Автор: Чёрная Елена Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Читательская грамотность на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Автор Чёрная Елена Петровна,
учитель английского языка,
МБОУ Лицей №113 г. Новосибирска
Читательская грамотность на уроках английского языка
В нынешний век информационных технологий роль книги изменилась и к
сожаленью, чтение не популярное времяпрепровождение у современных
детей. Они предпочитают книге компьютерные игры и телевидение. Можно с
уверенностью сказать, что школьники не любят и не хотят читать. И как
результат-есть определенные проблемы в формировании грамотности
чтения. Поэтому формирование функциональной грамотности школьников
очень актуально.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной
грамотности. Любое задание, которое получает обучающийся, нужно сначала
ПРОЧИТАТЬ.
В направлении развития читательской грамотности работают все школы
страны, готовя обучающихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты,
размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности.
Для формирования и развития читательской грамотности обучающиеся
работают с разными видами текстов:
Сплошные (линейные)
Несплошные (нелинейные)
Смешанные
Составные
Обучающиеся учатся:
Различать сплошные и несплошные тексты
Извлекать информацию из несплошных текстов
Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и
наоборот
Самостоятельно создавать несплошные тексты
Оценивать полученную информацию
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития
читательской грамотности.
С 1 сентября 2022 года обучающиеся 5-х классов начали обучение по
обновленному ФГОС ООО, в котором формированию и развитию
функциональной грамотности отводится особое место. В УМК Spotlight -5
(Английский в фокусе. 5 класс) предлагается большое количество заданий,
формирующих читательскую грамотность обучающихся.
Рассмотрим, как реализуется умение интегрировать и интерпретировать
текст в данном УМК.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в
тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Задание 1:
Прочитай текст и дополни план дома.
Формируется умение соотносить визуальное изображение с вербальным
текстом; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в
другую.
Задание 2:
Прочитай рекламу. Представь, что ты турагент. Предложи отдых клиенту
исходя из рекламы. Составь диалог по образцу.
Клиент: I’d like to travel abroad.
Турагент: Why don’t you go to the Himalayas?
Клиент: The Himalayas? What can I do there?
Турагент:………
Формируется умение извлекать из нелинейного текста информацию и
трансформировать ее в линейный.
Задание 3:
Прочитай и посмотри на расписание и найди кабинет для каждого предмета
Формируется умение извлекать информацию из нелинейного текста
(расписания уроков) и трансформировать в линейный.
a) распознавание
элементов текста;
b) установление связей и/
или отношений между
элементами текста;
c) анализ вербальных и
невербальных элементов
текста с целью
целостного
восприятия текста
Алгоритм работы с нелинейными текстами:
1) распознавание нелинейного текста
2) установление связей и соотношений между элементами
3) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного
восприятия текста
4) понимание содержания отдельных элементов и всего текста
5) интерпретация текста (ответы на вопросы, составление предложений по
заданию…)
6) преобразование текста (создание собственного нелинейного текста –
например: свое расписание уроков)
Анализ заданий УМК Spotlight 5 (Английский в фокусе. 5 класс)
показал, что данный учебник содержит упражнения на развитие умений
читательской грамотности. Предлагаемые авторами задания помогают мне,
как учителю, достичь практических, образовательных, воспитательных и
развивающих целей, которые сегодня стоят перед школой.
Целенаправленное развитие компетенций, входящих в состав читательской
грамотности, а также кропотливый отбор заданий соответствующего уровня
и последующая организация деятельности школьников будут способствовать
повышению общего уровня читательской грамотности обучающихся
.
Список литературы:
Ваулина Ю.Е., Дули Д, Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык 5 класс.
Учебное издание. Серия Английский в фокусе. // М.:Express
Publishing:
Просвещение,2022 -164 с
Гостева, Ю.Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как
компонента функциональной грамотности/ Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова,
Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная
педагогика. - 2019 - № 4 – С.34–57.
Лытаева, М., Трешина И. Возможности использования подходов к оценке
читательской грамотности в исследовании PISA для разработки КИМ по
иностранным языкам/ М. Лытаева, И. Трешина//Педагогические измерения. –
2020 - №2. – С. 29–38.