Автор: Михайличенко Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №27"
Населённый пункт: БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре как средство повышения эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре как
средство повышения эффективности физкультурно – оздоровительной работы в
ДОУ».
Ю.Н. Михайличенко
Воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п Разумное»
Белгородского района Белгородской области.
В настоящее время огромную тревогу вызывает тот факт, что всего около 5 - 6%
дошкольников
можно
назвать
абсолютно
здоровыми,
26%
имеют
хронические
заболевания, остальные – ослабленное здоровье. В связи с этим необходимо усилить
физкультурно – оздоровительную работу в ДОУ.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении,
является
рациональность
организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре, для
повышения физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи воспитателя:
1. Ежедневное проведение утренней гимнастики, как средства тренировки и закаливания
организма, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, прогулки –
походы, физкультминутки на занятиях.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно проходить через
организованные формы обучения, такие как:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игровая деятельность
- Совместная деятельность
- Развлечения и досуги
- Двигательная активность
Взаимодействие воспитателя и инструктора в процессе физкультурно-
оздоровительной работы заключается в том, что воспитатель присутствует на физкультуре
и является помощником для инструктора, но за успешное выполнение всех задач
образовательной программы отвечает воспитатель.
Существуют разные способы организации детей во время проведения занятия:
фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. Так как мы работаем
сейчас в режиме дежурных групп, а дети в группах разного возраста, то сейчас особенно
необходима помощь воспитателя.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми
детьми, а инструктор и воспитатель следят за качеством выполнения упражнений,
осанкой. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и
обеспечения большей активности детей.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из
которых выполняет свое задание. Инструктор по физической культуре занимается с одной
группой, а воспитатель с другой. Этот способ требует от детей самостоятельности,
сознательного и ответственного выполнения задания.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым
занимающимся самостоятельно. Это позволяет обратить внимание каждого ребенка на
качество движения; значит, задача инструктора и воспитателя – помочь ему увидеть
основные недостатки, а при необходимости – быть рядом с ребенком.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику
проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих
упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки
на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по
физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми
в индивидуальной работе.
Так же воспитатель
обеспечивает безопасность, подстраховку
при выполнении упражнений детьми (н-р ходьба по мостикам, выполнение упражнений
на гимнастической лестнице, гимнастических снарядах и т. п.). По сути, педагог является
ассистентом инструктора по физкультуре.
Немало важно и то, что присутствие воспитателя на физкультуре, даёт
представление и знание программного содержания непосредственной образовательной
деятельности физкультуры, с целью совершенствования навыков детей в режимных
моментах и совместной деятельности, при проведении коррекционной работы с детьми,
имеющими низкие показатели физического развития. Коррекционная работа
прописывается в планировании календарного плана.
Педагог контролирует щадящий режим для детей, пришедших после болезни.
Сообщает о таких детях инструктору по физической культуре.
Между тем, воспитатель, так же, является связующим звеном между инструктором и
родителями (проводит с ними беседы по рекомендациям инструктора по физической
культуре,
дает
консультации,
предлагает
разнообразные
домашние
задания,
индивидуально для каждого ребенка). Воспитатель, вместе с инструктором привлекает
родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что
успехов
в
укреплении
здоровья
детей,
их
полноценном
развитии,
повышении
двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического
воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и
родителей.
Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по
физической культуре.
В следующих формах двигательной деятельности:
утренняя
гимнастика; занятия физической культурой в помещении и на воздухе; физкультурные
минутки; подвижные игры; спортивные упражнения; ритмическая гимнастика.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление
здоровья и всестороннее физическое развитие детей. При этом важна согласованность
действий педагогов и специалистов.
К педагогу предъявляются следующие требования:
1.
Обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это
позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет
включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
2.
Знание программы, в соответствии с которой претворяет на практике физическое
совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).
3.
При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на
данных методических материалов.
4.
Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими
упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение
занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).
5.
Использует средства физической культуры для воспитания нравственных
(морально-волевых) качеств у своих воспитанников.
6.
Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.
7.
Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.
8.
Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
9.
Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в
режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между
занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).
10.
Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.
11.
Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на
прогулке.
12.
Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности
в двигательной деятельности.
13. Перед физкультурным занятием, воспитатель прослеживает за спортивной одеждой
детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не
находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого
ребёнка до самого низкого.
После совместного проведения занятия по физическому развитию деятельность
воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет
С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и
прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре,
воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении
программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных
дошкольников.
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, воспитателя и
инструктора по физической культуре.
Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а
значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Список используемой литературы
1. Байкова, Г. Ю, Моргачева, В. А. Реализация образовательной области «Физическое
развитие»]// Волгоград: Учитель, 2015г.
2. Горбатенко, О. Ф, Кардаильская, Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в
ДОУ // Волгоград: Учитель, 2008г
3. Синягина Н. Ю Как сохранить и укрепить здоровье детей // Владос, 2004г.
4. Яковлева Л. В, Юдина Р. А Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет Владос,
2003г.