,
а
также
дифференцировать
различные звуки родного языка.
Таким
образом,
воспитатель
является
главным
помощником
и
партнером
родителей в работе по формированию у детей правильного звукопроизношения. Для этого
он может использовать такие
формы работы, как беседы, консультации, домашние
задания, практические занятия. Сотрудничество воспитателя с родителями обязательно
даст положительные результаты в развитии речи детей и, в частности, их правильного и
своевременного звукопроизношения.