Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Гирш Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ ЛО "Всеволожский детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Всеволожск
Наименование материала: «Индивидуальное обучение детей с ОВЗ с использованием компьютерной программы "Специальные образовательные средства""
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Индивидуальное обучение детей с ОВЗ с использованием

компьютерной программы «Специальные образовательные средства»»

В настоящее время наиболее важным в системе коррекционно-

развивающего обучения является вопрос индивидуализации системы обучения

и создания персональных компьютерных программ. Работая в дошкольном

образовательном

учреждении

компенсирующего

вида

с

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья в своей работе опираюсь на

индивидуальные педагогические методы, приемы и средства, которые являются

важнейшим принципом коррекционной – педагогического обучения.

Особую роль в работе с детьми данной категории

отводится

индивидуальному обучению. Такое обучение с ребенком более эффективно,

потому что дошкольник развивается в процессе общения со взрослыми. В

основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, взрослого и ребенка,

постепенно

перерастающий

в

сотрудничество,

которое

становится

необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том,

что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и

может его усвоить.

Использование компьютерных технологий в целях коррекции нарушений

и обучения детей, нуждающихся в особой помощи, дает нам большие

возможности в работе. В нашем детском саду находятся дети с нарушениями

слуха и дети с задержкой психического развития. Для таких детей характерна

недостаточная сформированность

процессов, тесно связанных с речевой

деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно- логического

мышления. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на

формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, и, как следствие, на

развитие

познавательных

интересов.

Таким

образом,

на

основе

выше

изложенного, индивидуальное обучение ведется по следующим направлениям:

развитие всех психических функций;

развитие сенсорных представлений;

развитие всех речевых компонентов;

развитие графических навыков;

развитие двигательной активности.

Индивидуальное обучение строится по комбинированному принципу,

таким

образом,

чтобы

в

рамках

одного

занятия

решалось

несколько

разноплановых

задач

развития,

восприятия

и

обучения

с

учетом

дифференцированного

подхода.

Использование

специализированной

1

компьютерной программы «Специальные образовательные средства» дает

большие возможности для решения учебных и коррекционных задач.

В обучении детей с нарушением слуха есть своя специфика. Развитие

психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной

нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет физический

(биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к

нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития

личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление

почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-

абстрактному.

Преодоление нарушения развития требует специального по своей

природе, целостного воздействия на личность слабослышащих учащихся в

специально

организованном

образовательно-воспитательном

процессе.

Специальным он является в том смысле, что опирается не только на

достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные возможности. Процесс

требует особых условий, которые позволяют максимально усилить этот

компенсаторный фонд с целью преодоления последствий дефекта, выправления

нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон ее

психики.

Благодаря специальному обучению формируются речь и понятийное

мышление,

словесная

память,

создаются

условия

для

расширения

возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования

слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.

Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов,

муляжей, видеоматериалов) в связи с тем, что они должны не столько

иллюстрировать

учебный

материал,

сколько

наглядно

раскрывать

его

содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы,

помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-

образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Отсутствие каких либо органических поражений речевого аппарата у

слабослышащих,

функциональный

характер

их

речевого

недоразвития,

вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности,

особенности

приспособления

их

к

частичному

нарушению

слухового

анализатора - все это не только раскрывает сущность особого развития этих

детей, но и одновременно указывает пути, способы и средства их специального

образования.

Дети

с

задержкой

психического

развития

имеют

выраженные

астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости,

снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание,

внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на

2

очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера этих детей отличается

незрелостью

при

относительно

сохраненном

интеллекте.

В

состоянии

работоспособности они могут усваивать учебный материал. Им необходима

систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Отмечая,

что

новые

компьютерные

технологии

применяются

в

специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и

общего

развития

«особых»

детей,

многими

авторами

описывается

положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к

логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р.,

Садыкова Г.Г. и др.). Так же ребенок должен испытывать ощущение успеха от

каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда.

Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Учитывая тот факт, что индивидуальное развивающее обучение - самый

эффективный

вариант

работы

с

ребенком

с

особыми

потребностями,

одновременно

и

самый

трудоемкий

для

педагога.

В

данной

ситуации

компьютерная программа

«Специальные образовательные средства»,

дает

возможность быстрого создания проекта развивающего задания, его звукового

оформления позволяет реализовать в полной мере тот индивидуальный подход к

ребенку, которого всегда недостаточно и на который, как правило, уходит большая

часть подготовительной работы.

Для

учителя,

использующего

в

процессе

обучения

программу

«Специальные образовательные средства», при построении занятия главным

является не отдельная его часть, а основная идея, пронизывающая все занятие,

скрепляющая все его этапы, все виды заданий и упражнений. Планируя

занятие, определяя свою роль и деятельность учащихся, учитель-дефектолог

может

заранее

на

программном

материале

специально

моделировать

необходимые учебные ситуации, позволяющие в комплексе решать задачи

умственного, речевого и эмоционального развития ребенка.

Данная

компьютерная

программа

дает

учителю-дефектологу

возможность решать две важные задачи: педагогическая диагностика развития,

т.е. помогает выявить скрытые проблемы ребенка, и индивидуализация

коррекционного обучения, т.е. сделать обучение коррекционно-направленным

и развивающим.

Работа

с

программой

условно

может

быть

разделена

на

этапы

подготовительный и собственно рабочий.

На подготовительном этапе создается проект какой-либо темы, а на

рабочем этапе реализуется возможности созданного проекта в непосредственной

работе с дошкольником. С помощью программы можно создать и наполнить

проекты графическим и текстовым содержанием, записываем необходимые для

объектов звуки, звуковые инструкции, продумываем вероятные методические приемы

3

и способы предъявления заданий, которые можно использовать при работе с

ребенком. Например:

подкладывание подписей к объектам;

чтение подписей к объектам;

повторение ребёнком звукового включения;

чтение предложений;

чтение короткого рассказ.

Пример фрагмента индивидуальной деятельности с ребёнком с

ограниченными

возможностями

здоровья

(нарушением

слуха).

Тема

«Автоматизация звука» с использованием компьютерной программы «Специальные

образовательные средства» . Работа ведётся в следующем порядке:

1.Чтение слогов (чтение педагогом,

совместное чтение с ребёнком,

самостоятельное чтение ребёнком).

2.Чтение подписей к картинкам. Обращаем внимание на слитность и

плавность при чтении слов.

3.Отработка речевого материала на слух. Работа ведётся с использованием

готового проекта «Игрушки».

Учитель – дефектолог за экраном произносит названия игрушек. Ребёнок

показывает на экране компьютера услышанный объект и приближённо называет его.

На рабочем этапе,

в зависимости от типа подготовленного задания,

предлагается дошкольнику либо самостоятельно выполнить манипуляции с

объектами

(перемещать

по

экрану

произвольно

использованные

в

проекте

графические и текстовые объекты, уменьшать или увеличивать их размеры,

сопровождать объекты звуковыми включениями), либо строить комбинированные

способы взаимодействия с ребёнком, где совместными действиями достигаем

поставленных целей.

Пример

фрагмента

индивидуальной

деятельности

с

ребёнком

с

ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).

Тема «Зима». Тематическое изучение словаря (выбор объектов. составление

подписей, запись звукового включения). Составление сюжетной картинки на основе

изученного материала (выбор сюжетного фона (больница, огород, улица и т.п.);

выбор объектов для заполнения фона; графическая работа с объектами (уменьшение,

увеличение размера); выбор из картотеки звуков или запись нового; составление

сюжетного рассказа ( устно или письменно); сохранение проекта).

Созданный проект по ходу редактирования или рабочего применения

можно сохранять. Таким образом, получаются готовые задания связанные между

4

собой по нашему усмотрению либо тематически, либо поэтапно, либо просто на

основе усложнения заданий или упрощения таковых. Никто не знает, как будет

вести себя ребенок в процессе

предстоящей

деятельности, будет он активно

контактировать или замкнется, будет непоседлив или медлителен. Однако, надо

быть готовым к любому развитию событий и все, что задумано должно быть готово

к

быстрой

модификации,

перестроению

и

последующему

наглядному

манипулированию.

Учитывая

опыт

работы,

считаю,

что

использование

специальных

компьютерных программ в обучении детей с нарушением слуха и с задержкой

психического развития, дает возможность выполнять ряд важных функций:

программа служит средством общения, источником информации, контролирует

действия

дошкольника

и

предоставляет

ему

новые

познавательные

возможности.

В

заключении

хочется

отметить,

что

предложенные

варианты

индивидуальной работы с применением специальных компьютерных программ

могут быть использованы в практике обучения и воспитания дошкольников с

нарушением слуха и с задержкой психического развития.

5



В раздел образования