Автор: Сотникова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ ЦСПСиД "Семья"
Населённый пункт: С.Белый Колодец
Наименование материала: Статья
Тема: "Театр - Сказочный мир"
Раздел: дошкольное образование
"Театр – Сказочный мир!"
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра
вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков.
Театр –благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в
этом действие найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету,
художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны,
именуемой театр.
Выражение “сказочный мир детства” – не пустые слова. В жизни ребенка с
самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями,
превращениями и волшебными предметами.
Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со
сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может
раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся
образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к
такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через
театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры – драматизации;
- игры – представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские
народные сказки, потешки. Они несут в себе активизирующее воздействие на
речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют
лексико—образную функцию, формируют языковую культуру личности,
активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Развиваются основные языковые функции — экспрессивная (вербально
образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению,
пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что
применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо
—коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них
неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски,
звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются
вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ,
малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность
театрализованных игр дают возможность использовать их в целях
всестороннего воспитания личности.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со
словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени, спросившего его: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью
жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
- С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
- Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за
шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно
четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной
артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).
Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать
труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из—под простокваши.
Король – орел, орел— король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Дед Данил дыню делил:
Дольку – Диме, дольку Дине.
Водовоз вез воду из водопровода.
У осы не усы, не усища, а усики.
Лежит ежик у елки, а у ежа иголки.
Волки рыщут – пищу ищут.
Игры- импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З.
Александрова «Елочка»;
К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова « На машине»;
В.Чарушин «Утка с
утятами» )
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая
мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Как живешь?
Ход игры.
- Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
- А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
- Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно
ногами.
- Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
- Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
-Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
- Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
- А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение
людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше
начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для
этого не требуется особых наблюдений.
Игра—имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети
проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация
основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались:
улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и
содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети
смогут использовать в повседневной жизни.