Напоминание

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе


Автор: Ирина Борисовна Комарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова»
Населённый пункт: г.Елизово Камчатский край
Наименование материала: Технология проблемного обучения
Тема: Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Технология проблемного обучения.

Из опыта работы.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального

образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика,

формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких

учебных

умений,

которые

позволят

ему

успешно

продолжить

своё

образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные

пути решения учебных проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот

основные

ориентиры

современного

школьного

обучения.

Проблемное

обучение — это такая организация педагогического процесса, когда ученик

систематически включается учителем в поиск решения новых для него

проблем.

Уровни проблемного обучения:

1.Усмотрение проблемы самими учащимися.

2.Проблема создается учителем, решение – самостоятельно учеником.

3.Учитель создает проблему, учащиеся включаются в ее разрешение.

4.Учитель сам ставит проблему и решает её.

Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником

невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее

затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний

Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании,

приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального

затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.

У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях

Осознав

недостаточности

ранее

усвоенных

знаний,

и

пережив

состояние

интеллектуального

затруднения.

Ученик

строит

предварительные гипотезы разрешения проблемы.

Проверка

гипотез

приводит

к

тому,

что

ситуация

становится

проблемой

Признаки учебной проблемы:

1.Отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации

знания.

2.Отсутствие достаточного опыта.

3.Осознание учеником противоречивости ситуации.

Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания

продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях

а) избыточные данные;

б) недостающие данные;

в) неверные данные;

г) альтернативные данные.

Проблемная технология содержит три главных компонента:

потребность учащегося в новом знании или способе действия

("хочу узнать..., научиться...")

неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту

педагогических целей урока

известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога),

усвоенные в ходе предшествующей учебы

Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности,

в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие

закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм

приобретения новых знаний о действительности.

Модель организации учебного процесса «обучение через открытие»

строится на реализации принципа проблемности в обучении.

Принцип проблемности реализуется:

— как в содержании учебного предмета;

— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном

процессе.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему

связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемная

ситуация

состояние

интеллектуального

затруднения,

которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню

проблемности,

по

виду

«рассогласования»

информации,

по

другим

методическим особенностям. «Мышление начинается с проблемной

ситуации». С. Л. Рубинштейн.

Технологические

приемы

организации

учебного процесса.

Как создать?

а) в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную

ситуацию;

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии

исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия

учеником как проблемы;

в)

сформулировать

задачу

продуктивного

(или

творческого)

типа,

вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Усвоение нового материала

1. Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на

уроке.

2. Обеспечить максимальную самостоятельность учеников.

3. Обеспечения дифференцированного подхода к обучению.

4.

Оказывать помощь в решении

проблемной задачи следует

индивидуально.

5.

В новом задании должны проявляться

некоторые элементы

актуализированных знаний.

Практическая работа

1.

Задание

выбирается

соответственно,

требованиям

учебной

программы.

2. Процесс должен включать новые способы действия.

3. Определить содержание и форму инструктажа.

4.

Обеспечить сознательное выполнение каждой из операции

действия.

Заключительная часть урока

1. Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер,

способствовать развитию вариативности.

2. Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками.

3.В конце урока преподаватель должен подвести итог.

Рефлексия

Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной

деятельности

нарисуй настроение на листочке;

поднимись на горку;

наполни ведро знаний;

собери букет;

расшифруй слово и прочитай; и т.д.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

более качественное усвоение знаний

мощное развитие интеллекта, творческих способностей

воспитание активной личности.

Результативность применения в учебном процессе можно оценить с

помощью критериев:

а)

наличие у ученика положительного мотива к деятельности в

проблемной ситуации

("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли

разрешить эту ситуацию...),

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-

волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно,

могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

в) переживание учащимися субъективного открытия:

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел

закон..."),

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне

будут эти знания нужны..."),

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных

ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения,

проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Бернард Шоу утверждал:

«Единственный путь, ведущий к знанию,-это деятельность. Чтобы знания

становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках

интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия

и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять.

Задача учителя – создать для этого все условия».



В раздел образования