Автор: Наталья Григорьевна Паврозник
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №112" г.Барнаул
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Опыт формирования ключевых умений учащихся основной школы».
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
«Опыт формирования ключевых умений учащихся основной школы».
Автор - Паврозник Н.Г. учитель истории, МБОУ «Лицей №112», г. Барнаул
Целью школьного исторического образования на современном этапе является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике.
Данная цель предполагает формирование у школьников целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада
каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Одной из задач изучения учебного предмета «История» является: — развитие способностей
учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях
и явлениях прошлого и настоящего. Рассматривать события в соответствии с принципом
историзма, в их динамике, во взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у
школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной
деятельности, в современном поликультурном, многоэтничном и многоконфессиональном
обществе.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях. Работая с информацией, школьники должны осуществлять анализ
учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности
и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
Предметными результатами должны стать умения:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и др.);
характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и
вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
Вместе с тем анализ результатов выполнения лицеистами заданий, связанных с работой с
текстами, показал, какие из наиболее типичных универсальных учебных умений у обучающихся
либо не сформированы, либо сформированы на низком уровне.
Так, например:
Ученики недостаточно владеют различными способами чтения: просмотровым
(ознакомительным), поисковым, регрессивным, прицельным (с ориентацией на отбор
информации);
Учащиеся затрудняются при работе с не сплошными (составными) текстами, включающими
различного рода «вставки»;
Школьникам сложно дать ответ в развернутой письменной форме, выявить авторскую
позицию, сформулировать и аргументировать собственную;
Учащиеся не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в
общую информационную картину текста;
Ученики невнимательны к деталям, порой весьма значительным.
Определяя условия, которые могли бы способствовать формированию информационной
компетенции учащихся, нужно обратить внимание на важную роль деятельностного подхода к
образованию, который проявляется и проверяется только в процессе выполнения определенным
образом составленного комплекса действий. А учебный материал по истории рассматривается
как база для формирования как универсальных умений и навыков, так и предметных: выделять
проблему, ставить задачу, намечать план её решения, реализовывать план, анализировать
полученные значения. Одним из способов формирования выше названных навыков является
решение информационных задач, которые составляются на основе текстов исторических
источников.
Примером использования такого способа является решение задачи «Смута в Московском
государстве» при изучении темы «Россия на рубеже XVI - XVII веков».
Урок «От Б. Годунова до М. Романова: лица и события»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок решения информационной задачи.
Цель: Создать условия для закрепления и систематизации знаний важнейших фактов данного
периода.
Задачи:
Раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов.
Формировать информационные умения и навыки: ориентироваться в структуре разного рода
текстов; извлекать из текста информацию, критически её оценивать; отбирать информацию для
выдвижения гипотезы, формировать доказательства; определять позицию автора;
реконструировать аргументы; выражать и обосновывать собственную позицию.
Воспитывать гордость за своих предков в трудных условиях отстоявших независимость Родины.
Оснащение: раздаточный материал: отрывок из работы историка С.Ф. Платонова «Очерки по
истории Смуты в Московском государстве» (для каждого ученика). Интерактивная доска Smart с
программой SmartNotebook, презентация урока.
Ход урока
I этап
Оргмомент
Целеполагание: учащимся предлагается ещё раз прочитать тему урока, подумать и сказать, чем
мы будем заниматься на уроке. Можно к теме урока добавить иллюстрацию штурма Москвы
ополченцами на интерактивной доске. Обычно этого достаточно, чтобы учащиеся пришли к
выводу, что на уроке мы ещё раз вспомним события и участников смуты.
II этап
Учитель подтверждает выводы учащихся, но говорит о том, что вспомним мы Смуту в ходе
решения задачи. При решении этой задачи необходимо извлечь из исторического текста как
можно больше информации.
Учитель раздает учащимся текст и вопросы к нему. Этот же текст появляется на интерактивной
доске.
III этап
Учащиеся читают текст и выполняют задания.
На этот этап обычно отводится 10-15 минут в зависимости от уровня обученности и обучаемости
учащихся.
IV этап
На данном этапе проверяется правильность выполнения заданий. Учащиеся по желанию выходят
к интерактивной доске и используя её функции дают ответы, остальные учащиеся и учитель
определяют их правильность.
1 задание: С чего началась Смута, по мнению С.Ф. Платонова? (деятельность: поисковое
регрессивное чтение, отбор необходимой информации)
Учащийся при помощи курсора подчеркивает синей линией необходимую фразу в тексте на
интерактивной доске.
Правильный ответ 1 балл «началась открытая Смута рядом боярских открытых интриг». Ребята
подтверждают или опровергают ответ, следующий щелчок по доске меняет цвет букв
правильной фразы и можно сравнить ответ учащихся и правильный ответ.
2 задание: На что были направлены боярские интриги, по мнению автора? (деятельность:
поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации)
Следующий учащийся подчеркивает необходимую фразу в тексте на интерактивной доске.
Правильный ответ 1 балл «… на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть, впоследствии -
престол». Вновь ответ ученика сравнивается с правильным.
3 задание: Чьим регентом был Б. Годунов, когда он был избран на царство и кем? (деятельность:
привлечение дополнительных знаний, аргументация).
Правильный ответ 3 балла.
а) Фёдора Ивановича, сына Ивана IV - 1 балл
б) 1598 год
в) Земским собором
Учащийся дает ответ, затем сравнивает свои ответы с ответом на интерактивной доске (открывая
шторку.
4 задание: О каких Дмитриях говорится в тексте? (деятельность: рефлексия на содержание,
аргументация, привлечение дополнительных знаний)
Правильный ответ 6 баллов.
а) в первом случае - о Лжедмитрии I (Григории Отрепьеве) – 2 балла
б) во втором случае – о Лжедмитрии II – 2 балла
в) царевич Дмитрий – сын Ивана IV, погибший в 1591 году – 2 балла
Один из учащихся дает ответ и открывает шторку на интерактивной доске, проверяет
правильность ответа.
5 задание: Каковы причины свержения Шуйского? Приведите цитату из текста (деятельность:
поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация).
Правильный ответ 2 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте на интерактивной
доске, озвучивает её.
«Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных
польским и шведским вмешательством».
Чтобы проверить правильность ответа, учитель щелкает курсором мыши по доске. Нужная
цитата меняет цвет. И можно установить совпала ли она с той, что подчеркнул ученик.
6 задание: Докажите цитатой из текста, что на борьбу против иностранной интервенции поднялся
весь русский народ (деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой
информации).
Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте. После щелчка по
доске правильный ответ меняет цвет букв.
«Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы,
до тех пор взаимно враждовавшие».
7 задание: Кто создал первое ополчение и какова его судьба? Приведите цитату из текста,
подтверждающую ваше мнение (деятельность поисковое регрессивное чтение, отбор
необходимой информации, привлечение дополнительных знаний, аргументация).
Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся отвечает, затем убирает шторку на интерактивной
доске и появляется правильный ответ.
а) Ляпунов – 1 балл
б) ополчение распалось после убийства Ляпунова – 1 балл
в) «Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе
представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды…» -
1 балл
Ответ ученика сопоставляют с ключом.
8 задание: Кто и когда освободил Москву от поляков. Подтвердите ваше мнение словами текста
(деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор информации, привлечение дополнительных
знаний).
Правильный ответ 4 балла.
а) нижегородское ополчение - 1 балл
б) во главе с Мининым и Пожарским – 1 балл
в) в октябре 1612 года – 1 балл
г) «создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва …» - 1 балл
После ответа ученик убирает шторку и сравнивает свой ответ с ключом.
V этап
После завершения работы над заданиями и проверки результатов наступает один из самых
ответственных и значимых этапов работы – детальный анализ правильных и, главное ошибочных
ответов. Для обсуждения предлагаются вопросы:
На какие задания даны верные ответы и почему?
Что сделано неверно и почему?
Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?
Почему выстроили неверное умозаключение?
На что не обратили внимания при чтении?
VI этап
Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учащихся. Д/з – составить кроссворд по данной
теме.
Если позволит время урока, можно провести викторину «Лица Смутного времени».
Пользуясь предложенной ниже шкалой, можно определить примерный уровень грамотности
чтения учащихся.
Уровень грамотности чтения (% набранных баллов при решении задачи)
Высокий (100-75%)
Средний (74-50 %)
Нижний (49 % и менее)
Надо отметить, что учащиеся с большим желанием и интересом воспринимают такую форму
работы. По их отзывам, при выполнении заданий в форме учебных задач они учатся работать
самостоятельно, вдумчиво, чувствуют себя исследователями.
Важно также и то, что работа с информационными задачами и последующая рефлексия на
основе их решения способствуют развитию у учеников важнейших логических приемов
мышления; анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения,
классификации, что интенсивно влияет в целом на уровень интеллектуального развития
личности.
Результативность данной методики можно отследить на основе предложенной выше шкалы.
1 задача «Смута в Московском государстве»
2 задача «Петр I в Кенигсберге»
Уровень грамотности чтения
1 задача
Уровень
7а
7б
7в
7г
7д
Итого
Высокий
5
4
6
3
4
22
Средний
14
17
13
19
20
83
Нижний
7
6
6
5
-
24
2 задача
Уровень
7а
7б
7в
7г
7д
Итого
Высокий
10
7
11
5
9
42
Средний
15
15
13
16
15
74
Нижний
1
5
1
6
-
13
Динамика: при решении 1 задачи 24 ученика находились на нижнем уровне грамотности чтения,
а при решении 2 задачи только 13 учеников. Увеличилось число учеников вышедших на высокий
уровень грамотности чтения с 22 до 42.
Универсальные и предметные умения, формируемые при решении информационных задач,
чрезвычайно актуальны для успешной сдачи выпускниками 9 и 11 классов ЕГЭ, особенно части
«С». А успешность выпускников лицея в ходе итоговой государственной аттестации – это залог
их конкурентоспособности при поступлении в высшее учебное заведение, в достижении ими
социально значимых личных целей.