Автор: Панфилова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 221, г. Кемерово
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающая книжка "Учимся считать"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 221
«Детский сад комбинированного вида» города Кемерово
Развивающее пособие «Учимся считать»
Младший дошкольный возраст
Подготовили воспитатели
Панфилова Екатерина Сергеевна
Бибик Анжелика Вадимовна
Терехова Елена Викторовна
Петрова Клавдия Владимировна
г.Кемерово, 2020
2
Содержание
Введение..................................................................................................................................................3
1. Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.......................7
2. Описание развивающего пособия «Времена года».......................................................................10
3. Игры и задания развивающего пособия «Времена года».............................................................19
Заключение............................................................................................................................................25
Литература.............................................................................................................................................27
3
Введение
Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека.
Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования
благополучной личности в будущем. В этом возрасте возрастает познавательная активность:
развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Росту
познавательных
возможностей
способствует
становление
смысловой
памяти,
произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира,
так и в развитии общения и разных видов деятельности.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что
происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не
только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами
наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с
природой к ее пониманию.
В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления.
Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд
физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не
подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение
знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими
дошкольниками является использование дидактических игр.
Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он
изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет
нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой.
Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое
мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном
смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от
треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом
случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - всем известно
это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода
задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что
обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое
мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями,
4
успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет,
заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних
условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать
элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года
считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже
есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно
представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один -
много, больше - меньше, поровну.
Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил,
тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и
быстрее. Итак, как научить ребенка считать?
Соблюдаем принципы обучения
Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить
новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала,
обучение должно идти:
от простого к сложному;
постепенно и поэтапно;
длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
не надо нагружать ребенка излишней информацией;
необходимо постоянно повторять полученные знания.
Программа обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:
Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке
(сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).ъ
Количественный (вопрос: сколько предметов?) и порядковый (вопрос: который по
счёту?) счёт в пределах 5.
Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением
(написанием).
Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в
прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для
дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить
ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из
кубиков лесенку, по которой вверх - вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1.
Или поиграть в игру "Что изменилось?" (взрослый составляет количество из 5 мелких
предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5. Затем закрывает глаза, а
взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).
5
Полезна будет игра "Какой игрушки не стало?" (каждому предмету присваивается
порядковый номер: первый - мишка, второй - мячик, третий - слоник, четвертый - кубик, пятый
- домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого
по счету предмета не стало).
Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение,
в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам
постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают
книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на
площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально
пропуская какое-то числительное, например: "Соберем листья для букета, первый листик,
второй, ... четвертый. Правильно?" При этом обращать внимание, что число можно записать,
искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.
Необходимо закрепить ассоциацию услышанного числа с написанным. Осмысленно
запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки.
Например, на слова С. Маршака: "Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это
цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею..." взрослый
выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами
имена котят в считалочке С. Михалкова: "Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять". Или подарить ребяткам картинки с
цифрами и поиграть: "Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре,
пять...".
Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты,
оно должно быть доступным и интересным для ребенка.
Таким учебным требованиям отвечает. Особым успехом в усвоении и закреплении
математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу
знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и
подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для
родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.
Назначение пособия:
1.
Ознакомление детей цифрами от 1 до 5 и счетом в пределах пяти;
2.
Формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;
3.
Развитие когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышление);
4.
Развитие пространственного расположения предметов;
5.
Закрепление счета, состава числа, цвета;
6.
Развитие мелкой моторики.
6
Пособие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует лучшему
усвоению и закреплению лексических тем. При использовании пособия «Учимся считать» у
детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается
уровень наглядно-действенного мышления, развивается зрительно-моторная координация,
вырабатываются навыки быстрого переключения внимания, развивается память, расширяется
словарный запас.
Рекомендуется детям младшего дошкольного возраста.
7
1. Особенности познавательного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является
возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со
сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,
существенным образом
влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило,
неразрывно связано с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение
для него приобретают контакты со сверстниками.
Основой познания в этом возрасте становится чувственное познание – восприятие и
наглядное мышление. От того, как сформировано у ребенка - дошкольника восприятие,
наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм
мышления. Так же происходит интенсивное развитие личности ребенка. Начинается развитие
воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы
поведения в обществе. В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется
всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые
образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление
дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах,
явлениях неживой и живой природы, в процессе которых формируются познавательные
способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе. В каждой возрастной
группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой.
Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой
природы, приучают обособлять их в пространстве. Выделять и правильно называть некоторые
признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к
первичным наглядным связям и обобщениям. При этом у детей совершенствуются анализаторы
(зрительный, слуховой), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам,
формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 3-го года жизни формируются представления о предметах и явлениях природы,
с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей,
которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в
игре и отразить их в форме конкретных представлений. Детей учат наблюдать, пользоваться
сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по
внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы
8
познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к
четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок
делает много открытий, общаясь с ней.
Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку – дошкольнику
разобраться в нем, сформировать представление о мире, доступное его возрасту? Наше пособие
поможет малышам сделать знакомство с окружающим миром интересным и занимательным,
даст ребенку первые сведения о многих предметах и явлениях, которые нас окружают.
Занимаясь с ребенком по книге, мы сможем познакомить его с животным и растительным
миром, научить разделять предметы на группы в зависимости от их назначения. Яркие,
красочные иллюстрации помогут сделать обучение более увлекательным и легче запомнить
материал книги.
Заниматься по книге можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
Пособие «Учимся считать» предназначено для детей младшего дошкольного возраста,
но может быть использовано в работе воспитателей и в других возрастных группах.
Пособие находит применение во многих областях образовательной деятельности детей
младшего дошкольного возраста и помогает достичь многих целей и решать воспитательно-
образовательные задачи:
Социализация. Развитие игровой деятельности: формировать умение проявлять интерес
к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу.
Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять
несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного
объекта на другой. Обогащать чувственный опят детей, сравнивать, соотносить,
группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из
сенсорных
признаков
(цвет,
форма,
величина).
Приобщение
к
элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам;
Познание. Сенсорное развитие: продолжать работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину,
форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими
одинаковое название. Формировать умение называть свойства предметов.
Формирование
элементарных математических представлений: привлекать детей к
формированию
групп
однородных
предметов.
Формировать
умение
различать
количество предметов: один – много.
Коммуникация. Предлагать отдельные предметы (листочки, яблочки, бабочки) для
самостоятельного рассматривания в качестве наглядного материала. Рассказывать детям
9
о них, побуждать детей к общению друг с другом. Активизировать словарь детей.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету (посади на грядку морковку), называть их местоположение ( снеговик
стоит рядом с елочкой). Обогащать словарь детей существительными, обозначающими
названия овощей, фруктов; глаголами, обозначающими действия (найди, прикрепи,
сними); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус;
Художественное
творчество.
Развивать
эстетическое
восприятие.
Рассматривать
страницы пособия, обращать их внимание на то, какие они красивые, яркие, аккуратно
сделаны.
10
2. Описание развивающего пособия «Учимся считать»
Пособие
представлено в виде книжки.
Книжка
изготовлена
из ткани, с
использованием кнопок, липучек, молний, шнуровок, синтепона, тесьмы, бусинок, шерсти,
пуговиц.
Книжка состоит из пяти листов, которые соединены между собой с помощью коротких
шнуров красного, оранжевого, зеленого и голубого цветов. Каждый лист – самостоятельная
дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком. Но страницы пособия могут
использоваться одновременно несколькими игроками – детьми при участии взрослых: мамы,
воспитателя, помощника воспитателя.
К каждой страничке прилагается инструкция, описание, материал для работы с детьми
и художественные тексты – сопровождения (представлены в картотеке)
Общая цель пособия: познакомить с цифрами со счетом в пределах 5, развитие
сенсорных способностей, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
Обложка книги – надпись «Учимся считать», выполнена из ткани. Закрывается
книга на одну застежку – липучку.
Рис.1
11
Первая страница
Нам придется постараться,
Чтобы в цифрах разобраться.
Будем цифры изучать,
А потом начнем считать.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула. (С.Я. Маршак)
Задачи:
Развивать
пальчиковую
моторику;
Развивать тактильные
ощущения;
Способствовать
освоению навыков
обследования;
Закреплять счет до
пяти.
Рис. 2 « Цифры, бусы»
12
Вторая страница
Единица, единица –
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна.
Первой песенку поёт,
Первой в пляс всегда идёт.
С этой цифры каждый день
Мы ведём отсчёт всех дел. (М. Дадалова)
Единица, словно птица
в синем небе высоко,
улетает далеко.
Ясно солнышко на небе
лишь одно на белом свете. (Т. Шатских)
Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна. (В. Черняева)
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук
(действия с липучками);
Развивать тактильные ощущения;
Способствовать освоению навыков
обследования;
Развивать умение манипулировать
деталями;
Обогащать сенсорный опыт детей
(гладкий, шероховатый, мягкий,
твердый);
Закреплять знание основных
цветов;
Закреплять понятия «высоко»,
«низко»
Рис. 3 «Один»
13
Третья страница
Цифра два – чуднАя всё же:
На лебёдушку похожа.
Горделива, величава,
Всюду ходит, словно пава.
Очень дружит с единичкой,
Со своей родной сестричкой.
На две части делит ровно
И ведёт себя так скромно. (Т. Шатских)
А вот это — цифра два:
Есть и хвост, и голова
С длинной шеей лебединой,
Переходит шея в спину.
Хвостик пририсуй к спине:
Двойка — чёткая вполне.
В написании сложна:
Тренировка здесь нужна! (Гольцевой А)
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. (С.Я. Маршак)
Задачи:
Развивать пальчиковую
моторику;
Развивать тактильные
ощущения;
Обогащать словарный запас:
«завязать», «развязать»,
«обувь», «ботинки», «туфли»;
Закреплять знание основных
цветов;
Закреплять счет до двух.
Рис.4 «Два»
14
Четвертая страница
Перед нами - цифра три.
Повнимательней смотри.
Нарисуй, дружок, пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки:
Не задерживай руки.
Карандаш останови!
Получилась цифра три! (А. Гольцева)
А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков. (С.Маршак)
Сколько месяцев в зиме, в лете, в осени, в весне.
Сколько глаз у светофора, баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги и полос на нашем флаге,
Что нам кто не говори, знает правду цифра … три (О. Емельянова)
Задачи:
Развивать зрительное
восприятие;
Развивать мелкую моторику рук
(прикреплять детали с помощью
кнопок).
Закреплять знание основных
цветов;
упражнять в счете в пределах
трех;
Обогащение словаря:
«животные жарких стран»,
«зебра», «слон»
Рис.5 «Три»
15
Пятая страница
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою 4! (В. Черняева)
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они- за две минуты. (С. Маршак)
У меня в руке флажок!
Посмотри скорей, дружок,
До чего же он хорош,
На четвёрку так похож! (Е. Благинина)
Задачи:
Развивать умение
манипулировать с предметами,
прикрепляя их с помощью
пуговиц;
Развивать мелкую моторику
рук;
Закреплять знание основных
цветов (красный, желтый,
зеленый. синий);
Тренировать умение сравнивать
и подбирать по цвету;
Обогащать словарь детей
(использовать в активной речи
«круг», «треугольник»,
«квадрат», «прямоугольник»,
Рис.6 «Четыре»
16
Шестая страница
У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять. (А. Лопатина)
Пять пальцев на одной руке,
Я пятачок нашел в песке.
А если я кольцо найду, Т
о к Светке свататься пойду! (Т. Шатских)
Пальцев пять – считай ребята.
Вот – большой, мизинчик – пятый,
Указательный второй
Средний в центре, непростой
Безымянный – он четвертый
Сам теперь скажи по счету. ( М. Дадалова)
Задачи:
Развивать зрительное
восприятие;
Формировать
первоначальную культуру
мышления;
Активизировать в речи детей
понятия «длинный»,
«короткий»;
Учить сравнивать предметы
по длине;
Стимулировать развитие
умственных способностей.
Рис.7 «Пять»
17
Седьмая страница
Посмотрите-ка, ребята:
Что за важный господин?
Очень стройный и носатый,
А зовут его Один.
Круто выгнута спина, —
Может быть, она больна?
Вниз склонилась голова
У бедняги цифры Два.
Вас спрошу, ребята, я:
Что за странная змея?
Ну-ка, хвостик подбери,
Завитушка цифра Три!
На обычный старый стул
Я смотрю в квартире.
Взял его, перевернул, —
Получил Четыре!
На груди тельняшка,
С козырьком фуражка.
Моряка должны вы знать:
Он зовётся цифрой Пять. (А.Парошин)
Задачи:
Закреплять навыки счета в пределах пяти;
Развивать мелкую моторику (работа с молнией);
Закреплять умение манипулировать деталями;
Развивать тактильные ощущения, умение сравнивать предметы по качеству.
18
Рис.8 «Грибок» Рис.9 «Грибок»
Восьмая страница:
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно все пересчитать:
Сколько в комнате дверей,
В переулке фонарей,
Сколько дождичка из тучек,
Сколько на еже колючек. (В. Берестов)
Один, два, три, четыре, пять –
Научились мы считать!
Один Петя-петушок,
Ярко красный гребешок.
Два мохнатых медвежонка,
Три румяных поросенка,
Четыре шустрых птички,
Синички-невелички.
Пять веселых зайчиков
Для девочек и мальчиков! (А. Мецгер)
Задачи:
Закреплять умение
манипулировать деталями;
Развивать умение
раскладывать предметы по
названиям;
Развивать зрительное
восприятие, умение
сравнивать и различать
контрастные по величине
(короткий – длинный);
Закрепить понятие «один» и
«много».
Рис.10 «Осьминог»
19
3. Игры и задания развивающего пособия «Учимся считать»
Игра «Колокольчик»
Задания:
1. Сколько цветочков (бабочек, улиток, солнышек, листиков)?
2. Где сидит улитка?
3. Найди бабочку, какого она цвета?
4. Чего не хватает у колокольчика? сколько листочков не хватает?
5.Сосчитай снегирей.
6. Что изменилось на картинке?
7. Что изображено на картинке?
8. Какого цвета солнышко (улитка)?
9. Найди цифру один и наклей ее в уголок.
Рис. 11 Рис.12
20
Игра: «Шнурочки»
Задания:
1. Что изображено на картинке?.
2.
Сосчитай
сколько
Ботинок
(туфель,
шнурков,
бусинок)
3. Найди большую (маленькую) обувь
4. Какого цвета шнурки?
5. Вставь правильно шнурок, завяжи узелок (бантик) на
шнурке;
6. Найди цифру 2. На что она похожа?
Рис. 13
Игра «День рождения»
Задания:
1. Назови кого ты видишь на картинке;.
2. Сколько животных? сосчитай.
3. Как ты думаешь, у кого день рождения?
Почему?
4.Что подарили зебре? Сосчитай шарики;
5. Покажи красный (синий, желтый) шарик;
6. Сколько птичек прилетели на день рождения?
7. Хватит птичкам цветочков?
8. Продень ленточки в колечко, чтобы шарики не
улетели;
9. Найди цифру 3 и приклей ее на липучку.
Рис. 14
21
Игра «Геометрические фигуры»
Задания:
1. Как называются фигуры?
2. Найди квадрат (круг, треугольник, прямоугольник).
3. Какого цвета круг (квадрат, прямоугольник, треугольник)?
4. Сравни фигуры по форме.
5. Найди одинаковые фигуры.
6. Посчитай фигуры
7. Найди цифру четыре и наклей ее на место.
Рис. 15 Рис.16
22
Игра «Пирамидка»
Задания:
1. Что изображено на картинке?
2. Достань и разложи все детали
3. Какого цвета полоски?
4. Сосчитай полоски.
5. Построй пирамидку.
6. Что изменилось на картинке?
7. Исправь «сломанную» пирамидку
8. Найди длинную (короткую) полоску.
9. Найди цифру пять и наклей на липучку.
Рис.17 Рис.18
23
Игра «Грибок»
Задания:
1. Что изображено на картинке?
2. Расстегни и застегни молнию.
3. Сосчитай грибочки.
4. Сколько маленьких грибочков?
5. Сколько больших грибов?
6.Где спрятались маленькие грибочки?
Рис. 19
Игра «Осьминог»
Задания:
1. Что изображено на картинке?
2. Какие видишь ножки? (длинные)
3. Найди один предмет, найди много предметов.
4. Распредели щупальца по шарикам.
5. Сколько осьминогов на картинке? А сколько
щупалец?
24
Рис. 20
Игра: «Бусы»
Задания:
1. Что изображено на картинке?
2. Как поставить цифры на место?
3. Посчитай красные (желтые, синие и т. д.) бусины.
4. Найди правильную цифру и поставь рядом с бусинками.
5. На что похожи зеленые (желтая и другие) бусины?
6.Сколько морковок (капусты) выросло на грядке?
7.Какого цвета морковка (капуста)?
8.Чего больше выросло: морковок или капусты?
9.Покажи длинную (короткую) струйку дождя
10.В какое время года собираем урожай?
Рис. 21 Рис. 22
25
Заключение
Все игры и задания, представленные в данном пособии, помогли детям в короткий срок
запомнить цифры от 1 до 5, освоить счет в пределах пяти, соотносить количество предметов с
цифрой.
У малышей появились навыки быстрого произвольного переключения внимания,
повысился уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, улучшилась
зрительно-моторная координация.
Данные задания помогли детям не только развить математические способности, но и
обогатили словарный запас детей по различным темам «Животные жарких стран», «Обувь»,
«Игрушки» и многие другие. Во время игр с пособием дети тренировались в употреблении
предлогов и согласовании слов в предложения.
Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к
выполнению трудной работы.
Развивающее пособие рекомендуется использовать в процессе образовательной
деятельности, в свободной деятельности или других режимных моментах.
26
Литература
1.
Корнеева
Г.А.
Роль предметных
действий
в
формировании понятия
числа
у
дошкольников // Вопр. психологии, 1998, № 2.
2.
Корнеева
Г.А.,
Мусеибова
Т.А.
Методические
указания
к
изучению
курса
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста». М., 2000.
3.
Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. М., 1995.
4.
Метлина А.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
5.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /
Под ред.В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика- Синтез»,
2006. 400с.
6.
План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для
воспитателей детского сада/ сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е
изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2003. – 255 с. (Библиотека программы «Детство»)
7.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования:
проект/ [С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч.рук. Е.В. Соловьева]. – М.:
Просвещение. 2014. – 232 с.: ил.
8.
Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.
Старшая группа. /Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
9.
Соколова Ю.А. Времена года/ Илл. В. Шумилова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с., илл.
(Божья коровка).
10. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/
[Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.: науч. Рук. А.Г. Асмолов; рук.
Авт. Коллектива Н.В. Федина]. – М.: Просвещение. 2011. – 303 с.