Автор: Бикмурзина Светлана Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУДО ДШИ "Тутти"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Методы формирования профессионально-коммуникативных качеств участников ансамбля в процессе концертмейстерской деятельности
Раздел: дополнительное образование
Городское бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Москвы
«Детская школа искусств «Тутти»
Методы формирования профессионально-коммуникативных
качеств участников ансамбля в процессе концертмейстерской
деятельности
Автор: Бикмурзина Светлана Ивановна
Концертмейстер
2022г.
Методы формирования профессионально-коммуникативных
качеств участников ансамбля в процессе концертмейстерской
деятельности.
Помимо специфических умений и навыков, связанных с владением
инструментом, большое значение имеет способность музыканта к
общению со слушательской аудиторией, а во многих случаях - и между
собой в репетиционном и исполнительском процессах.
В силу универсальности фортепиано, его художественной
востребованности в различных сферах композиторского творчества,
концертмейстеру необходимо быть артистом- коммуникатором, несущим
для слушательской аудитории определённую художественную
информацию, и, одновременно, внутренне открытым, контактным
музыкантом -профессионалом, умеющим продуктивно общаться с
участниками ансамбля. Однако, часто помехой в творческом процессе
служит дефицит определённых личностных качеств, которые можно
назвать профессионально-коммуникативными качествами музыканта-
исполнителя.
*Данное понятие рассматривается нами как совокупность социально
ориентированных, имеющих художественную направленность свойств
личности, проявляющихся в активизации коммуникативной деятельности
средствами музыкально-исполнительского искусства.
Мы назовём основные профессионально-коммуникативные качества:
общительность
;
адаптивность (приспособляемость, способность гибко
реагировать на меняющиеся обстоятельства); деятельная эмпатия
(сопереживание), в результате чего появляется стремление
взаимопомощи и поддержки.
В процессе постоянного общения между участниками ансамбля.
Вырабатывается способность к взаимной антиципации (предвосхищение
развития событий).
Целенаправленное и эффективное формирование названных качеств
участников ансамбля, в процессе концертмейстерской деятельности,
предполагает использование соответствующих методов
преподавания
.
К числу таких методов относится комплексный текстологический анализ
ансамблевой партитуры; синхронизация исполнения; музыкальный
«диалог»; моделирование сценической ситуации. Охарактеризуем
указанные методы подробнее.
Комплексный текстологический анализ ансамблевой партитуры
,
т.е. тщательное, всестороннее и систематизированное изучение
музыкального текста, в результате чего вырабатывается единый план
интерпретации.
Это создаёт основу для формирования всего комплекса профессионально-
коммуникативных качеств исполнителей, поскольку проникнуться общими
творческими замыслами, понять профессиональные трудности с которыми
сталкивается исполнитель, предугадать намерения партнёров, погрузиться
в сопереживание художественных идей др. можно только на основе
знания их музыкального материала.
(Анализируя ансамблевую партитуру, необходимо выявить основной
тематический материал, полифонические подголоски и голоса
сопровождения, проследить особенности имитационного изложения
музыкального материала с определением функций «ведущих» и
«ведомых» голосов; продумать динамику каждой партии в соответствии с
её ролью в ансамблевой партитуре; провести корректировку штрихов;
определить закономерности музыкального общения внутри ансамбля.
Необходимо ещё обратить внимание на интонационно-образные
особенности мелодики, постараться выделить логику линеарного
развития, наметить кульминационные точки во фразах, определить
основную единицу ритмического пульса, особенности гармонического
языка, логику модуляционного развития, подробно рассмотреть строение
музыкальной формы.
Кроме того следует уделить внимание особенностям музыкального
стиля той исторической эпохи, когда было создано данное произведение.
Исследуются закономерности индивидуального стиля самого композитора,
обращается внимание на факты из его биографии, связанные с историей
создания исполняемого произведения, чтобы активизировать работу
художественного воображения исполнителей.)
Метод синхронизации исполнения
направлен на выработку единства представлений участников ансамбля о
временной организации музыкальных произведений и учитывает
метроритмическую темповую и артикуляционную сторону ансамблевого
взаимодействия. Синхронность - важнейшее качество ансамблевого
исполнения. Здесь все мельчайшие длительности ансамблевой партитуры,
включая не только звуки, но и паузы, должны восприниматься всеми
исполнителями одновременно и с предельной точностью. Это необходимо
для достижения высокого художественного результата исполнения,
формирует адаптивность (приспособляемость музыкантов друг к другу) и
антиципацию (умение предугадывать исполнительские намерения
партнёров) участников ансамбля.
В любом ансамбле (как и в оркестровом исполнительстве) ритм очень
тесно связан с метром. Если не удаётся выдержать устойчивый темп
исполнения, неточно воспроизводится ритмический рисунок или
нарушается ритмическая пульсация. – можно прибегнуть к двум
испытанным в методическом отношении приёмам:
«дирижёрский счёт» (тактирование, просчитывание долей такта
вслух в том числе)
«дирижёрский жест»( более эмоционально-выразительный
приём (не предполагающий использование специальной
дирижёрской техники). «Простым жестом – взмахом руки. – писал
Г.Г.Нейгауз – можно иногда гораздо больше объяснить и показать,
чем словами».
Проблема выдержанных звуков и пауз часто решается путём
переключения своего внимания на ту инструментальную партию, в которой
согласно художественному замыслу композитора присутствуют мелкие
единицы ритмического пульса.
Проблема точного исполнения пунктирного ритма решается подобным
образом. Почти всегда точки совпадения для короткой доли пунктира
(восьмой, шестнадцатой и т.п.) могут обнаружиться в музыкальном
материале другой партии, выдержанной в ровном движении.
Особым направлением в работе над синхронностью. Является работа
над приёмами звукоизвлечения (штрихами), над их метрической
определённостью. Она должна быть абсолютно одинаковой у каждого из
инструменталистов. Особо следует потрудиться пианисту, т.к. штриховая
культура, штриховая техника у струнников, духовиков, как правило, выше.
Метод музыкального «диалога»
способствует выработке музыкально-сценической общительности,
ансамблевой адаптивности и деятельной эмпатии. Музыкальный «диалог»
- это не только чередование «реплик», но и переход смыслового центра
исполнения от одного участника ансамбля к другому.
По критерию главных и вспомогательных элементов в структуре
музыкального произведения можно выделить
сольные и аккомпанирующие функции. По критерию отношения к
имитационно-полифонической природе музыки – функции
тематического подобия или контраста
.
По критерию художественной композиции композитора-функции
музыкально-драматургической общности или противопоставления.
Чтобы повысить уровень диалогического взаимодействия между
участниками ансамбля, следует обратить внимание на выразительное и
определённое исполнение тематического материала– так, чтобы были
ясны художественные намерения «солиста».
Следует выстроить динамический баланс между партиями и позаботиться
о создании непрерывного диалогического поля, в котором даже паузы-
непременный атрибут музыкальной речи.
Долгие выдержанные звуки, часто встречающиеся в партиях
сопровождения, мелодико-ритмическое или мелодико-гармоническое
остинато (итал. Ostinato- упрямый) составляют особую трудность в партии
сопровождения. Здесь потребуется умение, сохраняя точность
ритмического пульса, добиться их мысленного объединения в единую
логическую линию, обладающую скрытой энергетикой.
Эмоциональная и психологическая поддержка партнёра не должна
прекращаться с естественным затуханием звука.
Также необходимо запомнить характер звучания музыки в партии
другого исполнителя с тем, чтобы затем воспроизвести его в собственном
исполнении, включая особенности интонирования, артикуляции и т.д.
В результате – создастся иллюзия того, что двое говорят об одном и том
же, но другими словами (разными музыкальными тембрами).
Публичное выступление- итог большой подготовительной работы по
интерпретации музыкальных произведений и включении их в
коммуникативную связь со слушательской аудиторией. Здесь часто
помехой является эстрадное волнение. Совершенно преодолеть его, по-
видимому, невозможно, но постараться минимизировать его негативные
последствия необходимо. Так, возникает следующий метод
преподавания, способствующий развитию профессионально-
коммуникативных качеств музыканта-исполнителя:
Метод
моделирования сценической ситуации
Он основан на воссоздании ряда объективных трудностей , с которыми
сталкивается исполнитель в процессе концертного выступления, и
формирования механизмов психологической защиты (адаптации), по
отношению к ним. Концертное волнение при этом становится
психологически управляемым, не выходит из -под контроля исполнителя.
Моделирование сценической ситуации предполагает следующие
формы работы:
Проведение коллективных занятий
, на которых присутствуют и
другие ученики, выступающие в роли слушателей. Так решается
проблема слушательской аудитории - важнейшего атрибута
сценической ситуации.
Применение в процессе репетиций записывающих устройств, что по
своему психологическому эффекту напоминает предыдущую форму
работы. Смысл в аудио и видео записи собственного исполнения
заключается не только в том, что появляется возможность
проанализировать и объективно оценить результаты своего
исполнения, но и в тренировке механизмов психологической
адаптации к публичным выступлениям.
Игра в непривычных, дискомфортных условиях, имитирующих
объективные помехи концертного выступления (как физическим, так
и психологическим). Это может быть отсутствие пультов
необходимой высоты, слишком низкое или чрезмерно высокое
сиденье для пианиста, недостаточное освещение сцены,
температурный режим, посторонние шумы и т.д.
Проигрывание,
особенно на последних репетициях перед
выступлением, всей концертной программы целиком, возвращаясь,
по мере необходимости, к детальной проработке отдельных
произведений. Ощущение объёма и целостности своего выступления
важно для музыканта-исполнителя и во многом определяет степень
его психологической готовности к концерту.
Важным направлением в работе над программой является
подготовка и организация концертно-исполнительской
деятельности учащихся (регулярные выступления перед широкой
слушательской аудиторией, выступления на различных
концертных площадках города, включая детские сады, детские школы
искусств, детские музыкальные школы и др.
Комплексное использование вышеназванных форм помогает
моделировать различные сценические ситуации и вырабатывать по
отношению к ним механизмы психологической адаптации. Последние
снимают излишнее эмоциональное напряжение, переводят эстрадное
волнение исполнителей в более спокойное конструктивное русло,
приучают не бояться сцены.
Итак, работа в ансамбле (в большей степени, конечно, в камерном
ансамбле) представляет как учащемуся, так и концертмейстеру
возможность широкого межличностного общения. Иногда «на
равных», но не всегда, из-за необходимости, как правило, подчинять
исполнение фортепианной партии намерениям солиста.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод об огромных
художественных и педагогических возможностях в деле формирования
профессионально-коммуникативных качеств и подготовке к
исполнительской деятельности.