Авторы: Татьяна Николаевна Крутикова, Овчинникова Алина Анисовна
Должность: дефектолог
Учебное заведение: МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г.Перми"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: проект «Альманах детских творческих работ, посвященных профессиям родителей»
Тема: Проект «Альманах детских творческих работ, посвященных профессиям родителей»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Адаптивная школа-интернат «Ступени» г. Перми»
Проект
«Альманах детских творческих работ, посвященных
профессиям родителей»
Руководители:
Крутикова Т.Н., директор
Овчинникова А.А., учитель-дефектолог
Пермь
2023
Актуальность проекта: профориентационная работа с обучающимися
начальной школы начинается с ознакомления с профессиями взрослых,
относящихся к ближайшему окружению. В первую очередь это относится к
профессиям членов семьи обучающихся: мамы, папы, работающих бабушки,
дедушки, старших братьев или сестер, тети или дяди, проживающих в семье
ребенка
либо
часто
общающихся.
Особенно
актуально
узнать
либо
систематизировать представления о профессиях женщин и мужчин семьи
обучающихся начальной школы в преддверии праздников 23 февраля и 8
марта.
Сроки проведения: 20 февраля – 20 марта
Вид проекта:
творческий, индивидуально-фронтальный (индивидуальный
продукт у каждого обучающегося при фронтальной форме организации),
краткосрочный
Участники
проекта: слабовидящие обучающиеся 1-5 НОО классов;
руководители проекта – специалисты коррекционного блока.
Цель:
актуализировать
представления
обучающихся
о
профессиях
родителей
и
ближайшего
окружения
мужского
и
женского
пола,
стимулировать
создание творческого материального продукта в виде
рисунка и текста, отражающего особенности определенной профессии
(специальная одежда, орудия труда, трудовые операции и др).
Задачи:
1.
Формировать или совершенствовать представления обучающихся о
профессиях родителей и родственников посредством беседы
2.
Способствовать созданию
графического изображения (цветного
рисунка), отражающего особенности профессии (одежда, орудия
труда, рабочее место) родителей либо других работающих членов
семьи мужского и женского пола
3.
Способствовать созданию текста (количество фраз зависит от возраста
обучающихся), отражающего специфику профессиональной занятости
родителей либо других членов семьи мужского и женского пола
4.
Формирование альманаха детских работ, оформление проекта
Этапы проекта: вводный, основной, заключительный.
На вводном этапе со слабовидящими обучающимися 1-5 НОО классов
проводилась беседа, уточняющая информацию о профессиях мамы, папы,
либо других родственников женского и мужского пола, проживающими
совместно с ребенком (работающих бабушки, дедушки, старших братьев или
сестер, тети или дяди); с каждым ребенком при фронтальной организации
обсуждались анкетные данные родителя (родственника): фамилия, имя,
отчество, возраст, затем профессиональная специфика: где и кем работает,
какие профессиональные обязанности выполняет, какую специальную
одежду носит, какие инструменты использует.
Данный этап позволял выявить представления обучающихся о профессиях
близких, обнаружить сильные и слабые стороны, стимулировать общение
детей в семье с целью уточнения того, что ребенок не знает, но хотел бы
выяснить или уточнить.
Руководители проекта разделили между собой классы для проведения
вводной беседы.
На основном этапе обучающиеся:
1)
на основе уточненных представлений о профессиях мамы, папы либо
других близких родственников женского и мужского пола создавали
графическое изображения (цветной рисунок), отражающий особенности
профессии (одежда, орудия труда, рабочее место). Обучающиеся 1 класса
создавали изображение внутри шаблона, наполняя его цветом и деталями;
обучающиеся 2 класса создавали сначала силуэт (по образцу- шаблону),
затем заполняя его деталями; обучающиеся 3-5 НОО классов создавали
изображение самостоятельно, оперируя имеющимися изобразительными
навыками.
2) затем обучающиеся создавали текст (количество фраз зависит от возраста
обучающихся), отражающий
специфику профессиональной занятости
родителей
либо
других
членов
семьи
мужского
и
женского
пола.
Обучающиеся 1 класса создавали мини-текст по образцу педагога, используя
преимущественно печатные буквы; обучающиеся 2 класса формировали
текст печатными или письменными буквами (по выбору).
Текст содержал фразы: «Моя мама
(папа)________/имя/. Мама (папа )
работает ____________(название профессии). Мама (папа) ___________/что
делает на работе/ »
Обучающиеся 3-5 НОО классов создавал
письменные
тексты
более
распространенного содержания прописными буквами.
Текст: «Профессия моего (моей) папы (мамы).
Моего
папу
(мою
маму)
зовут
____________/ФИО/.
Папе
(маме)___________
лет.
Профессия
моего
папы
(моей
мамы)
_________________.
Папа
(мама)
на
работе
_______________________/функциональные обязанности/. Моя папа (моя
мама)
__________________________/трудолюбивый,
ответственный,
сильный, дисциплинированный, внимательный, вежливый и т.д./ Я горжусь
своим папой (мамой).»
В
процессе
создания
текста
каждому
обучающемуся
оказывалась
индивидуальная помощь, каждый обучающийся создавал индивидуальный
материальный продукт –текст.
Руководители проекта разделили между собой классы для работы с
обучающимися на каждом подэтапе основной части: создание графического
изображения и создание текста.
На заключительном этапе
руководители
формировали «Альманах
творческих работ слабовидящих обучающихся, посвященных профессиям
родителей», провели рефлексию в соответствии с поставленными задачами,
отмечая их выполнение.
Результат
проекта:
рукотворный
«Альманах
творческих
работ
обучающихся 1-5 НОО классов», состоящий из графических изображений и
текстов, посвященных профессиям родителей (родственников) мужского и
женского пола, приуроченный к праздникам 8 Марта и 23 февраля.