Автор: Мещерякова Анастасия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №50"
Населённый пункт: рп Сенной Вольский раой Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Использование инновационных технологий в работе музыкального
руководителя
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного
образования, на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
формирование общей культуры воспитанников.
Современное дошкольное образование требует от музыкального
руководителя использовать такие методы, которые направлены на
активизацию познавательного развития ребенка, а именно развитие
творческих и интеллектуальных способностей, коррекции эмоционально-
волевой и двигательной сфер.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно
в музыкальной деятельности?
1. Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на музыкальных
занятиях являются : музыкально-валеологический аспект (исполнение песен,
распевок о здоровом образе жизни, дыхательная и артикуляционная
гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки,
ритмопластика и др.
2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-
дидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на
восприятие музыки через привлечение других видов
искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач,
подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами,
постепенно и в системе.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Современное
образование невозможно себе представить
без использования информационных ресурсов. При применении
в работе ИКТ необходимо помнить о том, что использование
технических средств ограничивается временными рамками,
соответствующими возрастным особенностям
детей. Использую видеоролики в структуре занятия с учётом требований
СанПин 2.4. 1. 3049-13 постановление от 15 мая 2013 г. : просмотр
видеоролика не более 5-7 минут.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей
лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную
речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное
движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму,
импровизированную театрализацию.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на
практике позволяет добиться следующих результатов:
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом
поиске;
- процесс создания новых вариантов моделей;
- радостный и эмоциональный отклик ребенка приносят удовольствие и
ощущение «отдачи».
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют
развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка
становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов
музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также
творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели
моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей
любить, эмоционально отзываться и понимать музыку.
Использовании ИКТ в деятельности музыкального руководителя играет
важную роль.
Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования
общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям
современной жизни ставлю следующие задачи:
- повышаю мотивационную готовность детей к музыкально-
художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные
средства обучения с применением ИКТ;
- активизирую заинтересованность детей с помощью ИКТ с целью
повышения результативности музыкально-художественной
деятельности и др.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального
руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала,
предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.
Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет
дополнительную возможность передачи детям визуальной
информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают
познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское
внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного
материала. На таких занятиях дети более активны в совместном
обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится
более содержательным, гармоничным и результативным.
Результаты применения инновационных технологий
Практическое использование перечисленных технологий дает возможность
получить следующие результаты:
- создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и
мероприятиях;
- создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на
занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
- заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие
принуждения;
- успешное получение детьми начальных музыкальных знаний,
развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и
окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
- нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом
поиске, процессе создания новых методов обучения. Отклик и
заинтересованность детей приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Для соединения различных видов музыкальной, художественной и
театрализованной деятельности в ДОУ музыкальные руководители
используют различные видео, аудио-программы. На пространствах интернета
их большое множество, которые имеют различные преимущества
Таким образом, использование ИКТ в деятельности музыкального
руководителя помогает разнообразить процесс знакомства детей
с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой,
интересной, а музыкальный материал - доступным для восприятия не только
через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические (это
ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и
суставных сумках, передающих ощущения движения и относительного
положения частей тела).
Использование средств информационных технологий стало базой для
формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала
ребёнка и гармоничного развития личности в целом, что позволило сделать
процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно
эффективным и открыл новые возможности музыкального образования не
только для самого ребёнка, но и педагога.
По результатам работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень
эмоционального восприятия музыки, память у детей, развитие мышления,
воображения, внимания, любознательности.