Напоминание

Читательская грамотность на уроках английского языка


Автор: Чёрная Елена Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Читательская грамотность на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Автор Чёрная Елена Петровна,

учитель английского языка,

МБОУ Лицей №113 г. Новосибирска

Читательская грамотность на уроках английского языка

В нынешний век информационных технологий роль книги изменилась и к

сожаленью, чтение не популярное времяпрепровождение у современных

детей. Они предпочитают книге компьютерные игры и телевидение. Можно с

уверенностью сказать, что школьники не любят и не хотят читать. И как

результат-есть определенные проблемы в формировании грамотности

чтения. Поэтому формирование функциональной грамотности школьников

очень актуально.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной

грамотности. Любое задание, которое получает обучающийся, нужно сначала

ПРОЧИТАТЬ.

В направлении развития читательской грамотности работают все школы

страны, готовя обучающихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты,

размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности.

Для формирования и развития читательской грамотности обучающиеся

работают с разными видами текстов:

Сплошные (линейные)

Несплошные (нелинейные)

Смешанные

Составные

Обучающиеся учатся:

Различать сплошные и несплошные тексты

Извлекать информацию из несплошных текстов

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и

наоборот

Самостоятельно создавать несплошные тексты

Оценивать полученную информацию

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития

читательской грамотности.

С 1 сентября 2022 года обучающиеся 5-х классов начали обучение по

обновленному ФГОС ООО, в котором формированию и развитию

функциональной грамотности отводится особое место. В УМК Spotlight -5

(Английский в фокусе. 5 класс) предлагается большое количество заданий,

формирующих читательскую грамотность обучающихся.

Рассмотрим, как реализуется умение интегрировать и интерпретировать

текст в данном УМК.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:

формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять

заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в

тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Задание 1:

Прочитай текст и дополни план дома.

Формируется умение соотносить визуальное изображение с вербальным

текстом; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в

другую.

Задание 2:

Прочитай рекламу. Представь, что ты турагент. Предложи отдых клиенту

исходя из рекламы. Составь диалог по образцу.

Клиент: I’d like to travel abroad.

Турагент: Why don’t you go to the Himalayas?

Клиент: The Himalayas? What can I do there?

Турагент:………

Формируется умение извлекать из нелинейного текста информацию и

трансформировать ее в линейный.

Задание 3:

Прочитай и посмотри на расписание и найди кабинет для каждого предмета

Формируется умение извлекать информацию из нелинейного текста

(расписания уроков) и трансформировать в линейный.

a) распознавание

элементов текста;

b) установление связей и/

или отношений между

элементами текста;

c) анализ вербальных и

невербальных элементов

текста с целью

целостного

восприятия текста

Алгоритм работы с нелинейными текстами:

1) распознавание нелинейного текста

2) установление связей и соотношений между элементами

3) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного

восприятия текста

4) понимание содержания отдельных элементов и всего текста

5) интерпретация текста (ответы на вопросы, составление предложений по

заданию…)

6) преобразование текста (создание собственного нелинейного текста –

например: свое расписание уроков)

Анализ заданий УМК Spotlight 5 (Английский в фокусе. 5 класс)

показал, что данный учебник содержит упражнения на развитие умений

читательской грамотности. Предлагаемые авторами задания помогают мне,

как учителю, достичь практических, образовательных, воспитательных и

развивающих целей, которые сегодня стоят перед школой.

Целенаправленное развитие компетенций, входящих в состав читательской

грамотности, а также кропотливый отбор заданий соответствующего уровня

и последующая организация деятельности школьников будут способствовать

повышению общего уровня читательской грамотности обучающихся

.

Список литературы:

Ваулина Ю.Е., Дули Д, Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык 5 класс.

Учебное издание. Серия Английский в фокусе. // М.:Express

Publishing:

Просвещение,2022 -164 с

Гостева, Ю.Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как

компонента функциональной грамотности/ Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова,

Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная

педагогика. - 2019 - № 4 – С.34–57.

Лытаева, М., Трешина И. Возможности использования подходов к оценке

читательской грамотности в исследовании PISA для разработки КИМ по

иностранным языкам/ М. Лытаева, И. Трешина//Педагогические измерения. –

2020 - №2. – С. 29–38.



В раздел образования