Напоминание

Научить детей учиться


Автор: Петровцева Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Сосновоборская детская школа искусств "Балтика"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Сосновый Бор
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Научить детей учиться
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Сосновоборская детская школа искусств "Балтика"

Методическая разработка

Тема разработки: Научить детей учиться

Автор: Петровцева Галина Александровна преподаватель класса фортепиано

г. Сосновый Бор

1

Содержание

1.

Введение………………………………………………………….3

2.

Организация домашней работы……………….………………..3

3.

Форма проведения урока……………………………………...…6

4. Работа над репертуаром…...……………………..........................9

5.Задание на дом. Оценка…………………………………………10

6. Заключение……………………………………………...………10

7. Используемая литература………………………………..…….11

2

Франс Анатоль в романе

«Преступление Сильвестра Боннара» пишет:

-«Учиться можно только весело…

чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом»

Введение

В процессе обучения игре на фортепиано большое значение имеет

тренировка – в этом отношении исполнительское искусство сродни спорту. И

чем лучше будут организованы эти тренировки, то есть домашние занятия

наших учеников, тем больших результатов они достигнут.

Работа не может быть успешной, если ученик не отдается ей

увлеченно, с интересом. Поэтому наиважнейшая задача педагога – воспитать

интерес к музыке, используя любознательность ребенка. Контакт педагога с

учеником на уроке наступает тогда, когда каждый из них испытывает

интерес к занятиям, получает удовлетворенность их результатами, когда

ученик увлечен все новыми и новыми художественно - образными задачами,

переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически –

смысловые задачи.

Организация домашней работы

Придя домой, заинтересованный ребенок стремится все услышанное на

уроке, воспроизвести и закрепить.

Польза от домашней работы определяется не столько количеством

затраченного времени, сколько качеством затраченного внимания. Педагоги

часто сетуют на рассеяность детей, на неумение их сосредоточиться на

музыке, на смутность имеющихся у них музыкальных представлений: все это

влечет за собой приблизительность и невыразительность их игры. Но ведь

основная причина этих недостатков – влияние быта: излишек звуковых

раздражителей вырабатывает у детей привычку слушать «краешком уха», а в

дальнейшем и спасительную способность выключаться и вовсе не слышать

окружающих их звуков.

Поэтому с самого начала следует развивать способность, слушая –

слышать.

Успешность домашней работы зависит от очень многих условий. Как

бы ученик не был способен, неправильная работа, хотя бы по двенадцать

часов в день, не дает успехов, а менее способный, работающий правильно,

3

при ежедневной двух часовой работе перегонит более способного ученика.

Прежде всего необходимо, чтобы у работающего была свежая голова, чтобы

он мог быть внимательным все время, пока он работает. Он должен знать

хорошо, что он делает и чего хочет добиться.

Мастерство педагога

музыкальной школы включает большой комплекс средств воздействий на

ученика,

предусматривающий

в

том

числе

и

развитие

его

самостоятельности.

Нейгауз считает, что «одна из главных задач педагога – скорее быть

ненужным ученику, то есть привить ему самостоятельность мышления,

методов работы, самопознания и умения добиться цели». Ученик младших

классов может обнаружить «трудное место» в произведении, реже – найти

пути ее преодоления. Все три компонента методико – психологической

установки ( где, почему, как) должны быть всегда в распоряжении педагога в

период выработки учеником самостоятельных навыков.

Воспитание у ребенка самостоятельности должно строиться на основе

доступности, конкретности художественной яркости методического приема

преподавания. Не менее существенно включение в содержание урока

проверки уровня самостоятельности ученика, начиная с предложения ему

простейших

заданий,

например,

найти

мелодию

и

аккомпанемент,

рассказать, как они изменяются в репризной части произведения. Сколько

голосов, какой из них звучит более красиво и тому подобное.

Для

некоторых,

особенно

невнимательных

детей

небесполезно

проводить часть уроков под девизом: «как я учу дома». Такое наблюдение

поможет педагогу выявить те стороны самостоятельной работы ученика, над

которыми он, возможно, не задумывался.

Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного

внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении

дневного

расписания

с

тем,

чтобы

была

соблюдена

разумная

последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для

образовательной школы. Не все дети и подростки понимают, что работа за

инструментом требует большого умственного напряжения и становится не

только бесцельной, но даже вредной, когда человек сильно утомлен. Поэтому

лучше всего ей отводить утренние часы. Если это не возможно, то

целесообразнее посвятить музыке время перед приготовлением уроков для

общеобразовательной школы, чем после них: переключение внимания

отразится благоприятно на занятиях как искусством, так и наукой. Учащиеся

музыкальных школ не могут уделить очень много времени фортепианной

4

игре. Кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо

читать книги, ходить в кино, театры, концерты, заниматься спортом, гулять,

иначе они вырастут или недостаточно культурными или физически

незакаленными,

с

расшатанной

нервной

системой.

Поэтому

педагог

специального класса должен обратить особое внимание на повышение

качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так,

чтобы ни одна минута не пропала зря. В увеличении производительности

работы за инструментом у каждого ученика всегда можно найти большие

неиспользованные резервы. Реализация их – одна из важнейших задач

правильной организации домашней работы. Одно из самых важных правил

для ученика-

научиться гибко, применительно к

новым задачам,

распределить свое время между различными объектами работы. Приобрести

это умение можно лишь в процессе собственной практики Педагог же

должен руководить ею более тонкими методами, чем установлением времени

для

изучения

того

или

иного

сочинения

в

первую

очередь

соответствующим

проведением

урока,

умелым

акцентированием

первоочередных задач, возникающих в процессе изучения подготавливаемой

программы.

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать

условия, в которых тот живет. Иногда родители не понимают, как вредно

играть ребенку на рояле расстроенном, у которого слишком тугая педаль

или западают некоторые клавиши. Порой не учитывается плохое освещение

пюпитра и клавиатуры. Все эти «мелочи» в действительности имеют

большое значение. Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой их

детей. Некоторые матери преувеличенно опекают ребенка, превращаются в

репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот,

музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны

родителей, которые не только не следят, чтобы ребенок действительно

работал за инструментом, но даже не понимают, как важно создать в это

время в комнате тишину. Иногда приходится проводить с родителями

настоящую воспитательную работу, добиваться того, чтобы они помогали, а

не мешали музыкальному развитию ребенка. Родители должны следить,

чтобы ребенок занимался в положенное время и создать ему необходимые

условия для работы, но вмешиваться в нее без крайней нужды им не

следует. Пусть лучше

о

всех замеченных недостатках они сообщают

педагогу: нет ничего хуже, когда мать и педагог начинают учить ребенка « в

четыре руки». Конечно, в отношении самых маленьких не исключается

возможность некоторого присмотра за выполнением домашних заданий.

5

Успешность самостоятельной работы ученика во многом определяется

существующим в семье отношением к труду, в частности труду детей. К

сожалению, приходится замечать, что некоторые отцы и матери доже те, кто

сами прошли суровую жизненную школу, стремятся оберегать своего

ребенка от труда, считают, что пока он еще маленький, пусть поживет в свое

удовольствие.

С

подобными

воззрениями

родителей

приходится

сталкиваться и педагогу музыкальной школы. Надо ли говорить о том, что

пока он не добьется коренного перелома в отношении к труду в семье

ученика, попытки научить последнего работать за инструментом будут

входить в противоречие с привычным укладом жизни и могут оказаться

весьма малоуспешными.

Форма проведения урока

Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит

и от формы проведения урока и проверки задания.

Во многом формы проведения урока определяются индивидуальностью

педагога, его методическими воззрениями и вкусами, привычками. Так,

например, Фильд относительно мало играл, Антон Рубинштейн, занимаясь с

Иосифом Гофманом, много говорил по поводу исполнения, но сам никогда

не показывал за инструментом тех произведений, над которыми с ним

работал.

Как бы не были разнообразны формы занятий с учеником, прежде

всего

возникает

вопрос

последовательности

работы

над

учебным

материалом. Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно

важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени.

Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке

детальнее заняться частью произведений, а на следующем - остальными,

ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и

несколькими самыми существенными замечаниями.

Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине

урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу

на самый конец, обычно систематически не успевают ее выполнять.

Особенно опасны уроки, предусматривающие проверку большого количества

заданий (гаммы, этюды, полифонические произведения, сонатины, пьесы).

Педагог ограничивается на них лишь общими замечаниями, либо частичным

проигрыванием трудных для ученика эпизодов произведения. После такого

урока

учащийся,

по

сути,

бывает

дезориентирован

относительно

6

направленности домашней работы. Фактически он продолжает топтаться на

месте, многократно повторяя заданное, порой даже теряя интерес к нему.

Наиболее эффективны уроки, где все внимание сосредотачивается на

художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Поэтому

часто приходиться ограничиваться лишь глубокой проработкой одного - двух

более сложных произведений. Необходимость закреплений на каждом

занятии всего показанного не является обязательным. Все зависит от

быстроты и гибкости музыкально-двигательной реакции учащегося и

понимания им своих задач. Важно, чтобы ребенок эскизно усвоил новый

навык или слуховое ощущение и знал, как работать над ним дома. В старших

классах работать можно над одной пьесой. Остальное задание проверить за

пять – десять минут.

Много и вполне справедливо в литературе осуждался метод так

называемых «попутных поправок, при котором педагог, прослушивая

ученика, начинает его прерывать и делать указания. Так можно заниматься,

пожалуй, только в таких случаях, когда педагог сразу слышит, что ученик

совсем не работал и ничего из указаний не выполнил. Тогда, может быть,

имеет смысл, прервав его пару раз и отметив плохую работу, закрыть ноты и

потребовать исправления ошибок. Слушая ученика, необходимо хорошо

запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и

недостатки. Если видно, что ученик работал над пьесой, то даже в том

случае, если многие недостатки оказались непреодолимыми, полезно

отменить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его и правильно

ориентировать в домашней дальнейшей работе. Не следует слишком

загружать внимание ученика множеством

замечаний в результате чего

многое и часто самое существенное оставляется им без внимания. Опытный

же педагог обращает прежде всего внимание ученика на самое главное – на

общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки.

Каждому педагогу должно быть ясно, что любой конкретный совет,

будь то прием звукоизвлечения, трактовка и тому подобное – требует

продумывания, индивидуального применения в работе с каждым учеником.

Обычные рекомендации педагога: «Учи медленно и громко» - не только не

выполняются в домашних занятиях, но, по сути, очень односторонне влияют

на развитие техники в целом. Не случайно в лучшем пианистическом опыте

прошлого и современности в работу над техникой включаются более гибкие

темпо – динамические градации.

7

Учить нужно не в «застойном» (Э. Петри), а в том средне допустимом

на данном этапе темпе, в котором ученик и слышит звуковую ткань и

ощущает звукоизвлечение. Чередование такого тренировочного темпа с

необходимым (в будущем основным) – явление совершенно закономерное.

Игрой в основном темпе ученик проверяет достигнутое и выявляет еще

имеющиеся недостатки. Наблюдаемое

явление «забалтывания» ранее

удавшихся мест можно объяснить двумя причинами:

- Неорганизованной, как правило, в быстрых темпах проработкой учеником

трудных эпизодов дома.

- Использование не закрепленного на уроке технического приема.

В этих случаях учить полезно на иной основе, например, с помощью

кантилены или изменения динамических градаций.

Большое значение в работе над произведением имеет показ педагога.

Показ – это проигрывание произведения (чаще фрагмента) в таком

освещении, как это нужно ученику в данный момент работы. Короче – это

педагогически направленное исполнение. Показ освещает ученику пути к

достижению цели. Иногда педагог играет фрагмент в различных темпах,

варьируя соответственно динамику, туше и так далее. При этом, он не делает

вывода, предоставляя это самому ученику: «попробуй дома сам поиграть по-

разному, поищи, как лучше».

На уроке используются различные методы, помогающие ученику

понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще

всего это - проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и

словесными пояснениями.

Проигрывать сочинения важно потому, что

содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей

полноте передать словами или каким – либо другим способом.

Как ни странно некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с

учеником «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре (в

очень высоком или в очень низком, в зависимости от того, с какой стороны

педагог сидит от ученика (справа или слева), а главное, не обращая внимание

на качество звука . В некоторых случаях педагоги сознательно показывают

отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с

тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может

принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Надо

8

помнить, что мы учим в первую очередь на положительных образцах, а не на

отрицательных.

Работа над репертуаром

Практика показывает, что знакомое слуху ребенка музыкальное

произведение быстро разбирается и выучивается. Ученик с большим

интересом работает над ним дома. Этим подтверждается необходимость

постоянно расширять слушательский кругозор учащихся, а не ограничивать

их индивидуальными репертуарными планами. Часто, например, ребенок с

удовольствием

учит

произведение,

неоднократно

слышанное

им

в

исполнении товарищей по классу.

В быту учащиеся довольно часто говорят, что они «отыграли» на зачете

то или иное произведение. Это выражение довольно точно передает

действительное положение дела потому, что обычно, исполнив публично

какую -либо пьесу, учащиеся к ней больше не возвращаются, сплошь и

рядом даже не думают о том, чтобы хоть разыграть ее «для себя». Между тем

подобная практика никак не может быть названа рациональной. Прежде

всего, исполнение ученика, редко бывает вполне совершенным. Обычно

остается немало погрешностей, которые следовало бы исправить, и работа

над которыми могла бы принести большую пользу. Кроме того, важно уже в

детском

возрасте

позаботиться

о

накоплении

хотя

бы

небольшого

репертуара. Исполнитель, приучивший себя «иметь в пальцах» некоторое

количество произведений, выгодно отличается от исполнителя, который

всегда только учит произведения с тем, чтобы потом тотчас же их забыть. У

исполнителей имеющих репертуар, в работе над ним значительно быстрее

развивается пианизм, память, выдержка, накапливается опыт работы над

отделкой произведения.

Работа над репертуаром , разумеется не должна занимать много

времени. В первые годы обучения следует повторять только отдельные

произведения. В последствие их количество надо постепенно увеличивать.

Задание на дом. Оценка.

В воспитании творческого отношения к игре, большое значение имеет

запись домашнего задания в дневнике учащегося и оценка. Существует

несколько путей записи в дневнике, например: 1) ученик диктует, что он

должен сделать дома; 2) ученик сам записывает; 3) педагог записывает

домашнее задание. Оценка – очень сильное средство. За каждую пьесу

9

ученик сам себе ставит оценку. Тем самым он анализирует свою домашнюю

работу. Педагог выводит общую оценку и ставит в дневник. Поощрения

самостоятельности ученика в этой области пробуждает более живое

отношение к занятиям музыкой и к работе над избранными произведениями.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только

объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним.

С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее

существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать

соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках.

Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными

печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание. Это приучает

с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению

качества домашней работы. Учитывая большое воспитательное значение

отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему

получил тот или иной балл.

Заключение

В детстве закладывается не только основы знаний, но и формируется

музыкальное мышление и умение работать. Решающим фактором реальных

успехов ученика является режим его домашних упражнений, рассчитанных

на самостоятельное выполнение. Урок, проводимый педагогом, должен

быть эмоционально окрашен, без чего занятия музыкой не будут увлекать

воображения ученика. И только сумев достигнуть заинтересованности

ребенка в занятиях музыкой можно ощутить результаты работы.

10

Используемая литература

1 О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»

2. М. Беланова «Уроки музыки для детей»

3.Б Милич «Воспитание ученика пианиста»

4.С. Тимакин «Воспитание пианиста. Методическое п

особие»

5.Г. Хохрякова « Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?»

11



В раздел образования