Автор: Ольхина Светлана Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 642 "Земля и Вселенная"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Современные образовательные технологии – метод проектов. Использование метода проектов на занятиях по декоративно – прикладному искусству"
Тема: "Современные образовательные технологии"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Доклад на тему:
«Современные образовательные технологии – метод проектов.
Использование метода проектов на занятиях
по декоративно – прикладному искусству»
Автор:
Ольхина Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного
образования
ОДОД Детская школа искусств
2017г.
Содержание
1. Современные образовательные технологии – метод проектов
1.1. Описание технологии – метод проектов
1.2. Актуальность и значимость использования технологии
1.3. Цель использования метода проектов
1.4. Типы проектов
1.5. Этапы проекта
1.6.
Скорректированные
блоки
этапов,
содержания
проекта,
деятельности
учащихся
и
педагога
1.7. Особенности технологии
1.8. Оформление документов проекта
1.9. Эффективность технологии
1.10. Результаты применения технологии
2.
Использование
метода
проектов
на
занятиях
по
декоративно
–
прикладному
искусству
2.1. Методический паспорт проекта (общая характеристика проекта)
2.2. Описание работы над проектом
2.3. Основные результаты
2.4. Приложение
Список литературы
2
1. Современные образовательные технологии – метод проектов
1.1.Описание технологии – метод проектов
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы, которая должна закончиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Е. С. Полат
Слово «проект» с лат. - «брошенный вперед» толкуется в словарях как «план, замысел,
текст, или чертеж чего – либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое
дальнейшее
развитие:
«Проект
–
прототип,
прообраз
какого
–
либо
объекта,
вида
деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах
США
и
основался
на
теоретических
концепциях
«прагматической
педагогики»,
основоположником которой был Джон Дьюи (1859 -1952).
Дж. Дьюи, американский философ образования, психолог и педагог, предлагал строить
процесс
обучения
на
познавательной
активности
и
любознательности
ребенка.
Опыт
и
знания ребенок должен был приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной
обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, нахождения ответов на спорные
вопросы
т.
п.
Обучение
должно
проходить
как
преимущественно
трудовая
и
игровая
д е я т е л ь н о с т ь ,
в
кото р о й
р а з в и ва е т с я
в ку с
р е бе н ка
к
с а м о о бу ч е н и ю
и
самосовершенствованию. Дж. Дьюи трактовал метод проектов как совместную деятельность
учителя
и учащихся, направленную на решение возникшего проблемного вопроса. Этот
подход к обучению лег в основу современного метода проектов.
1.2. Актуальность и значимость использования технологии
В традиционной системе обучения акцент делался на усвоении готовых знаний, а
процесс обучения строился в основном на эксплуатации памяти.
Современные
подходы
в
образовании
ориентируют
на
развитие
самостоятельного
мышления
учащихся,
освоение
знаний
на
личностном
уровне,
обретение
культурных
ценностей в процессе проживания отношений. Не усвоение готовых знаний
о мире и
обществе и их воспроизведение, а самостоятельное освоение и практическое применение
этих
знаний – вот
что
становится
показателем
качественно
нового
образовательного
процесса.
Метод проектов дает возможность учащемуся проявить активную позицию в познании,
выработать у него самостоятельное, критическое мышление с опорой на знание фактов,
формировать
умения
практически
применять
полученные
знания,
принимать
аргументированные
решения,
выбирать
эффективные
пути
достижения
цели,
создавать
продукт, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.
Благодаря применению технологии метода проектов происходит развитие
социальных и
коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих способностей,
самостоятельности, волевых качеств. Данный факт является особо значимым в условиях
современной школы, когда от выпускника требуется гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на
практике, грамотно работать с информацией, выдвигать гипотезы решения проблем, быть
коммуникабельным и т. п.
Метод проектов актуален и для педагога, так как применение технологии проектной
деятельности меняет и его самого, оказывает влияние на повышение профессионального
уровня педагога, его творческий рост.
3
1.3. Цель использования метода проектов
Целью использования метода проектов является обучение самостоятельной проектной
деятельности,
в
которой
проявляется
самостоятельность
учащихся
не
только
на
стадии
выбора темы, но и ее разработки, представлении результатов, оценивании процесса работы и
продукта.
1.4. Типы проектов
По признаку
доминирующей
деятельности
По признаку
предметно –
содержательной
области
По характеру
координации
По характеру
контактов
По
продолжительности
выполнения
1.Исследовательские
(требуют хорошо
продуманной структуры,
которая может быть
следующей: цель проекта,
его актуальность, описание
предмета исследования,
анализ и обработка
полученной о ней
информации, сопоставление
с известными фактами,
возможность проведение
эксперимента,
необходимость обобщения
полученных результатов в
виде статьи, реферата,
доклада, обсуждения на
конференции и т. п.)
2.Творческие
(не имеют детально
проработанной структуры,
подчинены конечному
результату, о котором
договариваются участники –
праздник, спортивная игра и
т. п.)
3.Ролевые / Игровые
(участники принимают на
себя роли в соответствии с
характером и содержанием
проекта; результаты этих
проектов намечаются либо
вначале их выполнения,
либо вырисовываются в
самом конце)
4.Информационные
(направлены на сбор
информации о каком – либо
явлении или объекте,
анализе, сопоставлении с
известными фактами,
аргументированные выводы
и их предъявление для
широкой аудитории в форме
1.Монопроект
(проводится в
рамках одного
предмета)
2.Межпредметный
проект
1.С открытой
координацией (когда
координатор
проекта выполняет
свою функцию –
направляет работу
его участников,
организует
отдельные этапы
проекта)
2.Со скрытой
координацией (когда
координатор не
обнаруживает себя в
деятельности групп
участников в своей
функции и
выступает как
полноправный
участник проекта,
иногда имитируя эту
роль)
1.Внутренние или
региональные
(в пределах одной
страны)
2.Международные
(участники
проекта являются
представителями
разных стран)
3.Дистанционные
1.Краткосрочные
(могут
реализовываться на
нескольких занятиях
одного предмета)
2.Средней
продолжительности
(до месяца)
3.Долгосрочные
(от месяца до
нескольких месяцев)
4
стать, реферата, доклада и
пр.)
Часто встречающиеся типы проектов в школьной практике
Учебный
(это
исследование,
запланированное
в
рамках учебной программы; такой проект
осуществляется
в учебном процессе, он
подразумевает участие каждого ученика и
отметку
за
его
выполнение;
акцент
делается не на содержании обучения, а на
процесс
формирования
умений
принять
знания; учащиеся сами определяют роли в
группах, выбирают форму презентации и
пр.;
педагогу
важно
продумать
сроки,
формы, методы, критерии промежуточного
и итогового контроля и сообщить о них
учащимся заранее)
Социальный
( э т о
и н д и в и д у а л ь н а я
и л и
коллективная
работа
учащегося,
ц е л ь ю
к о т о р о й
я в л я е т с я
у л у ч ш е н и е ,
п о з и т и в н о е
преобразование социальной среды
д о с т у п н ы м и
д л я
у ч а щ и х с я
средствами; цель таких проектов –
в о с п и т а н и е
г р а ж д а н с к о й
активности
учащиеся
на
опыте
решения
актуальных
социальных
вопросов)
Театральный
( и с с л е д о в а н и е
п р о бл е м ы
с
использованием методов и приемов
т е а т р а л ь н о
–
и г р о в о й
деятельности,
которая
позволяет
включить
в
процесс
познания
чувства,
сознание
(мышление)
и
д е й с т в и е
( д е я т е л ь н о с т ь ) ;
в
театральной
практике
на
всех
этапах
используются
методы
и
формы
театра
как
обязательные,
способствующие
цело ст ному
развитию
человека:
работа
над
пластикой, мимикой, речью и пр.).
1.5.Этапы проекта
1.
Погружение в проект
Вопросы: «Что мы хотим?»; «Зачем?»; «Что мы будем делать?
2.
Планирование работы
Вопрос: «Как мы будем достигать цели?»
3.
Реализация проекта
Вопрос: «Что мы будем конкретно делать?»
4.
Отчет о результатах проекта
Вопрос: «Что мы представляем как результат проекта?»
5.
Оценка проекта и рефлексия
Вопрос: «Что было сделано хорошо, а что плохо?»
1.6. Скорректированные блоки этапов, содержания проекта,
деятельности учащихся и педагога
Этапы работы
Содержание
Деятельность
учащихся
Деятельность педагога
1 . П о г р у ж е н и е
в
проект
Вопросы:
« Ч т о
м ы
х о т и м ? » ;
«Зачем?»; «Что мы будем
делать?»
Формулировка
проблемы,
т е м ы ,
ц е л и
и
з а д а ч
проекта
осуществляют:
- л и ч н о с т н о е
п р и с в о е н и е
проблемы;
- вживание в ситуацию;
- п р и н я т и е ,
у т о ч н е н и е
и
конкретизация цели и задач
моделирует:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель, задачи
5
2.Планирование
Вопрос:
«Как
мы
будем
достигать цели?»
С о с т а в л е н и е
п л а н а
работы
осуществляют:
- разбивку на группы;
- планирование хода работы;
- выбор формы предоставления
результата
-дает общее представление обо
всем
процессе
проектной
деятельности от планирования
до защиты;
-
закрепляет
в
со знании
учащихся
собственно
ими
принятые решения
3.Реализация
проекта
Вопрос:
«Что
мы
будем
конкретно делать?»
Исследование проблемы
- выполняют творческие работы;
-решают возникающие вопросы;
-подготавливают
презентацию
результатов своей деятельности
-наблюдает,
консультирует,
советует;
-дает новые знания;
-репетирует
с
учащимися
предстоящую
презентацию
результатов,
-косвенно руководит
4 .
О т ч е т
о
результатах проекта
В о п р о с :
« Ч т о
м ы
п р е д с т а в л я е м
к а к
результат проекта?»
Ус т но е
с о о б щ е ние
в
сопровождении
слайдов,
эскизов, и др.
-демонстрируют
понимание
проблемы, цели и задач;
- п о к а з ы в а ю т
у м е н и е
планировать
и
осуществлять
работу;
- представляют продукт;
-аргументируют
найденный
способ решения проблемы;
- ответы на вопросы экспертов
-помога е т
в
п р о в е д е н и и
презентации;
-акцентирует
внимание
на
интересных моментах;
-косвенно руководит
5.Оценка проекта
и рефлексия
В о п р о с :
« Ч т о
б ы л о
сделано
хорошо,
а
что
плохо?»
Оценка проекта.
Выводы.
-
обсуждают
п роведе н н ую
работу над проектом;
-заполняют анкеты (самооценка
и взаимооценка)
-косвенно руководит;
-помощь в заполнении анкет;
-обобщает и резюмирует;
-подводит итоги обучения;
-оценивает
(педагогическое
наблюдение)
1.7. Особенности технологии
Метод
проектов
представляет
собой
деятельность
группы
обучающихся,
которые
сообща выбирают тему, определят цель, формулируют задачи, разрабатывают совместно план
действий, проводят в малых группах запланированную работу, представляют ее результаты в
классе
или
в
рамках
широкого
социального
окружения,
завершают
проект
оценкой
результатов и рефлексией.
Ориентация на интересы учащихся
Учащиеся должны быть способны в соответствии с их интересами ставить научно
значимые вопросы и активно участвовать в познании.
Выбор проблемы выносится на
обсуждение, во время которого выясняются совместные интересы и определяется тема;
Ориентация на цель и продукт
Традиционное занятие ориентировано на воспроизведение знаний, а проектное занятие
– на продукт. Особенность состоит в том, что знания важны не сами по себе, а для того,
чтобы выстраивать деятельность, используя знания на практике;
Собственная ответственность
Учащиеся самостоятельно определяют этапы работы и оценивают свои возможности,
самостоятельно планируют и самостоятельно проводят планы в жизнь. Роль ответственности
и самостоятельности обучающихся усиливается;
Социализация учащихся
Учащиеся в период работы над проектом учатся общаться между собой, отстаивать
собственные интересы и принимать во внимание интересы других;
Смена ролевых позиций педагога
6
Педагог - специалист, содействующий процессу проведения проекта, стимулирующий
работу группы, понимающий и поддерживающий учащихся (фасилитатор), специалист по
организации процесса работы, знающий куда и как вести группу, чтобы добиться нужной
цели,
как
удержать
внимание,
вызвать
интерес
к
предмету
обсуждения,
не
прибегая
к
командному
стилю
руководства
(модератор),
наставник,
консультант,
куратор
в
работе
(тьютор).
Метод
проектов
предполагает
использование
совокупности
других
методов
(исследовательских, обучения в малых группах, мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра и
пр.),
что
составляет
дидактическую
систему,
способную
сформировать
необходимые
компетентности у школьников.
1.8. Оформление документов проекта
Портфолио проекта
(составляют учащиеся при помощи педагога
или самостоятельно)
представляет собой папку документов, среди которых
паспорт проекта, этапы реализации проекта, рабочие
материалы - эскизы, модели; возможно, результаты
промежуточной рефлексии.
В паспорт проекта входят - название проекта; учебный
предмет, в рамках которого проводится работа, группа и
возраст учащихся; цель и задачи проекта в соответствии с
выявленной проблемой; предполагаемые сроки
реализации проекта; руководитель проекта; тип проекта;
вопросы проекта (2-4).
Папка может быть представлена для внешней экспертизы,
а также для презентации.
Методическое описание проекта
(составляет педагог)
структурированное описание проекта и его методическое
сопровождение, отражающее работу педагога:
педагогические цель и задачи, наблюдения за работой
учащихся, результаты и выводы.
Примерная структура
методического описания проекта:
1.Методический паспорт проекта
(общая характеристика проекта);
2.Описание работы над проектом;
3. Основные результаты;
4. Приложение.
1.9. Эффективность технологии
Эффективность
проекта
проявляется
в
развитии
у
детей
умений
самовыражения,
самопрезентации,
рефлексии.
Проектная
деятельность
развивает
личностные
качества
учащихся - самостоятельность, умение формулировать проблему и задачи для ее решения,
укрепляет
волю,
целеустремленность,
ответственность,
инициативность,
мотивацию
к
деятельности, развивает творческие способности.
1.10. Результаты применения технологии
Результатом проекта является как предметно выраженная деятельность – продукты, так
и
опыт
мыслительной,
эмоциональной,
совместной
работы.
Видимая
часть
результата
(продукт) предъявляется на презентации, другая – оценивается на этапе рефлексии самими
учащимися.
Продукты
проектной
деятельности
–
то,
что
является
наглядным
представлением
работы над проектом: изделие декоративно – прикладного искусства, модели костюмов,
дизайн – макет, публикация, иллюстрации и пр.
Оценка результатов проекта может состоять из нескольких частей: оценки экспертов,
самооценки, групповой оценки, оценки педагога, сопровождающего проект. Педагог должен
сформулировать принципы оценивания, критерии и показатели, которые будут учитываться
при проведении итогов и выставлении отметок за проект. Экспертами могут выступать
педагоги, родители, учащиеся, представители общественности.
7
2. Использование метода проектов на занятиях
по декоративно – прикладному искусству
2.1. Методический паспорт проекта (общая характеристика проекта)
2.2. Описание работы над проектом
2.3. Основные результаты
2.4. Приложение
2.1. Методический паспорт проекта
Тема проекта: «Открытки – подарки к традиционным русским праздникам Рождество и
Пасха».
Группа, возраст, количество учащихся: третий год обучения; 9 – 11 лет; 12 человек.
Тип проекта: учебный, монопроект, открытый, средней продолжительности.
Направленность дополнительного образования: «Декоративно – прикладное искусство».
Учебная тема, в рамках которой проводится проект: «Макетирование. Создание открытки».
Проблема, над которой работали учащиеся в проекте: Создание дизайн - макета открытки к
традиционным
русским
праздникам
–
Рождество
и
Пасха,
используя
композиционные
основы плоскостного и пространственного макетирования.
Цель
проекта:
развитие образного,
пространственного
мышления,
эмоционально
–
чувственного мира учащихся средствами приобщения их к основам макетирования, освоение
основных
правил
макетирования,
формирование
умений
и
навыков
самостоятельной
деятельности при создании дизайн - макета открытки к традиционным праздникам на Руси.
Задачи проекта:
Обучающие (предметные):
ознакомить с историей возникновения праздников на Руси – Рождество и Пасха;
дать общее представление о проектной деятельности;
ознакомить
с
понятиями: макетирование,
дизайн,
дизайн
-
макет,
конструкция
(плоскостная, пространственная), синтез изображения и шрифта;
закрепить основные понятия: композиция; форма, доминанта, симметрия и асимметрия,
ритм, цвет, колорит, фактура, пропорция, силуэт, гармония, целостность, стилизация;
закрепить живописные, графические техники изображения и различные техники работы с
бумагой на практике;
обучить основам макетирования при создании дизайн - макета открытки;
формировать навыки самоанализа и взаимоанализа;
Развивающие (метапредметные):
развивать
интерес
к
творческой
и
исследовательской
деятельности
в
области
макетирования;
развивать интерес к традиционным праздникам на Руси;
развивать творческую индивидуальность и навыки работы в сотрудничестве;
развивать наблюдательные, познавательные и художественно – творческие способности,
фантазию, зрительно – образную память, пространственное ассоциативное мышление,
чувства композиции, гармонии, ритма, пропорциональности, колорита, эмоционально –
эстетические качества;
8
Воспитывающие (личностные):
воспитывать уважение к традиционным русским праздникам, как к неотъемлемой части
национальной культуры;
воспитывать
чувство
красоты,
трудолюбие,
аккуратность,
взаимопонимание,
доброжелательность, внимательное отношение к окружающим людям.
Вопросы проекта: Как создать дизайн - макет открытки – подарка к праздникам? Какова
история возникновения традиционных праздников на Руси?
Планируемые результаты: обретение учащимися практических знаний, умений и навыков в
области плоскостного и пространственного макетирования при создании дизайн - макета
открытки к традиционным праздникам на Руси Рождеству и Пасхе»; закрепление основных
техник изображения и основ композиции.
Эффективность реализации проекта: развитие у учащихся следующих умений и личностных
качеств
-
возможность
формулировать
проблему
и
задачи
для
ее
решения,
самостоятельность,
целеустремленность,
умение
работать
сообща,
ответственность,
инициативность, творческие способности, способность к самопрезентации и рефлексии.
Планируемые продукты: дизайн – макет открытки - подарка к праздникам
Рождеству и
Пасхе.
Общее время работы над проектом: 10 часов (5 занятий по 2 академических часа один раз в
неделю).
Материально – техническое и информационное обеспечение:
художественные материалы для работы: гуашь, кисти № 1-5, палитра, контуры по стеклу
и керамике цветной картон Ф – А4, цветная бумага двусторонняя плотная Ф - А4, бумага
для черчения Ф - А4, ножницы, клей ПВА, линейка, полоски для квиллинга, зубочистка,
бусинки и пр.;
ЭОР,
созданные
педагогом:
презентации
-
«Создание
дизайн
–
макета
открытки»;
«Традиционные праздники на Руси»;
ЭОР лицензионные: «Рождество» Музыкальный диск.
Фирма производитель – ООО
«Маркон», лицензия МПТ Россия ВАФ №77-103 от 02. 10.06.;
вопросы викторины; тексты конференции (комментарии к презентации «Традиционные
праздники на Руси»); таблицы «Пластика плоскостной и пространственной формы»;
«Шрифт»; «Основы композиции»; «Различные техники изображения»;
образцы лучших дизайн – макетов открыток, созданных учащимися;
раздаточный
материал
по
теме
проекта
(изображения
ангелов,
соборов,
снегирей,
снежинок, пасхальной символики т. п.);
компьютер с художественным программным обеспечением.
Образовательные технологии, использованные при проведении проекта:
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно – коммуникативные (презентации);
Игровые технологии (проведение викторины);
Личностно – ориентированное обучение (сотрудничество – обучение в малых группах);
Технология проблемного обучения.
Формы и методы проведения занятий при осуществлении проекта:
формы занятий:
- занятие – конференция (часть занятия);
- занятие - викторина (часть занятия);
-практические
занятия
(индивидуальная
работа
и
работа
в
сотрудничестве
-
самостоятельная работа учащихся);
- занятие – семинар (обобщающее занятие);
9
словесные методы (объяснение, беседа, рассказ):
-объяснение
основ
проектной
деятельности; основ макетирования; основных художе-
ственных терминов и понятий по теме;
- беседа о правилах композиции; о различных художественных материалах и техниках,
способах и методах изображения (традиционных, нетрадиционных);
- рассказ о традиционных праздниках на Руси;
наглядные методы (иллюстрация, демонстрация):
- демонстрация презентаций по теме проекта (электронные образовательные ресурсы,
созданные педагогом)
- показ таблиц по теме проекта, сделанных педагогом; образцов лучших дизайн - макетов
учащихся;
- личный показ педагога техник, методов и приемов изображения;
- раздаточный материал по теме проекта;
практические методы:
- дидактическая игра (знание основ композиции, техник и методов изображения);
- выполнение творческого проектного задания (практическая работа по макетированию
открытки
с
применением
различных
художественных
материалов,
техник
и
методов
изображения, стилизации).
Формы и методы диагностики образовательных результатов проекта:
Защита
проекта,
анкетирование
(самооценка,
взаимоконтроль)
и
педагогическое
наблюдение (итоговый контроль).
2.2. Описание работы над проектом
Этапы
работы/
(Занятия)
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Этап
1.Погружение
в проект
(Занятие 1)
Вопросы:
« Ч т о
м ы
хотим?»;
«Зачем?»;
«Что мы будем
делать?»
Формулировка
проблемы,
темы,
цели
и
задач проекта
•
смотрят презентацию;
•
отвечают на вопросы;
•
с помощью педагога формулируют
проблему, цель и задачи проекта.
Проблема: Создание дизайн - макета
открытки – подарка к традиционным
русским
праздникам
–
Рождеству
и
Пасхе,
используя
композиционные
о с н о в ы
п л о с к о с т н о г о
и
пространственного макетирования.
Т е м а : «Открытки
–
подарки
к
традиционным
русским
праздникам
Рождеству и Пасхе».
Цель:
Создание
дизайн
-
макета
открытки – подарка к традиционным
русским
праздникам
–
Рождеству
и
Пасхе,
используя
композиционные
о с н о в ы
п л о с к о с т н о г о
и
пространственного макетирования.
Задачи:
просмотр презентаций «Создание
дизайн – макета открытки» (чтобы
узнать
этапы
создания
дизайн
–
макета открытки), «Традиционные
праздники на Руси» (чтобы глубже
узнать
историю
возникновения
праздников Рождества и Пасхи);
составить
индивидуальный
план
работы
над
своим
дизайн
–
показывает
п р е з е н т а ц и ю
Традиционные праздники на Руси»
( Т р а д и ц и и
п р а з д н о в а н и я
Рождества и Пасхи);
беседует с учащимися;
образцы
лучших
дизайн
–
макетов открыток;
моделирует проблему,
тему, цель и задачи проекта.
10
макетом открытки;
сделать
эскиз
своего
дизайн
–
макета
открытки
в
карандаше,
а
затем в реальном формате.
2.Планировани
е
(Занятие 1)
Вопрос:
«Как мы будем
достигать
цели?»
Составление
плана
знакомятся
с
этапами
проектной
деятельности;
определяют свое место в
работе
над
проектом
(индивидуальная
работа, работа в сотрудничестве);
определяют источники получения
информации;
с
помощью
педагога
планируют
ход работы над проектом.
План работы над проектом:
смотреть презентации «Создание
дизайн
–
макета
от крыт ки»
(участвовать
в
в и к т о р и н е ) ;
«Традиционные
праздники
на
Р у с и »
( у ч а с т в о в а т ь
в
конференции);
составить
индивидуальный
план
работы
над
своим
дизайн
–
макетом открытки;
сделать
эскиз
своего
дизайн
–
макета открытки в карандаше;
сделать дизайн – макет открытки в
реальном формате;
составить
интеллект
-
карту
(«Дизайн
–
макет
открытки»);
синквейн («Открытка»);
готовиться к защите проекта;
участвовать
в
семинаре
(защита
проекта);
участвовать
в
анкетировании
(рефлексия);
провести
выставку
дизайн
-
макетов открыток.
дает
общее
представление
обо
в с е м
п р о ц е с с е
п р о е к т н о й
деятельности (знакомит с формой
презентации результата, с планом
з а щ и т ы
п р о е к т а ,
с
и н д и в и д у а л ь н ы м и
к а р т а м и
участников проекта и критериями
оценок);
закрепляет
в
сознании
учащихся
собственно ими принятые решения
3.Реализация
проекта
(Занятие 1)
Вопрос:
«Что
м ы
б у д е м
конкретно
делать?»
Исследование
проблемы
смотрят
презентацию
«Создание
дизайн – макета открытки»;
у ч а с т в у ю т
в
в и к т о р и н е
(отгадывают кроссворды);
прис тупа ют
к
с о с т а в л е н и ю
интеллект
-
карты
(«дизайн
–
макет») и синквейна («открытка»).
показывает презентацию;
объясняет новые термины;
проводит викторину;
з а д а е т
з а д а н и е
( с о с т а в и т ь
интеллект – карту, синквейн)
консультирует;
проводит опрос (рефлексия)
3.Реализация
проекта
(Занятие 2)
Вопрос:
«Что
м ы
б у д е м
конкретно
делать?»
Исследование
проблемы
с м о т р я т
п р е з е н т а ц и ю
«Традиционные
праздники
на
Руси»
(История
возникновения
праздников Рождества и Пасхи);
у ч а с т ву ю т
в
к о н ф е р е н ц и и
( к о м м е н т и р у ю т
с л а й д ы
презентации);
прис тупа ют
к
с о с т а в л е н и ю
кроссвордов с ключевыми словами
«Рождество и «Пасха»
составляют индивидуальный план
работы (определяют тему, сюжет,
конструкцию,
форму,
цветовое
решение,
технику,
материалы
и
инструменты);
создают
эскизы
своих
дизайн
–
п о м о г а е т
п р и
п р о в е д е н и и
конференции
и
при
создании
эскизов;
а к ц е н т и р у е т
в н и м а н и е
н а
интересных моментах;
з а д а е т
з а д а н и е
( с о с т а в и т ь
кроссворды с ключевыми словами
«Рождество» и «Пасха»)
консультирует;
проводит опрос (рефлексия)
11
макетов открыток в карандаше.
3.Реализация
проекта
(Занятие 3)
Вопрос:
«Что
м ы
б у д е м
конкретно
делать?»
Исследование
проблемы
выполняют
дизайн
–
макет(ы)в
реальном формате.
консультирует;
помогает;
наблюдает за работой учащихся;
проводит опрос (рефлексия)
3.Реализация
проекта
(Занятие 4)
Вопрос:
«Что
м ы
б у д е м
конкретно
делать?»
Исследование
проблемы
доделывают дизайн – макет(ы) в
реальном формате;
готовятся к защите над проектом
(уточняют
и
прописывают
этапы
работы
над
своими
дизайн
–
макетами,
интеллект
–
карту,
сиквейн, кроссворды)
консультирует;
помогает;
наблюдает за работой учащихся;
р е п е т и р у е т
с
у ч а щ и м и с я
предстоящую презентацию;
проводит опрос (рефлексия)
4 .
О т ч е т
о
результатах
проекта
(Занятие 5)
Вопрос:
«Что
мы
представляем
как
результат
проекта?»
Проведение
презентации.
Устное
сообщение
в
сопровождении
эскизов, таблиц
и др.
слушают выступления;
участвуют
в
семинаре
(защита
п р о е к т а )
- демонстрируют
понимание
проблемы,
цели
и
з а д ач ;
п о ка з ы в а ю т
у м е н и е
планировать
и
о суще ствлять
работу;
представляют
продукт;
аргументируют найденный способ
решения
проблемы;
ответы
на
вопросы экспертов
п о м о г а е т
в
п р о в е д е н и и
презентации;
а к ц е н т и р у е т
в н и м а н и е
н а
интересных моментах;
косвенно руководит
5.Оценка
проекта
и рефлексия
(Занятие 5)
Вопрос:
«Что
было
сделано
хорошо,
а
что
плохо?»
Оценка
проекта.
Выводы.
обсуждают
проведенную
работу
над проектом;
заполняют анкеты (самооценка и
взаимооценка)
обобщает и резюмирует;
подводит итоги обучения;
косвенно руководит;
о ц е н и в а е т
( п е д а г о г и ч е с ко е
наблюдение)
проводит опрос (рефлексия)
Наблюдения педагога за работой учащихся в процессе работы над проектом:
Учащиеся с большим интересом включились в работу уже на этапах «Погружение в
проект»
и
«Планирование»,
принимали
активное
участие
в
викторине
и
конференции,
отвечали
на
вопросы,
внимательно
слушали
педагога
и
друг
друга,
задавали
вопросы,
советовались друг с другом на этапе «Реализация проекта».
Каждое занятие – практикум на этапе «Реализация проекта» дети с удовольствием
приступали к своей творческой деятельности по созданию дизайн – макетов открыток. Они
работали дружно и аккуратно, помогали друг другу. Сначала они выполняли эскизы макетов
открыток, а затем
переходили к работе в реальном формате. На стадии создания эскиза
учащиеся определяли тему, сюжет, форму и конструкцию будущей открытки, ее цветовое
решение, технику исполнения, материалы и инструменты, которые понадобятся для работы.
Все это они отразили в интеллект - карте «Дизайн – макет открытки», которую заполнил
каждый участник проекта.
12
Учащимся понравилось составлять синквейн со словом «Открытка» и кроссворды с
ключевыми словами – «Рождество» и «Пасха» - они предложили множество вариантов.
Дети
проявили самостоятельность и фантазию при создании своих дизайн – макетов открыток,
создав
оригинальные
конструкции
и
придумав
интересные
формы
и
сюжеты.
Многие
сделали
по
два
и
даже
три
макета
открытки.
Большинство
учащихся
работали
индивидуально. Вместе над созданием дизайн - макета открытки трудились двое человек,
выполнив при этом и свои индивидуальные проекты открыток.
На этапе «Отчет о результатах проекта» практически все учащиеся четко, логично и
полно представили получившийся продукт (макет открытки), описав последовательно план
своей работы над ним. Участники проекта продемонстрировали глубину знаний по теме, над
которой
работали,
выступали
убедительно
и
были
готовы
к
дискуссии,
умели
аргументировать свои ответы.
На
этапе «Оценка проекта и рефлексия»
учащиеся оценили свою работу в проекте
путем
коллективного
обсуждения
на
защите
/
презентации
проекта
и
анкетирования
письменно
-
заполнение
индивидуальной
карты
участников
проекта
(самооценка
и
взаимооценка) («Общая оценка проекта»).
2.3. Основные результаты
Эффективность технологии метода проектов:
Данный
проект
помог
развить
у
учащихся
следующие
умения
и
личностные
качества:
возможность
формулировать
проблему
и
задачи
для
ее
решения,
самостоятельность,
целеустремленность, умение работать сообща, ответственность, инициативность, творческие
способности, способность к самопрезентации и рефлексии.
Результатами применения метода проектов стали:
расширение знаний и представлений о традиционных русских праздниках – Рождестве и
Пасхе;
обретение
практических
знаний,
умений
и
навыков
в
области
плоскостного
и
пространственного
макетирования
при
создании
дизайн
-
макета
открытки
к
традиционным праздникам на Руси;
закрепление на практике техник изображения и основ композиции;
получение планируемых продуктов: дизайн – макетов открыток - подарков к праздникам
Рождеству и Пасхе.
Диагностика индивидуальных карт участников проекта выявила достаточно адекватную
самооценку
учащихся,
которая
в
целом
соответствует
оценке
педагога
(метод
педагогического наблюдения). Колебание среднеарифметической величины во взаимооценке
учащихся незначительно и в целом тоже соответствует оценке педагога.
Вывод
Метод проектов делает учащихся активными участниками образовательного процесса.
При осуществлении проекта ценны не только его продукты, но и сам процесс, который
позволяет
учащимся
почувствовать
себя
творческими
личностями,
которые
умеют
самостоятельно выделять проблему, определять тему, формулировать цель и задачи проекта,
планировать
и
реализовывать
намеченные
планы,
быть
ответственными
за
принятые
решения,
участвовать
в
познавательно
–
поисковой
работе,
свободно
осуществлять
коммуникацию, отстаивать собственные интересы,
и принимать
во внимание интересы
других участников проекта, логически мыслить, анализировать и делать выводы.
Метод проектов становится инструментом развития социальных и коммуникативных
компетентностей у учащихся, их познавательных и творческих способностей, что является
особо значимым в условиях современной школы.
13
2.4. Приложение
Индивидуальная карта участника проекта «Общая оценка проекта»
Эксперты
Критерии
Среднеарифметическая величина
с
Актуальность
проблемы.
Глубина изучения
заявленной
проблемы.
Практическая
направленность
и значимость
работы.
Уровень творчества.
Работа команды.
Защита
проекта
Рефлексия
Показатели
Соответствие
заявленной
проблемы
содержанию
учебного
предмета.
Достаточный
спектр
поставленных
для решения
задач
и их
проработанность,
привлечение для
изучения
достаточных
источников
информации,
методов и
способов ее
получения.
Освоение
практических
умений.
Оригинальность
раскрытия темы,
новизна
предлагаемых
подходов к решению
задач.
Активность каждого
участника проекта
умение сотрудничать.
Качество продукта.
Логичность,
полнота,
раскрытие темы,
удержание
внимания
аудитории,
убедительность
аргументирован
ность,
контактность.
Способность
к адекватной
взаимооценке.
Самооценка
Ф.И.
других
участников
проекта
Оценка
педагога
Оценка в баллах выставляется в соответствии со следующими уровнями:
0 –низкий уровень;
1 –средний уровень;
2 –высокий уровень.
Количественные границы уровней:
От 0 до 0,6 – низкий;
от 0,7 до 1,5 – средний;
от 1,6 до 2 – высокий.
Рефлексия на каждом занятии проекта
1.
Интересно тебе было на занятии?
(было не интересно -0; интересно -1; да очень интересно – 2);
2.
Узнал(а) ли ты что – то новое на занятии?
Расскажи и оцени степень новых знаний.
(ничего не узнала-0; что – то узнала -1; узнала очень многое -2)
3.
Что ты делал(а) на занятии?
Расскажи и оцени свою работу.
14
(ничего не делал(а) -0; работал(а) -1; работал(а) увлеченно -2)
План защиты проекта
Почему выбрал(а) именно эту тема?
Какие задачи ставил (а) при работе над проектом?
Перечисли основные этапы работы над своим дизайн – макетом открытки?
Что изображено на твоей открытке и почему?
Какова форма и конструкция твоего дизайн - макета открытки?
Какова пластика формы твоей открытки?
Расскажи о синтезе текста и изображения на твоей открытке?
Как реализованы основы композиция в дизайн - макете открытки?
Какие использовались техники, материалы, инструменты при создании открытки?
Что нового узнал(а), чему научился(ась) в результате работы над проектом?
Какой продукт получил(а) в результате работы над проектом?
Представь составленные: синквейн, интеллект – карту, кроссворды.
Примеры синквейнов, составленных учащимися
Пример 1.
Открытка.
Яркая, пасхальная.
Развивает, радует, учит.
Дает возможность реализовать свои дизайнерские идеи.
Подарок!
Пример 2.
Открытка.
Оригинальная, рождественская.
Заинтересовывает, воспитывает, благодарит.
Приносит удовольствие дарящему и тому, кому она адресована.
Праздник!
Примеры последовательности выполнения работы
учащихся над своим дизайн - макетом открытки
«Рождественская открытка с Ангелом на титульном листе»
Техника и материалы:
плоскостное макетирование; работа с бумагой – техника выцинанка, аппликация; материалы
– цветной картон, цветная бумага, белая и цветная бумага, клей -карандаш, гелевая ручка,
маркер (золото).
- сложить лист цветного картона пополам;
-сложить
пополам
листы
белой
бумаги,
и
наметив
Ангела,
кустики
со
снегирями,
колокольчики, Елочку, вырезать их;
- наметить и вырезать декоративные овалы из цветной бумаги, предварительно сложив их
пополам (места для надписи поздравления);
- определить положение шрифта на титульном листе;
- расположить все детали и выполнить монтаж;
- украсить открытку при помощи гелевой ручки (золото), маркера (золото), нарезанного из
бумаги разного цвета серпантина.
«Рождественская открытка в виде Елочки в конверте»
Техника и материалы:
15
плоскостное макетирование; работа с бумагой – техника аппликация, элементы бумажной
пластики; материалы - цветной картон, линейка, цветная бумага, клей -карандаш, контур по
стеклу и керамике.
- наметить и вырезать подложку для конверта;
- наметить и вырезать детали конверта;
- нарисовать и вырезать елочки, звезду, игрушки, полоску для бантика;
- выполнить надпись контуром;
- монтировать на елку игрушки и звезду к подложке;
- декорировать елочные игрушки при помощи бумагопластики (работа с полоской) - бантики
и контура – выполнение узора на игрушках;
- украсить подложку скрученными полосками из цветной бумаги;
- вложить открытку в виде елочки в конверт.
Примеры кроссвордов, составленных учащимися
с ключевыми словами – «Рождество», «Пасха»
Ключевое слово – «Рождество»
1)
Кому явился Архангел и возвестил о рождении у Нее сына Божия? (Мария)
2)
Один
из
драгоценных
подарков,
который
принесли
волхвы
Младенцу
Иисусу?
(Зо
лото)
3)
На что дал надежду своей смертью и воскресением Иисус? (
Жизнь)
4)
Из какого древнего царского рода были Иосиф и Мария? (
Давид)
5)
Пещера, где родился Младенец Иисус (Ве
ртеп)
6)
С кем была обручена Мария? (Иос
иф)
7)
Кто родился в городе Давидовом? (Христ
ос)
8)
В какой город отправились Мария и Иосиф из-за переписи населения? (
Вифлеем)
9)
Как звали царя, который приказал убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, так
как думал, что среди убитых будет тот, о котором говорили мудрецы – как о будущем
царе Израиля? (Иро
д)
Ключевое слово – «Пасха»
1)
Время покаяния, молитвы и добровольного ограничения в пище? (
Пост)
2)
Кто предал Иисуса Христа за тридцать серебряных монет, поцеловав Его? (Иуда
)
3)
Что нес Иисус, идя на Голгофу, и на чем Его распяли? (Крес
т)
4)
Что искупил своей смертью Иисус? (Грех
)
5)
Где молился после Тайной вечери Христос своему отцу? (Гефсима
ния)
16
Список литературы
1.
Белякова О.В., Изотова М.А. Лучшие поделки из бумаги. - Ярославль, 2009.
2.
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. - М., 2007.
3.
Губарева О.В. Рождество Христово. - СПб., 2013.
4.
Детская Библия. - Любляна, Словения, Югославия, 1990.
5.
Межиева М.В. Праздники на Руси. - М., 2009.
6.
О Рождестве Христовом. / Сост. Н. Сорока, С. Михадюк, А. Ломако. - Минск, 2009.
7.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2011.
8.
Педагогические технологии. / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2005.
9.
Полякова Т.Н. Педагогический метод проектов: учебно – методическое пособие. - СПб.,
2012.
10. Рождество: Праздники, обряды, традиции восточных славян. / Сост. А.С. Казаков, В.П
Стешенко. - Рига, 1990.
11. Соколова – Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. - Тверь, 2006.
12. Шишкова Е.А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М., 2012.
17