Автор: Белова Елена Дисановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 40
Населённый пункт: г.Киселевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Народная игра как средство многостороннего воспитания личности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Народная игра как средство многостороннего воспитания личности ребенка.
В настоящее время в дошкольной образовательной практике все активнее
используется народная игра. Она признается ценнейшим средством многостороннего
воспитания личности ребенка. К. Д. Ушинский считал народные игры наиболее
доступным материалом, который понятен детям благодаря близости их сюжетов и
образов детскому воображению, который активизирует их самостоятельность и
активность.
Ценность народной игры неоспорима в сфере музыкального развития
дошкольников. Народный музыкальный фольклор (песни, потешки, прибаутки и т. д.)
эмоционально окрашивает игровые действия детей; их простая для восприятия и
исполнения мелодия способствует сосредоточению внимания на выразительности
интонаций, ритмических рисунков. Понимание дошкольником музыкально-игровой
задачи способствует быстроте реакций на звуковые комплексы, а, следовательно,
активизируются музыкальное восприятие, процессы воображения и мышления,
развивается эмоциональная сфера, воспитываются эстетические чувства.
Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности; это способ
переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого
проявления особенностей мышления и воображения, эмоциональности и активности,
развития потребности в общении. Игра способствует решению образовательных,
развивающих и воспитательных задач.
Народная игра – это исторически сложившееся общественное явление,
представляющее собой самостоятельный вид деятельности, который имеет устойчивые
характеристики, типичные для данного народа и отражающие национальное сознание.
Народная игра занимает важное место в образовательном процессе. Феномен народной
игры заключается в том, что она, будучи развлечением, отдыхом, тесным образом
связана со всеми видами деятельности ребенка.
Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд,
представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,
творческую выдумку и находчивость, волю, стремление к победе.
Поэтому народные игры являются частью патриотического, эстетического
воспитания детей. Через народную игру формируется устойчивое, заинтересованное,
уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально
положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее
культуре и наследию. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны
и доступны детям.
Игра как средство социализации, является подготовкой, репетицией к будущей
взрослой жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и
развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое
значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто
сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками,
жеребьевками, потешками, что положительно сказывается на психическом здоровье
детей.
Использование русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста
направлены на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его
историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Игра позволяет развить индивидуальные творческие способности дошкольников, их
игровые навыки, артистизм, учит
анализировать и понимать органическую
целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных
ориентиров, позволяет детям получать и дополнительную информацию.
Народные игры, хороводы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для
освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям
детей этого возраста: обладают эмоциональной
насыщенностью
и способны
активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того,
как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Правильно организованные подвижные народные игры оказывают благотворное
влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной
системы. На формирование правильной осанки детей .
Таким образом, народная игра развивает мышление и речь, наблюдательность и
память,
воображение
и коммуникативные
навыки; учит управлять эмоциями,
контролировать и позитивно использовать
агрессивность; позволяет
усвоить
социальный опыт взрослых, овладеть многими навыками этнического происхождения;
приобщает к доступным формам трудовой деятельности; воспитывает дружелюбие и
чувство справедливости;
тренирует физическую выносливость и самообладание,
настойчивость и терпение; закаляет волю.