Автор: Алеся Сергеевна Антипина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Веснушка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Сургут
Наименование материала: Доклад
Тема: "Финансовая грамотность для детей с особенностями развития"
Раздел: дошкольное образование
Финансовая грамотность для детей с особенностями развития
Одним из приоритетов социализации и адаптации категории детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является
финансовая
грамотность.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Вследствие разнообразного состава группы, диапазон различий в требуемом
уровне финансовой грамотности тоже должен быть максимально широким,
соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е. для
каждой
категории
требуется
разработка
вариантов,
на
практике
обеспечивающих охват всех детей образованием связанным с финансовой
грамотностью.
Основные задачи:
1)развивать
у
воспитанников
доступные
количественные,
пространственные,
временные
представления,
которые помогут
им в
дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
2)корректировать недостатки
познавательной деятельности детей с
ОВЗ;
3)воспитывать
у
данной
категории
детей
целенаправленность,
терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля;
4)развивать у воспитанников точность, умение планировать работу и
доводить начатое дело до конца.
При обучении разделов – добиться четкости и точности в действиях.
Распределение
материала
представлено
с
учетом
познавательных
и
возрастных возможностей обучающихся.
Предлагаем картотеку дидактических игр для детей дошкольного
возраста с ОВЗ по формированию азов финансовой грамотности.
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам;
закреплять знания малышей о
разновидности торговых объектов.
Перед ребенком раскладывают
несколько картинок с изображением
предметов, которые могут быть
товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на
группы, в которых предметы
объединены по общим назначением.
Дать названия магазинам, которые
могут взять для продажи данный
товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому
подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы
по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания,
руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский
мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «Не ошибитесь!»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки
товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий,
объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по
содержанию изображения: мама дает ребенку
деньги; ребенок идет по улице с пустой
котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у
кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с
наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой
последовательности, которая соответствует
логике действий изображенного на них.
Задание 2 Составить коротенький рассказ по
картинкам, соблюдая последовательность
действий.
ИГРА «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться
в
понятиях
«предметы
роскоши»
и
«жизненно необходимые предметы»; учить
дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические
выводы.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно
необходимыми для человека и которые можно назвать предметами
роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на
рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для
жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.
Предложить обосновать свое отношение к
предметам роскоши, изображения которых
остались закрытыми. С целью усложнения
задачи возможно использование второго
варианта игры: ребенку дается более
сложное задание — закрыть фишками
изображения тех предметов, которые могут
иметь двойную функцию, то есть в одно и то
же время быть и предметами роскоши, и
жизненно важными для отдельных людей.
Например, машина для инвалида,
фортепиано для пианиста, украшения для
артиста и тому подобное.
ИГРА «Реклама чайника»
Чайник красный, весь в горошки,
Посмотри, какой хороший (демонстрирует).
Очень яркий от узоров.
Этот чайник из фарфора.
Представители другой фирмы рекламируют лыжи:
Две курортные подружки, не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут, обе песенки поют,
Обе ленты по снегу оставляют на бегу!
В. Да вы так хорошо разрекламировали свой товар, что мне непременно
захотелось купить и чайник, и лыжи.
Итог: вы хорошо поработали, назвали все экономические термины, а вот
знаете ли вы алфавит? Воспитатель показывает детям карточки-схемы цифр
(порядковый номер букв в алфавите), и дети по цифрам расшифровывают
слова: спрос, предложение, сезон.
После расшифровки этих слов руководители фирм приглашают всех за свои
рабочие места для изготовления товара (мороженое и чай). Одна фирма
изготавливает мороженое, другая — чашки для чая. Товар выкладывается на
красочные блюда. Детям предлагается
ответить, какой товар будет иметь
большой спрос в зависимости от сезона:
летом — мороженое, зимой — чай. С
детьми ведется беседа о зависимости
спроса на товар от сезона года.
ИГРА «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием
потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять
разницу между «хочу» и «надо».
ТСО: карточки, на которых изображены
дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости,
мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое
поле.
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится
изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на
соответствующее панно.